Повышающий коэффициент на электроэнергию
Подборка наиболее важных документов по запросу Повышающий коэффициент на электроэнергию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 "Объекты жилищных прав. Многоквартирный дом" ЖК РФ"Как следует из нормы статьи 15 ЖК РФ, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета, когда имеется техническая возможность их установки."
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2025 N 15АП-11272/2025 по делу N А53-39702/2024
Требование: О взыскании задолженности, пеней.
Встречное требование: О взыскании задолженности, пеней.
Решение: 1) В удовлетворении требования отказано; 2) Встречное требование удовлетворено.Таким образом, сетевая организация при расчетах с энергосбытовой компанией (гарантирующим поставщиком) не вправе увеличивать объем оказанных по передаче электрической энергии услуг на размер повышающего коэффициента, поскольку последний не составляет объем действительно доставленного до потребителя коммунального ресурса, при том, что такая доставка является предназначением сетевой организации. Исчисление дополнительного количества электрической энергии, предъявляемой к оплате потребителю, от объема базового норматива ее количества само по себе не означает обратного, поскольку представляет собой порядок расчета дополнительно взимаемой стимулирующей потребителя платы, а не дополнительно потребленный им объем энергии.
Требование: О взыскании задолженности, пеней.
Встречное требование: О взыскании задолженности, пеней.
Решение: 1) В удовлетворении требования отказано; 2) Встречное требование удовлетворено.Таким образом, сетевая организация при расчетах с энергосбытовой компанией (гарантирующим поставщиком) не вправе увеличивать объем оказанных по передаче электрической энергии услуг на размер повышающего коэффициента, поскольку последний не составляет объем действительно доставленного до потребителя коммунального ресурса, при том, что такая доставка является предназначением сетевой организации. Исчисление дополнительного количества электрической энергии, предъявляемой к оплате потребителю, от объема базового норматива ее количества само по себе не означает обратного, поскольку представляет собой порядок расчета дополнительно взимаемой стимулирующей потребителя платы, а не дополнительно потребленный им объем энергии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Согласно ч. 1 и 2 комментируемой статьи размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Согласно ч. 1 и 2 комментируемой статьи размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Ситуация: Как рассчитывается плата за коммунальные услуги?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Повышающие коэффициенты не применяются, в частности, в случаях, когда отсутствует техническая возможность для установки приборов учета, а также если обязанность по установке приборов учета электроэнергии возложена на гарантирующего поставщика (сетевую организацию) (п. п. 4, 26(1) Приложения N 2 к Правилам, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; п. 42 Правил).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Повышающие коэффициенты не применяются, в частности, в случаях, когда отсутствует техническая возможность для установки приборов учета, а также если обязанность по установке приборов учета электроэнергии возложена на гарантирующего поставщика (сетевую организацию) (п. п. 4, 26(1) Приложения N 2 к Правилам, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; п. 42 Правил).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Частью 1 ст. 157 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ) предусмотрено, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Частью 1 ст. 157 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ) предусмотрено, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172
(ред. от 31.10.2025)
"Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности"В случае несоблюдения организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью суммарного объема и сроков проведения ремонта, согласованного в установленном порядке с системным оператором, стоимость электрической энергии для указанной организации определяется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка с применением к ценам (тарифам) на электрическую энергию повышающего коэффициента, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, а в течение периода действия в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка введенного в установленном порядке второго этапа государственного регулирования в электроэнергетике (но не более 15 календарных дней) - с применением указанного повышающего коэффициента, увеличенного вдвое.
(ред. от 31.10.2025)
"Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности"В случае несоблюдения организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью суммарного объема и сроков проведения ремонта, согласованного в установленном порядке с системным оператором, стоимость электрической энергии для указанной организации определяется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка с применением к ценам (тарифам) на электрическую энергию повышающего коэффициента, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, а в течение периода действия в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка введенного в установленном порядке второго этапа государственного регулирования в электроэнергетике (но не более 15 календарных дней) - с применением указанного повышающего коэффициента, увеличенного вдвое.
Статья: Можно ли применять повышенный коэффициент амортизации к зданиям?
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 34)Определения понятия "повышенная сменность" Налоговый кодекс не содержит. Руководствуясь положениями Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Трудового кодекса, а также принимая во внимание письма Минэкономразвития России от 20.03.2007 N Д19-284, от 13.01.2011 N д13-13, суды указали, что режимом повышенной сменности в целях налогообложения является эксплуатация основных средств в три смены и более. При этом группа основных средств "здания" не может быть отнесена к многосменному режиму, так как любое здание построено в расчете на 24-часовую эксплуатацию и не может быть отнесено к основным средствам, используемым для работы в условиях повышенной сменности. Кроме того, приказы об утверждении режима работы торговых объектов, табели учета рабочего времени, ответы арендаторов, показания свидетелей, ведомости почасового потребления электроэнергии, акты об использовании основных средств свидетельствуют об отсутствии документального подтверждения довода компании об ускоренном износе основных средств и возможности применения повышающего коэффициента амортизации по критерию "повышенная сменность". При этом режим работы магазинов по объектам, к которым применен повышающий коэффициент, соответствует режиму работы в две смены.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 34)Определения понятия "повышенная сменность" Налоговый кодекс не содержит. Руководствуясь положениями Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Трудового кодекса, а также принимая во внимание письма Минэкономразвития России от 20.03.2007 N Д19-284, от 13.01.2011 N д13-13, суды указали, что режимом повышенной сменности в целях налогообложения является эксплуатация основных средств в три смены и более. При этом группа основных средств "здания" не может быть отнесена к многосменному режиму, так как любое здание построено в расчете на 24-часовую эксплуатацию и не может быть отнесено к основным средствам, используемым для работы в условиях повышенной сменности. Кроме того, приказы об утверждении режима работы торговых объектов, табели учета рабочего времени, ответы арендаторов, показания свидетелей, ведомости почасового потребления электроэнергии, акты об использовании основных средств свидетельствуют об отсутствии документального подтверждения довода компании об ускоренном износе основных средств и возможности применения повышающего коэффициента амортизации по критерию "повышенная сменность". При этом режим работы магазинов по объектам, к которым применен повышающий коэффициент, соответствует режиму работы в две смены.
Ситуация: Когда пересчитывают плату за коммунальные услуги (газоснабжение, электроснабжение, отопление и др.)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Плата за коммунальную услугу рассчитывается с применением повышающих коэффициентов при недопуске исполнителя два раза и более в помещение для проверки приборов учета, а также при двукратном недопуске в помещение представителей гарантирующего поставщика (сетевой организации) для установки приборов учета электроэнергии, ввода их в эксплуатацию, проверки состояния или проведения работ по обслуживанию и подключению приборов учета к интеллектуальной системе учета электроэнергии. Аналогичным образом повышается плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, если собственники помещений в МКД не обеспечили установку или введение в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такой технической возможности) (п. п. 60(1), 60(3), 80(1) Правил N 354; п. п. 4, 26(1) Приложения N 2 к Правилам N 354).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Плата за коммунальную услугу рассчитывается с применением повышающих коэффициентов при недопуске исполнителя два раза и более в помещение для проверки приборов учета, а также при двукратном недопуске в помещение представителей гарантирующего поставщика (сетевой организации) для установки приборов учета электроэнергии, ввода их в эксплуатацию, проверки состояния или проведения работ по обслуживанию и подключению приборов учета к интеллектуальной системе учета электроэнергии. Аналогичным образом повышается плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, если собственники помещений в МКД не обеспечили установку или введение в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такой технической возможности) (п. п. 60(1), 60(3), 80(1) Правил N 354; п. п. 4, 26(1) Приложения N 2 к Правилам N 354).
Статья: Машино-место как объект гражданских прав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, объем потребляемых в помещении, отведенном в многоквартирном доме под машино-места, электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объем отводимых сточных вод определяется исходя из показаний приборов учета соответствующего коммунального ресурса, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, а при их отсутствии исходя из площади указанного помещения и норматива потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанный объем электрической энергии, холодной воды и горячей воды, а также сточных вод распределяется между собственниками машино-мест пропорционально количеству машино-мест, принадлежащих каждому собственнику. При этом при отсутствии приборов учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, размер платы для собственников машино-мест определяется с применением повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления коммунального ресурса, величина которого принимается равной 1,5.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, объем потребляемых в помещении, отведенном в многоквартирном доме под машино-места, электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объем отводимых сточных вод определяется исходя из показаний приборов учета соответствующего коммунального ресурса, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, а при их отсутствии исходя из площади указанного помещения и норматива потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанный объем электрической энергии, холодной воды и горячей воды, а также сточных вод распределяется между собственниками машино-мест пропорционально количеству машино-мест, принадлежащих каждому собственнику. При этом при отсутствии приборов учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, размер платы для собственников машино-мест определяется с применением повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления коммунального ресурса, величина которого принимается равной 1,5.