Повод для проведения административного расследования
Подборка наиболее важных документов по запросу Повод для проведения административного расследования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2023 N 11АП-18265/2023 по делу N А65-24038/2023
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.Доводы подателя жалобы о том, что при рассмотрении обращения гр. Сибагатовой А.Д. на действия АО КБ "Локо-Банк" требуется лишь истребование документов, а не проведение экспертизы, установление потерпевших, свидетелей, допрос лиц, проживающих в другой местности, а также о том, что сведения и документы, которые содержатся в обращении, не являются достаточным доказательством, и не влекут за собой непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, в связи с чем, в рамках действующего законодательства, отсутствуют основания для подготовки мотивированного представления в прокуратуру с целью организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и не являются поводом к возбуждению дела об административном правонарушении и проведению административного расследования, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку они не основаны на имеющихся в деле доказательствах, которые объективно проанализированы судом, а результаты их оценки отражены в судебном акте. С выводами, сделанными судом нет оснований не соглашаться.
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.Доводы подателя жалобы о том, что при рассмотрении обращения гр. Сибагатовой А.Д. на действия АО КБ "Локо-Банк" требуется лишь истребование документов, а не проведение экспертизы, установление потерпевших, свидетелей, допрос лиц, проживающих в другой местности, а также о том, что сведения и документы, которые содержатся в обращении, не являются достаточным доказательством, и не влекут за собой непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, в связи с чем, в рамках действующего законодательства, отсутствуют основания для подготовки мотивированного представления в прокуратуру с целью организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и не являются поводом к возбуждению дела об административном правонарушении и проведению административного расследования, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку они не основаны на имеющихся в деле доказательствах, которые объективно проанализированы судом, а результаты их оценки отражены в судебном акте. С выводами, сделанными судом нет оснований не соглашаться.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2023 N 11АП-16887/2023 по делу N А65-21409/2023
Требование: О признании незаконными и отмене определений об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение: Требование удовлетворено в части.Управлением сделан вывод о том, что сведения и документы, которые содержатся в обращении, не являются достаточным доказательством, и не влекут за собой непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, в связи с чем, в рамках действующего законодательства, отсутствуют основания для подготовки мотивированного представления в прокуратуру с целью организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и не являются поводом к возбуждению дела об административном правонарушении и проведению административного расследования.
Требование: О признании незаконными и отмене определений об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение: Требование удовлетворено в части.Управлением сделан вывод о том, что сведения и документы, которые содержатся в обращении, не являются достаточным доказательством, и не влекут за собой непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, в связи с чем, в рамках действующего законодательства, отсутствуют основания для подготовки мотивированного представления в прокуратуру с целью организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и не являются поводом к возбуждению дела об административном правонарушении и проведению административного расследования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности проведения административного расследования в практике должностных лиц таможенных органов Российской Федерации
(Баранова А.Ф., Гусаров А.В., Астафьева Н.А.)
("Таможенное дело", 2023, N 2)Между тем перечень поводов для проведения административного расследования по своей юридической конструкции не ограничен одной лишь экспертизой. Единственным важным условием здесь выступает наличие значительных временных затрат для проведения необходимых процессуальных операций. Например, таможенный орган может использовать административное расследование как основание для истребования необходимых сведений, имеющих важное юридическое значение для дела об административном правонарушении <9>, направления запросов и получения объяснений <10>, отбора проб и образцов <11> и т.п.
(Баранова А.Ф., Гусаров А.В., Астафьева Н.А.)
("Таможенное дело", 2023, N 2)Между тем перечень поводов для проведения административного расследования по своей юридической конструкции не ограничен одной лишь экспертизой. Единственным важным условием здесь выступает наличие значительных временных затрат для проведения необходимых процессуальных операций. Например, таможенный орган может использовать административное расследование как основание для истребования необходимых сведений, имеющих важное юридическое значение для дела об административном правонарушении <9>, направления запросов и получения объяснений <10>, отбора проб и образцов <11> и т.п.
Статья: Административное расследование по делу об административном правонарушении
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)В научных исследованиях <13> отмечается, что ввиду некоторого сходства оснований отдельных контрольных (надзорных) мероприятий и поводов для возбуждения дел об административных правонарушениях, установленных КоАП РФ, встречаются случаи их подмены. По выявленным фактам проведения административного расследования при отсутствии данных, указывающих на наличие события правонарушения, прокуроры реагируют надзорными средствами.
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)В научных исследованиях <13> отмечается, что ввиду некоторого сходства оснований отдельных контрольных (надзорных) мероприятий и поводов для возбуждения дел об административных правонарушениях, установленных КоАП РФ, встречаются случаи их подмены. По выявленным фактам проведения административного расследования при отсутствии данных, указывающих на наличие события правонарушения, прокуроры реагируют надзорными средствами.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.
(ред. от 04.11.2025)3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.
"Методические рекомендации по выявлению, пресечению, документированию административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.32 и 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и профилактике правонарушений в области пожарной безопасности среди правообладателей земельных участков, граничащих с лесом"
(утв. МЧС России)В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
(утв. МЧС России)В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Статья: Правовые аспекты иммунодиагностики и иммунопрофилактики некоторых заболеваний
(Иванова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)4) психологические (обусловленные страхом, беспокойством по поводу иммунизации);
(Иванова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)4) психологические (обусловленные страхом, беспокойством по поводу иммунизации);
Статья: Административная ответственность в сфере конкуренции: проблемы и пути их устранения
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства по главе 9 Закона о защите конкуренции имеет те же цели, что и административное расследование по ст. 28.7 КоАП РФ (сбор и фиксация доказательств для последующего вынесения постановления о привлечении к административной ответственности), и сходные фактические основания (осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат). Различия: при вынесении постановления о возбуждении дела и проведении административного расследования дело об административном правонарушении уже возбуждается, а при возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства - возбуждается только после подготовки повода по ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ - вынесения решения по главе 9 Закона о защите конкуренции.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства по главе 9 Закона о защите конкуренции имеет те же цели, что и административное расследование по ст. 28.7 КоАП РФ (сбор и фиксация доказательств для последующего вынесения постановления о привлечении к административной ответственности), и сходные фактические основания (осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат). Различия: при вынесении постановления о возбуждении дела и проведении административного расследования дело об административном правонарушении уже возбуждается, а при возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства - возбуждается только после подготовки повода по ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ - вынесения решения по главе 9 Закона о защите конкуренции.
Статья: Административное расследование: о целесообразности существования в законодательстве об административных правонарушениях
(Несвит Е.А.)
("Мировой судья", 2024, N 11)Вместе с тем рассмотрение судом дела, по которому проведено административное расследование не по месту совершения правонарушения, посягает на принцип доступности правосудия в его территориальном аспекте <12>. Это наносит вред как интересам сторон, так и публичным интересам. По этому поводу Конституционный Суд РФ отмечает, что общее правило определения территориальной подсудности уголовного дела по месту совершения преступления обусловлено тем, что, будучи общественно опасным деянием, преступление вызывает в обществе соответствующую реакцию (резонанс), рассмотрение уголовного дела по месту его совершения способствует снижению вызванной им социальной напряженности, оказывает на граждан эффективное предупредительное воздействие, укрепляет их доверие к судебной власти, упрощает доступ к суду потерпевших, не препятствует участию свидетелей и исследованию других источников доказательств в судебном процессе <13>.
(Несвит Е.А.)
("Мировой судья", 2024, N 11)Вместе с тем рассмотрение судом дела, по которому проведено административное расследование не по месту совершения правонарушения, посягает на принцип доступности правосудия в его территориальном аспекте <12>. Это наносит вред как интересам сторон, так и публичным интересам. По этому поводу Конституционный Суд РФ отмечает, что общее правило определения территориальной подсудности уголовного дела по месту совершения преступления обусловлено тем, что, будучи общественно опасным деянием, преступление вызывает в обществе соответствующую реакцию (резонанс), рассмотрение уголовного дела по месту его совершения способствует снижению вызванной им социальной напряженности, оказывает на граждан эффективное предупредительное воздействие, укрепляет их доверие к судебной власти, упрощает доступ к суду потерпевших, не препятствует участию свидетелей и исследованию других источников доказательств в судебном процессе <13>.
Статья: Административно-процессуальная деятельность в рамках стадии возбуждения производства по дисциплинарным делам
(Лещина Э.Л.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Что касается наименования рассматриваемой стадии, когда взыскание будет наложено в письменной форме по итогам проверки, устного или письменного разбирательства, то оно должно отражать ее назначение, функциональную роль, содержание складывающихся правоотношений и логическое место в структуре правоприменения по дисциплинарным делам. Соответственно, начальную стадию производства по дисциплинарным делам при проведении по делу служебной проверки, разбирательства (в том числе в устной форме) или административного расследования следует именовать стадией возбуждения производства по дисциплинарному делу. С возбуждением производства связано начало правоприменительного процесса.
(Лещина Э.Л.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Что касается наименования рассматриваемой стадии, когда взыскание будет наложено в письменной форме по итогам проверки, устного или письменного разбирательства, то оно должно отражать ее назначение, функциональную роль, содержание складывающихся правоотношений и логическое место в структуре правоприменения по дисциплинарным делам. Соответственно, начальную стадию производства по дисциплинарным делам при проведении по делу служебной проверки, разбирательства (в том числе в устной форме) или административного расследования следует именовать стадией возбуждения производства по дисциплинарному делу. С возбуждением производства связано начало правоприменительного процесса.
Готовое решение: Что нужно знать о порядке возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, если его заводят против вас
(КонсультантПлюс, 2025)Дело считается возбужденным с момента составления, в частности, протокола об административном правонарушении. Когда нужно провести административное расследование, сначала вынесут определение о возбуждении дела. Существуют и иные документы, с моментом составления которых закон связывает это событие (п. п. 3, 4 ч. 4 ст. 28.1, ч. 2, 6 ст. 28.7 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Дело считается возбужденным с момента составления, в частности, протокола об административном правонарушении. Когда нужно провести административное расследование, сначала вынесут определение о возбуждении дела. Существуют и иные документы, с моментом составления которых закон связывает это событие (п. п. 3, 4 ч. 4 ст. 28.1, ч. 2, 6 ст. 28.7 КоАП РФ).
Статья: Теоретическое осмысление и практическая реализация административной ответственности за побои
(Водяная М.Ю., Ляшук А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)13. Вынести определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ. В данном документе указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ.
(Водяная М.Ю., Ляшук А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)13. Вынести определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ. В данном документе указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ.
Готовое решение: Как Роспотребнадзор проводит административное расследование
(КонсультантПлюс, 2025)Привлечь к административной ответственности могут как по итогам контрольных (надзорных) мероприятий, так и без их проведения, если имеются поводы для возбуждения дела об административном правонарушении. Но если для установления всех обстоятельств необходимы значительные временные затраты (например, для проведения экспертизы), то в рамках производства по делу проводится административное расследование. Роспотребнадзор проводит его, в частности, при выявлении нарушений законодательства о защите прав потребителей и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
(КонсультантПлюс, 2025)Привлечь к административной ответственности могут как по итогам контрольных (надзорных) мероприятий, так и без их проведения, если имеются поводы для возбуждения дела об административном правонарушении. Но если для установления всех обстоятельств необходимы значительные временные затраты (например, для проведения экспертизы), то в рамках производства по делу проводится административное расследование. Роспотребнадзор проводит его, в частности, при выявлении нарушений законодательства о защите прав потребителей и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Статья: Доверие к органам административной юрисдикции в расследованиях несчастных случаев и в практике назначения административного наказания по делам об административных правонарушениях государственных нормативных требований охраны труда
(Терехова А.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Соблюдение принципа правовой определенности интересно рассмотреть на примере расследования несчастного случая на производстве. Участие в расследовании несчастных случаев представляет собой вид административной деятельности со специфической правовой природой; но данный вид административной деятельности недостаточно урегулирован законом. Так, расследование завершается составлением акта расследования, который при определенных условиях служит поводом к возбуждению дела об административных правонарушениях. В целях достижения единообразия в принятии решения проводятся заседания комиссии. При этом составление протокола заседания членов комиссии требуется в обязательном порядке только при отказе любого из членов от подписания акта (п. 31 Положения об особенностях расследования несчастных случаев... <13>; далее - Положение) или в описанных в Положении особых случаях (п. 21.2 Положения), а в остальных случаях, включая наличие разногласий по принятому решению, протокол составляется только "при необходимости", которая устанавливается комиссией по своему усмотрению. Отсутствие обязательности протоколирования заседания комиссии для всех жизненных случаев можно охарактеризовать с негативной стороны. Так, принятые с учетом изложенного, в частности, решения членов комиссии, в том числе органов публичной администрации, могут влиять на результаты расследования в направлении сокрытия обстоятельств, материалов случая, а также совершенных нарушений. Причины подобного сокрытия лежат в недостаточной формализации, а значит, и правовой неопределенности порядка расследования.
(Терехова А.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Соблюдение принципа правовой определенности интересно рассмотреть на примере расследования несчастного случая на производстве. Участие в расследовании несчастных случаев представляет собой вид административной деятельности со специфической правовой природой; но данный вид административной деятельности недостаточно урегулирован законом. Так, расследование завершается составлением акта расследования, который при определенных условиях служит поводом к возбуждению дела об административных правонарушениях. В целях достижения единообразия в принятии решения проводятся заседания комиссии. При этом составление протокола заседания членов комиссии требуется в обязательном порядке только при отказе любого из членов от подписания акта (п. 31 Положения об особенностях расследования несчастных случаев... <13>; далее - Положение) или в описанных в Положении особых случаях (п. 21.2 Положения), а в остальных случаях, включая наличие разногласий по принятому решению, протокол составляется только "при необходимости", которая устанавливается комиссией по своему усмотрению. Отсутствие обязательности протоколирования заседания комиссии для всех жизненных случаев можно охарактеризовать с негативной стороны. Так, принятые с учетом изложенного, в частности, решения членов комиссии, в том числе органов публичной администрации, могут влиять на результаты расследования в направлении сокрытия обстоятельств, материалов случая, а также совершенных нарушений. Причины подобного сокрытия лежат в недостаточной формализации, а значит, и правовой неопределенности порядка расследования.