Порядок заключения коллективного договора
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок заключения коллективного договора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Подборка форм: Оформление коллективных переговоров. Коллективные договоры
(КонсультантПлюс, 2025)2. Оформление подготовки и заключения коллективного договора
(КонсультантПлюс, 2025)2. Оформление подготовки и заключения коллективного договора
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 45 "Соглашение. Виды соглашений" Трудового кодекса РФ"Исходя из приведенных норм материального права, следует, что регулирование правоотношений между сторонами социального партнерства осуществляется не только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового прав, но и в договорном порядке путем заключения коллективных договоров, соглашений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы заполнения кадровых документовКОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
Путеводитель по кадровым вопросам. Коллективный договорЗАКЛЮЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Статья 40. Коллективный договор
(ред. от 29.09.2025)Статья 40. Коллективный договор
Путеводитель по кадровым вопросам. Проверка деятельности организации. Обязательные документыПодробнее о порядке заключения коллективного договора см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Коллективный договор".
Статья: Переход с окладной системы оплаты труда на окладно-премиальную: подводные камни
(Ливена С.В., Руденко Е.Ю.)
("Кадровик-практик", 2024, N 5)"Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором" (ст. 44 ТК РФ).
(Ливена С.В., Руденко Е.Ю.)
("Кадровик-практик", 2024, N 5)"Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором" (ст. 44 ТК РФ).
Статья: Оказываем работнику материальную помощь
(Славинская А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 1)При заключении коллективного договора порядок оказания работникам материальной помощи, как правило, прописывают в нем. Если в колдоговоре подробно указаны условия и случаи оказания матпомощи, размер выплат, порядок обращения за ними, то нет необходимости дублировать эти положения в ЛНА. Но часто в колдоговоре перечисляют только случаи оказания матпомощи, и в этой ситуации всю конкретику целесообразно перенести в ЛНА. Учтите, что положения ЛНА не должны противоречить договоренностям, которые закреплены в коллективном договоре.
(Славинская А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 1)При заключении коллективного договора порядок оказания работникам материальной помощи, как правило, прописывают в нем. Если в колдоговоре подробно указаны условия и случаи оказания матпомощи, размер выплат, порядок обращения за ними, то нет необходимости дублировать эти положения в ЛНА. Но часто в колдоговоре перечисляют только случаи оказания матпомощи, и в этой ситуации всю конкретику целесообразно перенести в ЛНА. Учтите, что положения ЛНА не должны противоречить договоренностям, которые закреплены в коллективном договоре.
Статья: Модернизация Европейской социальной хартии: как Совет Европы подменил важный для жителей континента процесс собственными бюрократическими процедурами
(Воронин Ю.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)Проблемы ЕСХ следует искать не в ее применении, а в ее содержании. Приведу лишь некоторые примеры, демонстрирующие узость ее регулирования, не соответствующую веяниям времени. Пункт 1 ст. 1 требует от национальных государств "признать одной из своих первоочередных целей и обязанностей достижение и поддержание как можно более высокого и стабильного уровня занятости, в целях достижения полной занятости" <10>. Но не уточняет, что именно имеется в виду в этом случае. Аналогичную претензию можно предъявить к п. 6 ст. 2. Она гласит, что работодатель обязан "обеспечить информирование работников в письменной форме как можно быстрее и во всяком случае не позднее чем через два месяца со дня начала их работы по найму о существенных аспектах трудового договора или трудовых отношений" <11>. Другими словами, ЕСХ имеет отношение только к занятости, юридически оформленной исключительно трудовым договором, и не учитывает такие формы как самозанятость или платформенная занятость. Только наемной работы касается и п. 4 ст. 4: "признать за всеми работниками право на получение в разумные сроки заблаговременного уведомления о прекращении их работы по найму" <12>. Статья 6 полностью регулирует порядок заключения и содержание коллективных договоров <13>. При этом ЕСХ не содержит аналогичных требований к другим формам оформления трудовых отношений, появившимся в последнее десятилетие.
(Воронин Ю.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)Проблемы ЕСХ следует искать не в ее применении, а в ее содержании. Приведу лишь некоторые примеры, демонстрирующие узость ее регулирования, не соответствующую веяниям времени. Пункт 1 ст. 1 требует от национальных государств "признать одной из своих первоочередных целей и обязанностей достижение и поддержание как можно более высокого и стабильного уровня занятости, в целях достижения полной занятости" <10>. Но не уточняет, что именно имеется в виду в этом случае. Аналогичную претензию можно предъявить к п. 6 ст. 2. Она гласит, что работодатель обязан "обеспечить информирование работников в письменной форме как можно быстрее и во всяком случае не позднее чем через два месяца со дня начала их работы по найму о существенных аспектах трудового договора или трудовых отношений" <11>. Другими словами, ЕСХ имеет отношение только к занятости, юридически оформленной исключительно трудовым договором, и не учитывает такие формы как самозанятость или платформенная занятость. Только наемной работы касается и п. 4 ст. 4: "признать за всеми работниками право на получение в разумные сроки заблаговременного уведомления о прекращении их работы по найму" <12>. Статья 6 полностью регулирует порядок заключения и содержание коллективных договоров <13>. При этом ЕСХ не содержит аналогичных требований к другим формам оформления трудовых отношений, появившимся в последнее десятилетие.
Статья: Роль локального регулирования трудовых и социально-обеспечительных отношений: исторический экскурс
(Астраханцева Е.В., Гусева Т.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)С принятием 27 ноября 1987 г. ВЦСПС и Госкомтрудом СССР Общего положения о порядке заключения коллективных договоров, Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде" наметилась тенденция к реальной самостоятельности субъектов трудовых отношений. В частности, для них была предусмотрена возможность устанавливать на локальном уровне за счет собственных средств дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников, а также определять другие положения, касающиеся экономического и социального развития предприятия, организации. 11 марта 1992 г. был принят Закон N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях", определивший правовое значение, роль, а также четкий механизм заключения коллективных договоров и соглашений.
(Астраханцева Е.В., Гусева Т.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)С принятием 27 ноября 1987 г. ВЦСПС и Госкомтрудом СССР Общего положения о порядке заключения коллективных договоров, Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде" наметилась тенденция к реальной самостоятельности субъектов трудовых отношений. В частности, для них была предусмотрена возможность устанавливать на локальном уровне за счет собственных средств дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников, а также определять другие положения, касающиеся экономического и социального развития предприятия, организации. 11 марта 1992 г. был принят Закон N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях", определивший правовое значение, роль, а также четкий механизм заключения коллективных договоров и соглашений.
Статья: Отмена премий, надбавок и доплат: когда это возможно?
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 4)"Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором".
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 4)"Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором".
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)К такому выводу, в частности, пришла Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ при характеристике правового механизма, предусматривающего применительно к работодателям, не относящимся к бюджетной сфере, определение размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в коллективных договорах, локальных нормативных актах, трудовых договорах. Коллегия отметила, что в данном случае "федеральный законодатель преследовал цель защитить таких работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения и одновременно - через институт социального партнерства - гарантировать участие работников и их представителей в принятии соответствующего согласованного решения в одной из указанных правовых форм. Тем самым на основе принципов трудового законодательства, включая сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, достигается баланс интересов граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и их работодателей. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, и вместе с тем не позволяет ему лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления компенсации, поскольку предполагает определение ее размера, порядка и условий предоставления при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации" <1>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)К такому выводу, в частности, пришла Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ при характеристике правового механизма, предусматривающего применительно к работодателям, не относящимся к бюджетной сфере, определение размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в коллективных договорах, локальных нормативных актах, трудовых договорах. Коллегия отметила, что в данном случае "федеральный законодатель преследовал цель защитить таких работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения и одновременно - через институт социального партнерства - гарантировать участие работников и их представителей в принятии соответствующего согласованного решения в одной из указанных правовых форм. Тем самым на основе принципов трудового законодательства, включая сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, достигается баланс интересов граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и их работодателей. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, и вместе с тем не позволяет ему лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления компенсации, поскольку предполагает определение ее размера, порядка и условий предоставления при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации" <1>.
Статья: Локальное регулирование отношений по социальному обеспечению: формирование доктринальных подходов
(Гусева Т.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Предваряя рассмотрение локальных актов в качестве источников права социального обеспечения, отметим, что локальный уровень нормативного регулирования социально-трудовых отношений представлен коллективными договорами и локальными нормативными актами. При этом "сфера коллективно-договорного и локального регулирования в основном совпадает, а выбор формы правового регулирования по большому счету зависит от наличия и активности представителей работников" <6>. Несмотря на то что и коллективные договоры, и локальные акты могут регулировать аналогичные отношения в лоне отдельной организации (например, в соответствии с ч. 5 ст. 36.29 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" пенсионная программа работодателя разрабатывается и утверждается в порядке, установленном для заключения коллективного договора, а при отсутствии коллективного договора утверждается локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа)), т.е. содержательно могут совпадать и отличаться лишь по форме и, соответственно, порядку принятия (заключения), исследователи демонстрируют разнообразие точек зрения по этому вопросу.
(Гусева Т.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Предваряя рассмотрение локальных актов в качестве источников права социального обеспечения, отметим, что локальный уровень нормативного регулирования социально-трудовых отношений представлен коллективными договорами и локальными нормативными актами. При этом "сфера коллективно-договорного и локального регулирования в основном совпадает, а выбор формы правового регулирования по большому счету зависит от наличия и активности представителей работников" <6>. Несмотря на то что и коллективные договоры, и локальные акты могут регулировать аналогичные отношения в лоне отдельной организации (например, в соответствии с ч. 5 ст. 36.29 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" пенсионная программа работодателя разрабатывается и утверждается в порядке, установленном для заключения коллективного договора, а при отсутствии коллективного договора утверждается локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа)), т.е. содержательно могут совпадать и отличаться лишь по форме и, соответственно, порядку принятия (заключения), исследователи демонстрируют разнообразие точек зрения по этому вопросу.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Статья 42. Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Статья 42. Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора