Постановка на учет в качестве безработного ип
Подборка наиболее важных документов по запросу Постановка на учет в качестве безработного ип (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03.06.2024 N 88-10232/2024 (УИД 35RS0006-01-2023-000780-73)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования уполномоченного органа: О взыскании перечисленной суммы пособия.
Обстоятельства: Путем подачи заявления в результате электронного взаимодействия был получен документ, согласно которому ответчик был зарегистрирован в качестве самозанятого, о чем истцу не сообщил. В результате образовалось незаконно полученное пособие по безработице.
Решение: Отказано.Представленное истцом заявление Б. N 2554012 не отражает того обстоятельства, что ответчиком при постановке на учет в качестве безработного были указаны ложные сведения. В разделе 17 заявления перечислены категории граждан претендующих на признание безработными и не претендующих на признание таковыми, в разделе 18 заявления указаны категории граждан, которые не могут быть признаны безработными и претендуют только на содействие в поиске подходящей работы, среди которых указаны, в том числе, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, однако сведений о выборе ответчика относит ли он себя к данной категории граждан или нет, заявление не содержит.
Категория спора: Социальные пособия.
Требования уполномоченного органа: О взыскании перечисленной суммы пособия.
Обстоятельства: Путем подачи заявления в результате электронного взаимодействия был получен документ, согласно которому ответчик был зарегистрирован в качестве самозанятого, о чем истцу не сообщил. В результате образовалось незаконно полученное пособие по безработице.
Решение: Отказано.Представленное истцом заявление Б. N 2554012 не отражает того обстоятельства, что ответчиком при постановке на учет в качестве безработного были указаны ложные сведения. В разделе 17 заявления перечислены категории граждан претендующих на признание безработными и не претендующих на признание таковыми, в разделе 18 заявления указаны категории граждан, которые не могут быть признаны безработными и претендуют только на содействие в поиске подходящей работы, среди которых указаны, в том числе, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, однако сведений о выборе ответчика относит ли он себя к данной категории граждан или нет, заявление не содержит.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.12.2022 N 88-23068/2022 (УИД 19RS0001-02-2022-003524-06)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В отношении истца было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 210 УК РФ. Впоследствии уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием в его деянии состава преступления.
Решение: Удовлетворено в части.Отклоняя довод истца о том, что он в связи с подпиской о невыезде не мог устроиться на работу, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие в деле таких доказательств, придя к выводу о том, что факт регистрации С.В.В, в качестве безработного в период с 16 декабря 2020 г. по 15 февраля 2021 г. (снят с учета в связи с неявкой в орган социальной защиты без уважительных причин) и с 14 апреля 2020 г. по 2 октября 2020 г. (снят с учета по причине: предпринимательская деятельность без образования юридического лица, не свидетельствует с достоверностью о том, что причиной этому послужили ограничения, принятые судом. Суд апелляционной инстанции отметил, что истец вставал на учет по безработице и до ареста 3 декабря 2014 г., в 2007 и в 2011 годах, и после прекращения уголовного преследования - 7 сентября 2021 г., при этом обладая несколькими специальностями: автомеханик 4 разряда, монтажник железобетонных конструкций, стропальщик, бетонщик.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В отношении истца было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 210 УК РФ. Впоследствии уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием в его деянии состава преступления.
Решение: Удовлетворено в части.Отклоняя довод истца о том, что он в связи с подпиской о невыезде не мог устроиться на работу, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие в деле таких доказательств, придя к выводу о том, что факт регистрации С.В.В, в качестве безработного в период с 16 декабря 2020 г. по 15 февраля 2021 г. (снят с учета в связи с неявкой в орган социальной защиты без уважительных причин) и с 14 апреля 2020 г. по 2 октября 2020 г. (снят с учета по причине: предпринимательская деятельность без образования юридического лица, не свидетельствует с достоверностью о том, что причиной этому послужили ограничения, принятые судом. Суд апелляционной инстанции отметил, что истец вставал на учет по безработице и до ареста 3 декабря 2014 г., в 2007 и в 2011 годах, и после прекращения уголовного преследования - 7 сентября 2021 г., при этом обладая несколькими специальностями: автомеханик 4 разряда, монтажник железобетонных конструкций, стропальщик, бетонщик.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определяет основания и порядок признания лица безработным. Принимая решение о признании гражданина безработным, органы службы занятости в соответствии со статьей 3 названного Закона требуют от гражданина предъявить пакет документов, среди которых справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы и документ об образовании (о квалификации). Эти документы органы службы занятости потребовали представить и от гражданина М.В. Чайковского - бывшего индивидуального предпринимателя, который после прекращения предпринимательской деятельности обратился к ним для постановки на учет в качестве безработного с целью получения мер социальной поддержки. Учитывая, что данных документов у заявителя не оказалось (при первом обращении в органы службы занятости он не смог предъявить справку о среднем заработке в связи с ликвидацией организации, в которой он ранее работал, а при последующем - документ об образовании), в признании безработным ему было отказано.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определяет основания и порядок признания лица безработным. Принимая решение о признании гражданина безработным, органы службы занятости в соответствии со статьей 3 названного Закона требуют от гражданина предъявить пакет документов, среди которых справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы и документ об образовании (о квалификации). Эти документы органы службы занятости потребовали представить и от гражданина М.В. Чайковского - бывшего индивидуального предпринимателя, который после прекращения предпринимательской деятельности обратился к ним для постановки на учет в качестве безработного с целью получения мер социальной поддержки. Учитывая, что данных документов у заявителя не оказалось (при первом обращении в органы службы занятости он не смог предъявить справку о среднем заработке в связи с ликвидацией организации, в которой он ранее работал, а при последующем - документ об образовании), в признании безработным ему было отказано.
Ситуация: Какие особенности имеет постановка на учет в службе занятости и трудоустройство женщин, имеющих детей до трех лет, или беременных?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если же женщина не является занятой, например она не работала ранее, или уволилась до беременности, или была уволена в период беременности в связи с ликвидацией организации, или прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, то она может быть поставлена на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы и на регистрационный учет в качестве безработного (п. 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утв. Постановлением Правительства РФ N 1379; п. п. 1, 2 Правил регистрации безработных граждан).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если же женщина не является занятой, например она не работала ранее, или уволилась до беременности, или была уволена в период беременности в связи с ликвидацией организации, или прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, то она может быть поставлена на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы и на регистрационный учет в качестве безработного (п. 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утв. Постановлением Правительства РФ N 1379; п. п. 1, 2 Правил регистрации безработных граждан).
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)3. Размер и порядок предоставления единовременной финансовой помощи безработным гражданам при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)3. Размер и порядок предоставления единовременной финансовой помощи безработным гражданам при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приказ Росстата от 29.02.2024 N 80
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 2-Т (трудоустройство) "Сведения о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения" и указаний по ее заполнению"76. В строке 13 указывается численность граждан, зарегистрировавших юридическое лицо, оформивших в установленном порядке государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или вставших на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход, из числа получивших государственную услугу по содействию началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан в отчетном периоде и предыдущем году.
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 2-Т (трудоустройство) "Сведения о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения" и указаний по ее заполнению"76. В строке 13 указывается численность граждан, зарегистрировавших юридическое лицо, оформивших в установленном порядке государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или вставших на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход, из числа получивших государственную услугу по содействию началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан в отчетном периоде и предыдущем году.
Статья: Занятость, самозанятость и платформенная занятость граждан в свете законопроекта о занятости населения в Российской Федерации
(Савенко Н.Е.)
("Хозяйство и право", 2024, N 2)Среди иных нововведений законопроекта заслуживают внимания новые положения, относящиеся к обеспечению мер поддержки безработных граждан во взаимосвязи с развитием предпринимательской инициативы граждан. Так, среди основных мероприятий государственной политики в сфере занятости населения в п. 10 ч. 2 ст. 14 и ч. 2 ст. 19 законопроекта о занятости указано содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, в том числе оказание финансовой помощи при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, создаваемого юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет в качестве самозанятого <25>. При этом определено, что органы службы занятости по данному направлению взаимодействуют с организациями по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Данное положение свидетельствует о расширении компетенции органов службы занятости, а также об установлении дополнительных мер поддержки граждан, планирующих ведение деятельности в формах, отличных от трудовой деятельности.
(Савенко Н.Е.)
("Хозяйство и право", 2024, N 2)Среди иных нововведений законопроекта заслуживают внимания новые положения, относящиеся к обеспечению мер поддержки безработных граждан во взаимосвязи с развитием предпринимательской инициативы граждан. Так, среди основных мероприятий государственной политики в сфере занятости населения в п. 10 ч. 2 ст. 14 и ч. 2 ст. 19 законопроекта о занятости указано содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, в том числе оказание финансовой помощи при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, создаваемого юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет в качестве самозанятого <25>. При этом определено, что органы службы занятости по данному направлению взаимодействуют с организациями по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Данное положение свидетельствует о расширении компетенции органов службы занятости, а также об установлении дополнительных мер поддержки граждан, планирующих ведение деятельности в формах, отличных от трудовой деятельности.
Ситуация: Каков правовой статус безработных?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения на единую цифровую платформу сведений о признании указанных граждан безработными. О постановке на регистрационный учет в качестве безработного гражданину направляется уведомление (п. п. 8, 9 Правил регистрации безработных граждан).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения на единую цифровую платформу сведений о признании указанных граждан безработными. О постановке на регистрационный учет в качестве безработного гражданину направляется уведомление (п. п. 8, 9 Правил регистрации безработных граждан).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)136) предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости;
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)136) предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости;
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Таким образом, лица, зарегистрированные в качестве самозанятых, не могут быть признаны безработными. Для постановки на учет в качестве безработного им необходимо сначала сняться с учета в качестве плательщиков налога на профессиональный доход (ст. 2, п. 1 и 3 ст. 3 Закона о занятости). И только после утраты ими статуса самозанятых они могут быть признаны безработными и претендовать на получение пособие по безработице в общем порядке.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Таким образом, лица, зарегистрированные в качестве самозанятых, не могут быть признаны безработными. Для постановки на учет в качестве безработного им необходимо сначала сняться с учета в качестве плательщиков налога на профессиональный доход (ст. 2, п. 1 и 3 ст. 3 Закона о занятости). И только после утраты ими статуса самозанятых они могут быть признаны безработными и претендовать на получение пособие по безработице в общем порядке.
Статья: Концептуальные проблемы формирования государственной политики в области занятости в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Принятый в 2023 г. Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации" гласит, что содействие органов службы занятости началу осуществления безработными гражданами предпринимательской деятельности включает в том числе "оказание безработным гражданам единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход в результате содействия органов службы занятости". Речь идет о так называемом социальном контракте, заключить который могут малообеспеченные семьи или малообеспеченные одиноко проживающие граждане. Он предполагает не только содействие в регистрации в качестве самозанятого лица, но и выплату единовременного пособия на сумму до 350 тысяч рублей, которые гражданин обязуется использовать для открытия своего дела. Для прохождения обучения предпринимательским навыкам государство выплачивает таким гражданам до 30 тысяч рублей. Выплата до 200 тысяч рублей предусматривается для развития личного подсобного хозяйства.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Принятый в 2023 г. Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации" гласит, что содействие органов службы занятости началу осуществления безработными гражданами предпринимательской деятельности включает в том числе "оказание безработным гражданам единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход в результате содействия органов службы занятости". Речь идет о так называемом социальном контракте, заключить который могут малообеспеченные семьи или малообеспеченные одиноко проживающие граждане. Он предполагает не только содействие в регистрации в качестве самозанятого лица, но и выплату единовременного пособия на сумму до 350 тысяч рублей, которые гражданин обязуется использовать для открытия своего дела. Для прохождения обучения предпринимательским навыкам государство выплачивает таким гражданам до 30 тысяч рублей. Выплата до 200 тысяч рублей предусматривается для развития личного подсобного хозяйства.
Статья: Предоставляем выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом
(Дегтяренко А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 8)- справка из центра занятости населения о постановке его на учет в качестве безработного, копия его трудовой книжки или справка из СФР;
(Дегтяренко А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 8)- справка из центра занятости населения о постановке его на учет в качестве безработного, копия его трудовой книжки или справка из СФР;
Вопрос: Может ли судебный пристав-исполнитель обязать должника встать на учет в центр занятости в целях трудоустройства и привлечь к административной ответственности за неисполнение указанного требования?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В юридической литературе отмечается, что в ходе исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов одновременно с применением мер принудительного исполнения в рамках взаимодействия с органами службы занятости населения субъектов РФ по вопросам содействия в трудоустройстве граждан-должников судебный пристав-исполнитель вручает должнику направление в центр занятости населения для постановки на учет в качестве безработного или их трудоустройства (п. 4.1 гл. 2 разд. VI Настольной книги судебного пристава-исполнителя: учебно-практическое пособие / И.А. Аксенов, Н.Н. Бакурова, А.Н. Береснев и др.; под ред. В.А. Гуреева, С.В. Сазанова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2017).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В юридической литературе отмечается, что в ходе исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов одновременно с применением мер принудительного исполнения в рамках взаимодействия с органами службы занятости населения субъектов РФ по вопросам содействия в трудоустройстве граждан-должников судебный пристав-исполнитель вручает должнику направление в центр занятости населения для постановки на учет в качестве безработного или их трудоустройства (п. 4.1 гл. 2 разд. VI Настольной книги судебного пристава-исполнителя: учебно-практическое пособие / И.А. Аксенов, Н.Н. Бакурова, А.Н. Береснев и др.; под ред. В.А. Гуреева, С.В. Сазанова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2017).
"Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве"
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)- справка из службы занятости о постановке на учет по безработице и другие письменные доказательства;
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)- справка из службы занятости о постановке на учет по безработице и другие письменные доказательства;