Повышающий коэффициент платы за негативное воздействие
Подборка наиболее важных документов по запросу Повышающий коэффициент платы за негативное воздействие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 16.3 "Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Поскольку соответствие спорного объекта НВОС критериям объекта II категории истцом под сомнение не ставится; декларация о воздействии на окружающую среду была представлена им с превышением установленного срока, суд согласился с выводами ответчика об осуществлении истцом деятельности на объекте II категории в отсутствие у него разрешительных документов и необходимости применения при исчислении платы за НВОС повышающего коэффициента.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Поскольку соответствие спорного объекта НВОС критериям объекта II категории истцом под сомнение не ставится; декларация о воздействии на окружающую среду была представлена им с превышением установленного срока, суд согласился с выводами ответчика об осуществлении истцом деятельности на объекте II категории в отсутствие у него разрешительных документов и необходимости применения при исчислении платы за НВОС повышающего коэффициента.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16.1 "Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Установив отсутствие доказательств того, что до представления истцом декларации о воздействии на окружающую среду ему были утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; что истец обращался к ответчику с декларацией о НВОС; что у него отсутствовала объективная возможность для принятия необходимых мер к получению разрешения, суд пришел к выводу об обоснованности применения ответчиком при расчете платы за НВОС повышающего коэффициента.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Установив отсутствие доказательств того, что до представления истцом декларации о воздействии на окружающую среду ему были утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; что истец обращался к ответчику с декларацией о НВОС; что у него отсутствовала объективная возможность для принятия необходимых мер к получению разрешения, суд пришел к выводу об обоснованности применения ответчиком при расчете платы за НВОС повышающего коэффициента.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Анализ судебных споров касательно отдельных оснований увеличения экологических платежей
(Старова Е.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 1)Научно-исследовательская статья преимущественно посвящена выявлению цели применения повышающего коэффициента 2 к плате за негативное воздействие на окружающую среду. На примере некоторых формулировок текстов законов и подзаконных актов автор проанализировала влияние норм экологического и финансового права на привлечение инвестиций, в том числе в Арктической зоне Российской Федерации. В связи с этим были сделаны выводы по поводу практического значения соотношения юридических терминов "районы Крайнего Севера и приравненные к ним", "территории и объекты, находящиеся под особой охраной" и "Арктическая зона Российской Федерации". На примере отдельных арбитражных споров проанализированы законодательные пробелы, которые, на взгляд автора, не отвечают требованиям простоты, четкости и однозначности регулирования.
(Старова Е.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 1)Научно-исследовательская статья преимущественно посвящена выявлению цели применения повышающего коэффициента 2 к плате за негативное воздействие на окружающую среду. На примере некоторых формулировок текстов законов и подзаконных актов автор проанализировала влияние норм экологического и финансового права на привлечение инвестиций, в том числе в Арктической зоне Российской Федерации. В связи с этим были сделаны выводы по поводу практического значения соотношения юридических терминов "районы Крайнего Севера и приравненные к ним", "территории и объекты, находящиеся под особой охраной" и "Арктическая зона Российской Федерации". На примере отдельных арбитражных споров проанализированы законодательные пробелы, которые, на взгляд автора, не отвечают требованиям простоты, четкости и однозначности регулирования.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 1)- проработка предложений по установлению повышающих коэффициентов платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты Арктической зоны Российской Федерации;
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 1)- проработка предложений по установлению повышающих коэффициентов платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты Арктической зоны Российской Федерации;
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 28.05.2013
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года"Впредь до внесения необходимых законодательных изменений пятикратный повышающий коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду не должен применяться к специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, если с ее стороны не было допущено злоупотреблений, связанных с определением соответствующих лимитов на размещение отходов.
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года"Впредь до внесения необходимых законодательных изменений пятикратный повышающий коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду не должен применяться к специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, если с ее стороны не было допущено злоупотреблений, связанных с определением соответствующих лимитов на размещение отходов.
Статья: Судейский активизм и судебная сдержанность в теории эволютивного подхода к праву
(Гаджиев Х.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 3)По мнению Конституционного Суда РФ, необходимо внести в действующее регулирование обусловленные конституционным предназначением платы за негативное воздействие на окружающую среду изменения, которые в единстве с положениями законодательства о лицензировании, нормировании и тарифном регулировании в области охраны окружающей среды обеспечивали бы стимулирующую функцию пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления. Конституционный Суд постановил также впредь до внесения изменений не применять пятикратный повышающий коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов.
(Гаджиев Х.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 3)По мнению Конституционного Суда РФ, необходимо внести в действующее регулирование обусловленные конституционным предназначением платы за негативное воздействие на окружающую среду изменения, которые в единстве с положениями законодательства о лицензировании, нормировании и тарифном регулировании в области охраны окружающей среды обеспечивали бы стимулирующую функцию пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления. Конституционный Суд постановил также впредь до внесения изменений не применять пятикратный повышающий коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов.
Готовое решение: Как рассчитать сумму платы за НВОС при размещении отходов производства и потребления, хранении вскрышных и вмещающих горных пород, размещении побочных продуктов животноводства
(КонсультантПлюс, 2025)Если нет КЭР и действующего документа, в котором утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, плата за НВОС исчисляется с фактического объема отходов с применением повышающего коэффициента, равного 25 (п. п. 18, 19, 27, 28, 29, 32 Правил исчисления и взимания платы за НВОС):
(КонсультантПлюс, 2025)Если нет КЭР и действующего документа, в котором утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, плата за НВОС исчисляется с фактического объема отходов с применением повышающего коэффициента, равного 25 (п. п. 18, 19, 27, 28, 29, 32 Правил исчисления и взимания платы за НВОС):
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)(-) 4. По мнению истца (Управления Росприроднадзора), ответчик обязан был внести плату за НВОС с повышающим коэффициентом.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)(-) 4. По мнению истца (Управления Росприроднадзора), ответчик обязан был внести плату за НВОС с повышающим коэффициентом.
Готовое решение: Как рассчитать сумму платы за размещение отходов производства и потребления до 31 августа 2023 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)Если вы не получили комплексное экологическое разрешение или не подали декларацию о воздействии на окружающую среду, отчетность об отходах, плату со всей массы размещенных отходов нужно рассчитывать как при превышении лимитов на их размещение, то есть с повышающим коэффициентом (п. п. 12, 20 Правил исчисления и взимания платы за НВОС, п. 8.14 Приложения 2 к Приказу Минприроды России от 10.12.2020 N 1043).
(КонсультантПлюс, 2023)Если вы не получили комплексное экологическое разрешение или не подали декларацию о воздействии на окружающую среду, отчетность об отходах, плату со всей массы размещенных отходов нужно рассчитывать как при превышении лимитов на их размещение, то есть с повышающим коэффициентом (п. п. 12, 20 Правил исчисления и взимания платы за НВОС, п. 8.14 Приложения 2 к Приказу Минприроды России от 10.12.2020 N 1043).
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(+) 4. По мнению истца (Управления Росприроднадзора), несвоевременное представление ответчиком технического отчета по обращению с отходами, подтверждающего неизменность производственного процесса, влечет применение повышающего коэффициента к ставке платы за НВОС на основании п. 12 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(+) 4. По мнению истца (Управления Росприроднадзора), несвоевременное представление ответчиком технического отчета по обращению с отходами, подтверждающего неизменность производственного процесса, влечет применение повышающего коэффициента к ставке платы за НВОС на основании п. 12 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255).
Статья: Правовая охрана вод при морской добыче нефти в полярных условиях (опыт Норвегии и России)
(Папков С.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)Статьей 16 Закона об охране окружающей среды предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС). Институт платы за НВОС призван стимулировать природопользователей к сокращению причинения вреда окружающей среде и его возмещению. При превышении установленных нормативов или несоблюдении снижения объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в течение установленного срока в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности применяются повышающие коэффициенты при исчислении платы за НВОС <29>.
(Папков С.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)Статьей 16 Закона об охране окружающей среды предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС). Институт платы за НВОС призван стимулировать природопользователей к сокращению причинения вреда окружающей среде и его возмещению. При превышении установленных нормативов или несоблюдении снижения объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в течение установленного срока в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности применяются повышающие коэффициенты при исчислении платы за НВОС <29>.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Суд признал обоснованным начисление ответчику платы за НВОС с применением повышающего коэффициента 100 (Постановление АС ПО от 24.05.2024 N Ф06-3476/2024 по делу N А65-35222/2022).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Суд признал обоснованным начисление ответчику платы за НВОС с применением повышающего коэффициента 100 (Постановление АС ПО от 24.05.2024 N Ф06-3476/2024 по делу N А65-35222/2022).
Готовое решение: Как рассчитать плату за НВОС при сбросах или выбросах сверх лимита
(КонсультантПлюс, 2025)суммой платы за НВОС в пределах норматива. Она рассчитывается в общем порядке без повышающего коэффициента Кпр или коэффициента, равного 25.
(КонсультантПлюс, 2025)суммой платы за НВОС в пределах норматива. Она рассчитывается в общем порядке без повышающего коэффициента Кпр или коэффициента, равного 25.