Последствия введения чрезвычайного положения
Подборка наиболее важных документов по запросу Последствия введения чрезвычайного положения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)4. Кроме этого, как следует из ч. 4 ст. 227, расследованию как несчастные случаи подлежат также события, указанные в ч. 3 ст. 227, если они произошли с лицами, привлеченными в установленном порядке к участию в работах по предотвращению катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо в работах по ликвидации их последствий.
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)4. Кроме этого, как следует из ч. 4 ст. 227, расследованию как несчастные случаи подлежат также события, указанные в ч. 3 ст. 227, если они произошли с лицами, привлеченными в установленном порядке к участию в работах по предотвращению катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо в работах по ликвидации их последствий.
Статья: Правовые проблемы повышения эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в современных условиях
(Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)В Законе о чрезвычайных ситуациях определенным образом перечислены их виды и типы, но, во-первых, не дана характеристика "угроз", "рисков", которые в изобилии присутствуют в других нормативных правовых актах. Во-вторых, при наличии перечисленных в Законе последствий - наличие человеческих жертв, ущерб здоровью людей - должен вводиться режим чрезвычайного положения (или чрезвычайных ситуаций). В-третьих, возникают вопросы: кто, в каком объеме, когда, при каких условиях несет ответственность за введение таких режимов, равно как и за превышение Закона во время их действия. В-четвертых, в Законе перечислены временные ограничения, но нет ясного указания о пределах легитимности во время чрезвычайных режимов.
(Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)В Законе о чрезвычайных ситуациях определенным образом перечислены их виды и типы, но, во-первых, не дана характеристика "угроз", "рисков", которые в изобилии присутствуют в других нормативных правовых актах. Во-вторых, при наличии перечисленных в Законе последствий - наличие человеческих жертв, ущерб здоровью людей - должен вводиться режим чрезвычайного положения (или чрезвычайных ситуаций). В-третьих, возникают вопросы: кто, в каком объеме, когда, при каких условиях несет ответственность за введение таких режимов, равно как и за превышение Закона во время их действия. В-четвертых, в Законе перечислены временные ограничения, но нет ясного указания о пределах легитимности во время чрезвычайных режимов.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ
(ред. от 02.11.2023)
"О чрезвычайном положении"Статья 27. Финансирование работ по устранению причин и последствий обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения
(ред. от 02.11.2023)
"О чрезвычайном положении"Статья 27. Финансирование работ по устранению причин и последствий обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)причинения убытков вследствие непреодолимой силы, негативных последствий деятельности, связанной с использованием ядерного топлива, в том числе загрязнения атмосферного воздуха, почвы, водного объекта, радиоактивного загрязнения окружающей среды, облучения граждан, а также военных действий, вооруженного мятежа, народного волнения, действий незаконного вооруженного формирования, террористической деятельности, введения военного или чрезвычайного положения;
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)причинения убытков вследствие непреодолимой силы, негативных последствий деятельности, связанной с использованием ядерного топлива, в том числе загрязнения атмосферного воздуха, почвы, водного объекта, радиоактивного загрязнения окружающей среды, облучения граждан, а также военных действий, вооруженного мятежа, народного волнения, действий незаконного вооруженного формирования, террористической деятельности, введения военного или чрезвычайного положения;
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Согласно ч. 22 - 28 ст. 2 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотруднику, временно выполняющему обязанности по другой должности, денежное довольствие выплачивается исходя из оклада по временно замещаемой должности, но не менее оклада по основной должности с учетом дополнительных выплат, установленных ему по основной должности. Сотруднику, находящемуся в распоряжении учреждения или органа, до истечения срока, определенного федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, регулирующим прохождение службы в учреждениях и органах, выплачивается денежное довольствие, исчисляемое исходя из размера должностного оклада по последней замещаемой должности, оклада по специальному званию, ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), а также коэффициентов (районных, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и соответствующих процентных надбавок. Сотруднику, находящемуся в распоряжении учреждения или органа и выполняющему обязанности по последней замещаемой должности, в соответствии с приказом или распоряжением руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя денежное довольствие выплачивается в полном размере. По решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя сотруднику, находящемуся в распоряжении учреждения или органа и не выполняющему обязанностей по последней замещаемой должности, с учетом фактического объема выполняемых им служебных обязанностей могут также производиться дополнительные выплаты. В случае освобождения сотрудника от выполнения должностных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью ему выплачивается денежное довольствие за весь период временной нетрудоспособности в полном размере. В случае временного отстранения сотрудника от должности ему выплачивается денежное довольствие, исчисляемое исходя из размера должностного оклада, оклада по специальному званию, ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет). В случае если сотрудник обвиняется (подозревается) в совершении преступления и в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, выплата денежного довольствия такому сотруднику приостанавливается. При вынесении сотруднику оправдательного приговора или при прекращении в отношении его уголовного дела по реабилитирующим основаниям ему выплачивается денежное довольствие в полном размере за весь период содержания под стражей. Особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий сотрудников определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сотрудникам, проходящим службу в условиях военного положения или чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера, других чрезвычайных ситуаций и в иных особых условиях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, изменением режима служебного времени и введением дополнительных ограничений, устанавливаются повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию в размерах, определяемых Правительством РФ.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Согласно ч. 22 - 28 ст. 2 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотруднику, временно выполняющему обязанности по другой должности, денежное довольствие выплачивается исходя из оклада по временно замещаемой должности, но не менее оклада по основной должности с учетом дополнительных выплат, установленных ему по основной должности. Сотруднику, находящемуся в распоряжении учреждения или органа, до истечения срока, определенного федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, регулирующим прохождение службы в учреждениях и органах, выплачивается денежное довольствие, исчисляемое исходя из размера должностного оклада по последней замещаемой должности, оклада по специальному званию, ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), а также коэффициентов (районных, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и соответствующих процентных надбавок. Сотруднику, находящемуся в распоряжении учреждения или органа и выполняющему обязанности по последней замещаемой должности, в соответствии с приказом или распоряжением руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя денежное довольствие выплачивается в полном размере. По решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя сотруднику, находящемуся в распоряжении учреждения или органа и не выполняющему обязанностей по последней замещаемой должности, с учетом фактического объема выполняемых им служебных обязанностей могут также производиться дополнительные выплаты. В случае освобождения сотрудника от выполнения должностных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью ему выплачивается денежное довольствие за весь период временной нетрудоспособности в полном размере. В случае временного отстранения сотрудника от должности ему выплачивается денежное довольствие, исчисляемое исходя из размера должностного оклада, оклада по специальному званию, ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет). В случае если сотрудник обвиняется (подозревается) в совершении преступления и в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, выплата денежного довольствия такому сотруднику приостанавливается. При вынесении сотруднику оправдательного приговора или при прекращении в отношении его уголовного дела по реабилитирующим основаниям ему выплачивается денежное довольствие в полном размере за весь период содержания под стражей. Особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий сотрудников определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сотрудникам, проходящим службу в условиях военного положения или чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера, других чрезвычайных ситуаций и в иных особых условиях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, изменением режима служебного времени и введением дополнительных ограничений, устанавливаются повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию в размерах, определяемых Правительством РФ.
Интервью: В Израиле абсолютная адвокатская монополия
("Закон", 2024, N 8)- Чрезвычайное положение могут объявить, причем различается объявление особого положения в тылу и чрезвычайного положения, по-разному расширяются полномочия армии, полиции и службы тыла. Однако согласно законодательству Израиля, если на период введения чрезвычайного положения хотят приостановить или ограничить действие каких-то основных законов, устанавливающих права и свободы человека, либо основные функции государственных органов, такое приостановление или ограничение должно быть прямо указано в законе, а также соответствовать правилам и быть соразмерным.
("Закон", 2024, N 8)- Чрезвычайное положение могут объявить, причем различается объявление особого положения в тылу и чрезвычайного положения, по-разному расширяются полномочия армии, полиции и службы тыла. Однако согласно законодательству Израиля, если на период введения чрезвычайного положения хотят приостановить или ограничить действие каких-то основных законов, устанавливающих права и свободы человека, либо основные функции государственных органов, такое приостановление или ограничение должно быть прямо указано в законе, а также соответствовать правилам и быть соразмерным.
Статья: Публичные вещи
(Агапов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Различия имущественного статуса публичных вещей обусловлены социально-общественными факторами и товарными свойствами. По своему предназначению публичные вещи включают объекты различных форм собственности. Принадлежность вещей, изначально предназначенных для обеспечения частных потребностей физических лиц и организаций, к публичному имуществу обусловлена прежде всего политико-правовыми факторами. Введение особых административных режимов всегда оказывает непосредственное воздействие на имущественный статус любых вещей либо косвенное влияние на их оборотоспособность. Вместе с тем правовые последствия влекут за собой и особые цивилистические режимы, введение которых непосредственно сказывается на реализации отдельных имущественных правомочий, либо право собственности в целом. Прежде всего это касается цивилистических режимов реквизиции и конфискации, применение которых во многих случаях непосредственно связано с внешними публичными факторами, в первую очередь со введением административных режимов военного, чрезвычайного положения.
(Агапов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Различия имущественного статуса публичных вещей обусловлены социально-общественными факторами и товарными свойствами. По своему предназначению публичные вещи включают объекты различных форм собственности. Принадлежность вещей, изначально предназначенных для обеспечения частных потребностей физических лиц и организаций, к публичному имуществу обусловлена прежде всего политико-правовыми факторами. Введение особых административных режимов всегда оказывает непосредственное воздействие на имущественный статус любых вещей либо косвенное влияние на их оборотоспособность. Вместе с тем правовые последствия влекут за собой и особые цивилистические режимы, введение которых непосредственно сказывается на реализации отдельных имущественных правомочий, либо право собственности в целом. Прежде всего это касается цивилистических режимов реквизиции и конфискации, применение которых во многих случаях непосредственно связано с внешними публичными факторами, в первую очередь со введением административных режимов военного, чрезвычайного положения.
Вопрос: Работник за месяц был письменно предупрежден о том, что будет привлекаться к работе в выходные дни. Он согласился, но, когда подошло оговоренное время, отказался работать. Можно ли расценивать невыход на работу в такой ситуации как прогул с соответствующими последствиями?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2023)- для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2023)- для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
Информация: Заседание Правительства
("Официальный сайт Правительства РФ", 2025)Также в поправках учтено освобождение физических лиц от уплаты земельного налога и налога на имущество по объектам, расположенным на территории, где введены режимы чрезвычайного положения, режимы КТО, предусматривающие временное отселение жителей. Такую поправку предлагается ввести ретроспективно с 2024 года.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2025)Также в поправках учтено освобождение физических лиц от уплаты земельного налога и налога на имущество по объектам, расположенным на территории, где введены режимы чрезвычайного положения, режимы КТО, предусматривающие временное отселение жителей. Такую поправку предлагается ввести ретроспективно с 2024 года.
Статья: Муниципальное звено региональной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(Трифонов Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 1)- организация и поддержание непрерывного взаимодействия администрации муниципального образования и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
(Трифонов Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 1)- организация и поддержание непрерывного взаимодействия администрации муниципального образования и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
"Социальное гражданское право в его основополагающих институтах: коллективная монография"
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)- причинения убытков вследствие непреодолимой силы, негативных последствий деятельности, связанной с использованием ядерного топлива, в том числе загрязнения атмосферного воздуха, почвы, водного объекта, радиоактивного загрязнения окружающей среды, облучения граждан, а также военных действий, вооруженного мятежа, народного волнения, действий незаконного вооруженного формирования, террористической деятельности, введения военного или чрезвычайного положения;
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)- причинения убытков вследствие непреодолимой силы, негативных последствий деятельности, связанной с использованием ядерного топлива, в том числе загрязнения атмосферного воздуха, почвы, водного объекта, радиоактивного загрязнения окружающей среды, облучения граждан, а также военных действий, вооруженного мятежа, народного волнения, действий незаконного вооруженного формирования, террористической деятельности, введения военного или чрезвычайного положения;
Статья: Структура и организация деятельности муниципального звена системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(Телегин И.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 1)При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", для органов управления и сил муниципального звена СЧС устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.
(Телегин И.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 1)При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", для органов управления и сил муниципального звена СЧС устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.
Вопрос: О привлечении к работе в выходной день работника, принятого на временную работу на место основной работницы, находящейся в декретном отпуске, и предоставлении дня отдыха (отгула).
(Письмо Минтруда России от 07.03.2025 N 14-6/ООГ-1218)- для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
(Письмо Минтруда России от 07.03.2025 N 14-6/ООГ-1218)- для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
Статья: Особенности осуществления публичных закупок в условиях экстраординарных правовых режимов
(Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)<3> Зырянов С.М. Экстраординарные (специальные) административно-правовые режимы: понятие и обоснование необходимости введения // Журнал российского права. 2016. N 4. С. 72.
(Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)<3> Зырянов С.М. Экстраординарные (специальные) административно-правовые режимы: понятие и обоснование необходимости введения // Журнал российского права. 2016. N 4. С. 72.