Порядок установления и оценки применения обязательных требований
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок установления и оценки применения обязательных требований (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О принципах введения обязательных требований и их оценки применения
(Полежаев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Однако, по нашему убеждению, принцип законности касательно введения и оценки применения обязательных требований в первую очередь видится в том, что ни одно обязательное требование не может быть законным, если оно не основано на нормах закона и не соответствует порядку установления и оценки применения обязательных требований, установленному Законом о требованиях, НПА субъектов РФ, муниципальными НПА соответственно <9>. В таком случае обязательные требования должны иметь законодательную опору, что обеспечивает их легитимность и общепринятость.
(Полежаев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Однако, по нашему убеждению, принцип законности касательно введения и оценки применения обязательных требований в первую очередь видится в том, что ни одно обязательное требование не может быть законным, если оно не основано на нормах закона и не соответствует порядку установления и оценки применения обязательных требований, установленному Законом о требованиях, НПА субъектов РФ, муниципальными НПА соответственно <9>. В таком случае обязательные требования должны иметь законодательную опору, что обеспечивает их легитимность и общепринятость.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)7. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи субъекты регионального и местного уровней, уполномоченные устанавливать обязательные требования, в своей нормотворческой деятельности должны руководствоваться нормативными правовыми актами соответствующих субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определяющих порядок установления и оценки применения обязательных требований, с учетом закрепленных в ст. 4 - 9 комментируемого Федерального закона принципов законности, обоснованности, правовой определенности и системности, открытости и предсказуемости, исполнимости.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)7. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи субъекты регионального и местного уровней, уполномоченные устанавливать обязательные требования, в своей нормотворческой деятельности должны руководствоваться нормативными правовыми актами соответствующих субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определяющих порядок установления и оценки применения обязательных требований, с учетом закрепленных в ст. 4 - 9 комментируемого Федерального закона принципов законности, обоснованности, правовой определенности и системности, открытости и предсказуемости, исполнимости.
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)5. Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основании Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и муниципальными нормативными правовыми актами на основании Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с учетом определенных настоящим Федеральным законом принципов установления и оценки применения обязательных требований.
(ред. от 28.02.2025)
"Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)5. Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основании Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и муниципальными нормативными правовыми актами на основании Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с учетом определенных настоящим Федеральным законом принципов установления и оценки применения обязательных требований.
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"РАЗДЕЛ IV. ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"РАЗДЕЛ IV. ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Муниципальными нормативными правовыми актами должны быть определены обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, иных форм оценки и экспертизы. Данными актами определяется порядок установления обязательных требований и оценки их применения (ч. 6.1 ст. 7 Закона N 131-ФЗ). Необходимо отметить, что в ранее действовавшем законодательстве понятие "обязательные требования" использовалось только в отношении осуществления государственного контроля (надзора) и не применялось в отношении муниципального контроля. Обязательные требования будут вступать в силу 1 марта либо 1 сентября, но не ранее чем через три месяца после опубликования. Они подлежат актуализации каждые шесть лет и менее в зависимости от результатов оценки их применения.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Муниципальными нормативными правовыми актами должны быть определены обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, иных форм оценки и экспертизы. Данными актами определяется порядок установления обязательных требований и оценки их применения (ч. 6.1 ст. 7 Закона N 131-ФЗ). Необходимо отметить, что в ранее действовавшем законодательстве понятие "обязательные требования" использовалось только в отношении осуществления государственного контроля (надзора) и не применялось в отношении муниципального контроля. Обязательные требования будут вступать в силу 1 марта либо 1 сентября, но не ранее чем через три месяца после опубликования. Они подлежат актуализации каждые шесть лет и менее в зависимости от результатов оценки их применения.
Статья: Обязательные требования как новационный институт административного права: идеи, содержание, принципы и уровни правового регулирования
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2022, NN 3, 5)<23> По состоянию на 1 января 2022 г. общее регулирование порядка установления и оценки применения обязательных требований в субъектах Российской Федерации предусматривается законами двух видов.
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2022, NN 3, 5)<23> По состоянию на 1 января 2022 г. общее регулирование порядка установления и оценки применения обязательных требований в субъектах Российской Федерации предусматривается законами двух видов.
Статья: Развитие административно-правового института обязательных требований
(Сморчкова Л.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Прежде всего можно констатировать, что Федеральный закон N 247 достаточно успешно справляется со своей задачей - унифицировать порядок установления и оценки применения обязательных требований в процессе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления разрешительных режимов, а потому действительно имеет существенное методологическое значение для практики административно-правового регулирования и может служить моделью для дальнейшего упорядочивания средств и инструментов административно-правового воздействия на сферу предпринимательской и иной экономической деятельности <2>.
(Сморчкова Л.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Прежде всего можно констатировать, что Федеральный закон N 247 достаточно успешно справляется со своей задачей - унифицировать порядок установления и оценки применения обязательных требований в процессе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления разрешительных режимов, а потому действительно имеет существенное методологическое значение для практики административно-правового регулирования и может служить моделью для дальнейшего упорядочивания средств и инструментов административно-правового воздействия на сферу предпринимательской и иной экономической деятельности <2>.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)При установлении государственных нормативных требований охраны труда применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", согласно которому нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащими обязательные требования, должен предусматриваться срок их действия, который не может превышать шесть лет со дня вступления их в силу, за исключением случаев, установленных федеральными законами или принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. По результатам оценки применения обязательных требований в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, может быть принято решение о продлении установленного нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования, срока его действия не более чем на шесть лет (ст. 3).
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)При установлении государственных нормативных требований охраны труда применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", согласно которому нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащими обязательные требования, должен предусматриваться срок их действия, который не может превышать шесть лет со дня вступления их в силу, за исключением случаев, установленных федеральными законами или принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. По результатам оценки применения обязательных требований в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, может быть принято решение о продлении установленного нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования, срока его действия не более чем на шесть лет (ст. 3).
Статья: Параметрирование строительства: модернизация регулирования и проблемы устранения избыточных ограничений
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 6)Закон N 247-ФЗ уже получил реализацию в сфере строительства путем утверждения перечней подлежащих отмене и продолжающих действовать нормативных актов, устанавливающих на федеральном уровне обязательные требования в сфере градостроительного регулирования <29>. Вместе с тем не вполне ясным остается вопрос о том, какое влияние данный законодательный акт окажет на порядок установления и оценки применения обязательных требований муниципального уровня в части параметрирования строительства.
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 6)Закон N 247-ФЗ уже получил реализацию в сфере строительства путем утверждения перечней подлежащих отмене и продолжающих действовать нормативных актов, устанавливающих на федеральном уровне обязательные требования в сфере градостроительного регулирования <29>. Вместе с тем не вполне ясным остается вопрос о том, какое влияние данный законодательный акт окажет на порядок установления и оценки применения обязательных требований муниципального уровня в части параметрирования строительства.
Статья: Отдельные вопросы осуществления муниципального контроля и законодательство об обязательных требованиях
(Катаева М.С., Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)<5> Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых муниципальными нормативными правовыми актами города Перми, утвержденный Постановлением Администрации города Перми от 3 декабря 2021 г. N 1106. Пункт 2.2.4 // СПС "КонсультантПлюс".
(Катаева М.С., Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)<5> Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых муниципальными нормативными правовыми актами города Перми, утвержденный Постановлением Администрации города Перми от 3 декабря 2021 г. N 1106. Пункт 2.2.4 // СПС "КонсультантПлюс".