Потеря багажа в аэропорту
Подборка наиболее важных документов по запросу Потеря багажа в аэропорту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.06.2024 N 88-10910/2024 (УИД 59RS0009-01-2023-000419-09)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании убытков; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что им были приобретены авиабилеты. При его прилете в город принимающей страной было принято решение об отказе во въезде в страну и его депортации. По прилете в другой город багаж, стоимость провоза которого была включена в стоимость авиабилетов, доставлен не был, в связи с чем составлен акт о неприбытии багажа. Ввиду того что багаж своевременно доставлен не был, истец понес убытки.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано.Тот факт, что багаж, принадлежащий С.Ю.В., не был доставлен тем же рейсом, которым она была возвращена на территорию Российской Федерации, учитывая, что багаж непосредственно пассажиром авиаперевозчику не передавался, не свидетельствует о наличии оснований для взыскания с ответчика убытков. Доказательств объективной необходимости проживания в отеле при аэропорте, при том, что поданное истцом заявление об утрате багажа было принято сотрудниками аэропорта и начата работа по розыску багажа, истцом в материалы дела не представлено.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании убытков; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что им были приобретены авиабилеты. При его прилете в город принимающей страной было принято решение об отказе во въезде в страну и его депортации. По прилете в другой город багаж, стоимость провоза которого была включена в стоимость авиабилетов, доставлен не был, в связи с чем составлен акт о неприбытии багажа. Ввиду того что багаж своевременно доставлен не был, истец понес убытки.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано.Тот факт, что багаж, принадлежащий С.Ю.В., не был доставлен тем же рейсом, которым она была возвращена на территорию Российской Федерации, учитывая, что багаж непосредственно пассажиром авиаперевозчику не передавался, не свидетельствует о наличии оснований для взыскания с ответчика убытков. Доказательств объективной необходимости проживания в отеле при аэропорте, при том, что поданное истцом заявление об утрате багажа было принято сотрудниками аэропорта и начата работа по розыску багажа, истцом в материалы дела не представлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Туризм в Германии сегодня: социальные и правовые аспекты
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Помимо национального законодательства, туристское право включает в себя общеевропейские правовые нормы и международные соглашения. И здесь особое внимание уделяется соблюдению прав авиапассажиров. Так, с 2004 года нарушение прав путешественников в виде потери багажа, отмены или задержки авиарейса, смены аэропорта вылета или назначения, при перебронировании и аннулировании авиабилетов регулируется Регламентом ЕС 261/2004 и Монреальской конвенцией. Новшества коснулись не только внутриевропейских рейсов, но и международных. А в 2018 году вступила в силу Директива ЕС о пакетных турах, гарантирующая права граждан на возврат денежных средств даже в случае банкротства туроператора. Документ предусматривает также 14-дневное право отмены тура. Проведены разграничения между пакетными турами и индивидуальными поездками, когда путешественник самостоятельно заключает договоры на проживание и транспорт. В первом случае при каких-либо нарушениях претензии предъявляются организатору тура, а во втором случае - непосредственно соответствующему контрагенту. Если бронирование осуществлялось непосредственно за рубежом, то действительным является действующее там национальное право, а не немецкое. Кроме того, ужесточены обязательства по предоставлению достоверной информации о предоставляемых услугах до заключения договора и одобрено введение в деловой оборот стандартизированных информационных листов <9>.
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Помимо национального законодательства, туристское право включает в себя общеевропейские правовые нормы и международные соглашения. И здесь особое внимание уделяется соблюдению прав авиапассажиров. Так, с 2004 года нарушение прав путешественников в виде потери багажа, отмены или задержки авиарейса, смены аэропорта вылета или назначения, при перебронировании и аннулировании авиабилетов регулируется Регламентом ЕС 261/2004 и Монреальской конвенцией. Новшества коснулись не только внутриевропейских рейсов, но и международных. А в 2018 году вступила в силу Директива ЕС о пакетных турах, гарантирующая права граждан на возврат денежных средств даже в случае банкротства туроператора. Документ предусматривает также 14-дневное право отмены тура. Проведены разграничения между пакетными турами и индивидуальными поездками, когда путешественник самостоятельно заключает договоры на проживание и транспорт. В первом случае при каких-либо нарушениях претензии предъявляются организатору тура, а во втором случае - непосредственно соответствующему контрагенту. Если бронирование осуществлялось непосредственно за рубежом, то действительным является действующее там национальное право, а не немецкое. Кроме того, ужесточены обязательства по предоставлению достоверной информации о предоставляемых услугах до заключения договора и одобрено введение в деловой оборот стандартизированных информационных листов <9>.
Ситуация: Что делать в случае утери багажа авиаперевозчиком?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)До выхода из зала прилета обратитесь к представителю перевозчика или лицу, им уполномоченному. Как правило, это сотрудники службы розыска багажа, которая размещается в аэропорту непосредственно в местах выдачи багажа. Если утерянный багаж подлежал таможенному оформлению, дополнительно сообщите об этом представителю перевозчика.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)До выхода из зала прилета обратитесь к представителю перевозчика или лицу, им уполномоченному. Как правило, это сотрудники службы розыска багажа, которая размещается в аэропорту непосредственно в местах выдачи багажа. Если утерянный багаж подлежал таможенному оформлению, дополнительно сообщите об этом представителю перевозчика.
Нормативные акты
Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82
(ред. от 25.12.2024)
"Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2007 N 10186)Если зарегистрированный багаж не найден в течение двадцати одного дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа.
(ред. от 25.12.2024)
"Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2007 N 10186)Если зарегистрированный багаж не найден в течение двадцати одного дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 16.02.1998 N 29
"Обзор судебно - арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц"Согласно пунктам 1 и 2 статьи 18 Конвенции перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае уничтожения, потери, повреждения зарегистрированного багажа или товара, если происшествие, причинившее вред, произошло во время воздушной перевозки.
"Обзор судебно - арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц"Согласно пунктам 1 и 2 статьи 18 Конвенции перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае уничтожения, потери, повреждения зарегистрированного багажа или товара, если происшествие, причинившее вред, произошло во время воздушной перевозки.
Статья: Ответственность - багаж, нести который отказываются даже грузчики
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Гражданин обратился с иском к турецкой авиакомпании в связи с потерей багажа. Судом установлено, что истец вылетел с чемоданом, который зарегистрировал без объявления ценности. По прибытии в аэропорт имени Ататюрка истец свой багаж не получил, о чем в этот же день сообщил в соответствующую службу аэропорта. Был составлен акт неприбытия багажа.
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Гражданин обратился с иском к турецкой авиакомпании в связи с потерей багажа. Судом установлено, что истец вылетел с чемоданом, который зарегистрировал без объявления ценности. По прибытии в аэропорт имени Ататюрка истец свой багаж не получил, о чем в этот же день сообщил в соответствующую службу аэропорта. Был составлен акт неприбытия багажа.