Порядок рассмотрения и утверждения решения о бюджете
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок рассмотрения и утверждения решения о бюджете (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бюджетный процесс: понятие, участники, процедуры
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании п. 1 ст. 187 БК РФ порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании п. 1 ст. 187 БК РФ порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется:
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)С учетом строения бюджетной системы РФ порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется:
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)С учетом строения бюджетной системы РФ порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется:
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации""2. Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенный законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, должен предусматривать вступление в силу закона (решения) о бюджете с 1 января очередного финансового года, а также утверждение указанным законом (решением) показателей и характеристик (приложений) в соответствии со статьей 184.1 настоящего Кодекса";
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации""2. Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенный законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, должен предусматривать вступление в силу закона (решения) о бюджете с 1 января очередного финансового года, а также утверждение указанным законом (решением) показателей и характеристик (приложений) в соответствии со статьей 184.1 настоящего Кодекса";
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"7) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов;
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"7) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов;
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В абзаце 9 этого же п. 3.1 ст. 7.1 Закона о НКО предусмотрено, что: высший орган управления государственной корпорации вправе создавать комитеты, комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для их предварительных рассмотрения и подготовки; порядок деятельности таких комитетов, комиссий и их персональный состав устанавливаются решениями о создании комитетов, комиссий.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В абзаце 9 этого же п. 3.1 ст. 7.1 Закона о НКО предусмотрено, что: высший орган управления государственной корпорации вправе создавать комитеты, комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для их предварительных рассмотрения и подготовки; порядок деятельности таких комитетов, комиссий и их персональный состав устанавливаются решениями о создании комитетов, комиссий.
Статья: Понятие и сущность муниципальных процедур
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Однако на законодательном уровне более часто полномочие субъектов местного самоуправления лишь называется без последующего перечисления процедур, применение которых обеспечит его реализацию. К примеру, в ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <7> к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено право утверждения местного бюджета и отчета о его исполнении. Необходимость его утверждения подтверждена в ст. 9 Бюджетного кодекса РФ <8>. В этой же статье на органы местного самоуправления возлагается такое полномочие, как установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета. Следовательно, федеральный законодатель ориентирует органы местного самоуправления самим определять процедуры бюджетной деятельности. Этим правом воспользовались органы местного самоуправления всех видов муниципальных образований. Так, например, решением Скопинского городского Совета депутатов Рязанской области от 26.10.2012 N 163/97 утверждено Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании - городском округе город Скопин Рязанской области <9>. В этом Положении определены процедуры, составляющие в совокупности муниципальный бюджетный процесс как часть общего бюджетного процесса. К ним относятся внесение в представительный орган городской администрацией проекта решения о бюджете муниципального образования с прилагающимся к нему пакетом документов, включение вопроса о рассмотрении местного бюджета в предварительную повестку дня заседания Думы, издание постановления о назначении публичных слушаний по проекту бюджета, их проведение, направление проекта бюджета в орган муниципального финансового контроля для подготовки соответствующего заключения, рассмотрение проекта решения о бюджете на заседаниях комиссий городской Думы, принятие бюджетной комиссией Думы решения о внесении проекта бюджета на рассмотрение Думы или об его отклонении и доработке администрацией города. В этом случае создается согласительная комиссия из ее представителей и депутатов. При достижении согласия между ними проект бюджета представляет на заседании городской Думы начальник финансового управления администрации города Скопина. Затем повторно осуществляются процедуры обсуждения проекта бюджета, голосования и промульгации решения об утверждении городского бюджета.
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Однако на законодательном уровне более часто полномочие субъектов местного самоуправления лишь называется без последующего перечисления процедур, применение которых обеспечит его реализацию. К примеру, в ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <7> к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено право утверждения местного бюджета и отчета о его исполнении. Необходимость его утверждения подтверждена в ст. 9 Бюджетного кодекса РФ <8>. В этой же статье на органы местного самоуправления возлагается такое полномочие, как установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета. Следовательно, федеральный законодатель ориентирует органы местного самоуправления самим определять процедуры бюджетной деятельности. Этим правом воспользовались органы местного самоуправления всех видов муниципальных образований. Так, например, решением Скопинского городского Совета депутатов Рязанской области от 26.10.2012 N 163/97 утверждено Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании - городском округе город Скопин Рязанской области <9>. В этом Положении определены процедуры, составляющие в совокупности муниципальный бюджетный процесс как часть общего бюджетного процесса. К ним относятся внесение в представительный орган городской администрацией проекта решения о бюджете муниципального образования с прилагающимся к нему пакетом документов, включение вопроса о рассмотрении местного бюджета в предварительную повестку дня заседания Думы, издание постановления о назначении публичных слушаний по проекту бюджета, их проведение, направление проекта бюджета в орган муниципального финансового контроля для подготовки соответствующего заключения, рассмотрение проекта решения о бюджете на заседаниях комиссий городской Думы, принятие бюджетной комиссией Думы решения о внесении проекта бюджета на рассмотрение Думы или об его отклонении и доработке администрацией города. В этом случае создается согласительная комиссия из ее представителей и депутатов. При достижении согласия между ними проект бюджета представляет на заседании городской Думы начальник финансового управления администрации города Скопина. Затем повторно осуществляются процедуры обсуждения проекта бюджета, голосования и промульгации решения об утверждении городского бюджета.
Статья: Конфликтный потенциал включения дополнительных платежей в таможенную стоимость ввозимых товаров
(Близнец И.А., Тюнин М.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 11)В этой связи возникает объективная необходимость в повышении эффективности контроля за полнотой уплаты таможенных платежей в бюджет Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Союза, где размещены ОИС. Авторами предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в решение КТС от 16 октября 2018 г. N 160, направленных на обеспечение заявления в декларации на товары, в полном объеме сведений об ОИС, размещенных на импортируемых товарах, в частности, предлагается включить в Порядок заполнения декларации на товары, утвержденный решением КТС от 20 мая 2010 г. N 257, требования о необходимом указании в графе 31 декларации на товары:
(Близнец И.А., Тюнин М.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 11)В этой связи возникает объективная необходимость в повышении эффективности контроля за полнотой уплаты таможенных платежей в бюджет Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Союза, где размещены ОИС. Авторами предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в решение КТС от 16 октября 2018 г. N 160, направленных на обеспечение заявления в декларации на товары, в полном объеме сведений об ОИС, размещенных на импортируемых товарах, в частности, предлагается включить в Порядок заполнения декларации на товары, утвержденный решением КТС от 20 мая 2010 г. N 257, требования о необходимом указании в графе 31 декларации на товары:
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Содержащиеся в них правовые нормы закрепляют правила, регламентируют порядок применения материальных бюджетно-правовых норм, выступают гарантией их реализации. Бюджетные процессуальные нормы предусматривают виды действий и операций в рамках бюджетного процесса, их последовательность, формы и сроки осуществления действий, бюджетные процедуры, порядок принятия необходимых решений.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Содержащиеся в них правовые нормы закрепляют правила, регламентируют порядок применения материальных бюджетно-правовых норм, выступают гарантией их реализации. Бюджетные процессуальные нормы предусматривают виды действий и операций в рамках бюджетного процесса, их последовательность, формы и сроки осуществления действий, бюджетные процедуры, порядок принятия необходимых решений.
Статья: Строительство жилого здания сверх установленной этажности при условии создания (финансирования) застройщиком объектов социальной инфраструктуры: правовой опыт Бразилии и России
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)В разделах II и III Порядка о сотрудничестве регламентированы вопросы, касающиеся подготовки проекта соглашения, а также рассмотрения и подписания проекта соглашения. Застройщик самостоятельно производит расчет потребности мест в социальных объектах в соответствии с установленными правилами и осуществляет подготовку проекта соглашения по типовой (примерной) форме. Далее он одновременно направляет в комиссию по подготовке проекта ПЗЗ г. Перми проект соглашения, подписанный со своей стороны, и предложение о внесении изменений в ПЗЗ г. Перми. Предложение застройщика о внесении изменений в ПЗЗ г. Перми рассматривается в порядке, установленном ГрК РФ, включая проведение публичных слушаний, с учетом приложенного и подписанного со стороны застройщика проекта соглашения. Исходя из положений Порядка о сотрудничестве наличие проекта соглашения о сотрудничестве не является безусловным основанием для внесения изменений в ПЗЗ г. Перми. В случае непринятия решения об утверждении изменений в ПЗЗ г. Перми денежные средства, перечисленные в бюджет города Перми, подлежат возврату застройщику.
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)В разделах II и III Порядка о сотрудничестве регламентированы вопросы, касающиеся подготовки проекта соглашения, а также рассмотрения и подписания проекта соглашения. Застройщик самостоятельно производит расчет потребности мест в социальных объектах в соответствии с установленными правилами и осуществляет подготовку проекта соглашения по типовой (примерной) форме. Далее он одновременно направляет в комиссию по подготовке проекта ПЗЗ г. Перми проект соглашения, подписанный со своей стороны, и предложение о внесении изменений в ПЗЗ г. Перми. Предложение застройщика о внесении изменений в ПЗЗ г. Перми рассматривается в порядке, установленном ГрК РФ, включая проведение публичных слушаний, с учетом приложенного и подписанного со стороны застройщика проекта соглашения. Исходя из положений Порядка о сотрудничестве наличие проекта соглашения о сотрудничестве не является безусловным основанием для внесения изменений в ПЗЗ г. Перми. В случае непринятия решения об утверждении изменений в ПЗЗ г. Перми денежные средства, перечисленные в бюджет города Перми, подлежат возврату застройщику.
Вопрос: О правовом акте, применяемом при предоставлении субсидии в рамках господдержки реализации инвестиционных проектов по созданию туристической инфраструктуры в форме льготного кредитования.
(Письмо Минфина России от 28.02.2024 N 02-12-12/17765)С учетом того что 31 января 2024 г. в отношении рассматриваемой субсидии было принято решение о порядке предоставления субсидии (далее - Решение) в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 г. N 1780 "Об утверждении Правил предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", при предоставлении такой субсидии необходимо руководствоваться Решением, а не Правилами N 141.
(Письмо Минфина России от 28.02.2024 N 02-12-12/17765)С учетом того что 31 января 2024 г. в отношении рассматриваемой субсидии было принято решение о порядке предоставления субсидии (далее - Решение) в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 г. N 1780 "Об утверждении Правил предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", при предоставлении такой субсидии необходимо руководствоваться Решением, а не Правилами N 141.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенный законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, должен предусматривать вступление в силу закона (решения) о бюджете с 1 января очередного финансового года, а также утверждение указанным законом (решением) показателей и характеристик (приложений) в соответствии со ст. 184.1 БК РФ.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенный законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, должен предусматривать вступление в силу закона (решения) о бюджете с 1 января очередного финансового года, а также утверждение указанным законом (решением) показателей и характеристик (приложений) в соответствии со ст. 184.1 БК РФ.
Готовое решение: Как запланировать закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если закупка еще не включена в план-график и было принято решение об отказе от ее проведения, не включайте такую закупку в план-график. Если закупку включили в проект плана-графика, исключите ее из него. Закон N 44-ФЗ не регламентирует порядок отказа от закупки до утверждения плана-графика. Оформите решение об отказе от закупки, если такой порядок предусмотрен вашими внутренними документами, - это может быть, например, приказ об отказе от закупки либо резолюция на заявке о включении закупки в план-график. Направьте информацию об отказе от закупки структурному подразделению, ответственному за составление и рассмотрение проекта бюджета или за формирование плана ФХД для принятия решения о внесении изменений в указанные документы, поскольку при составлении этих документов и формируется проект плана-графика закупки (ч. 6, 7 ст. 16 Закона N 44-ФЗ, п. 8 Порядка, установленного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279).
(КонсультантПлюс, 2025)Если закупка еще не включена в план-график и было принято решение об отказе от ее проведения, не включайте такую закупку в план-график. Если закупку включили в проект плана-графика, исключите ее из него. Закон N 44-ФЗ не регламентирует порядок отказа от закупки до утверждения плана-графика. Оформите решение об отказе от закупки, если такой порядок предусмотрен вашими внутренними документами, - это может быть, например, приказ об отказе от закупки либо резолюция на заявке о включении закупки в план-график. Направьте информацию об отказе от закупки структурному подразделению, ответственному за составление и рассмотрение проекта бюджета или за формирование плана ФХД для принятия решения о внесении изменений в указанные документы, поскольку при составлении этих документов и формируется проект плана-графика закупки (ч. 6, 7 ст. 16 Закона N 44-ФЗ, п. 8 Порядка, установленного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279).
Вопрос: О применении решений о предоставлении субсидий к заемщикам, заключившим договоры кредитных линий до 01.01.2024, правил предоставления субсидий, утвержденных после 01.01.2024, требований к заемщикам.
(Письмо Минфина России от 04.07.2024 N 02-12-12/62786)Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо по вопросам применения решений о порядке предоставления субсидий к заемщикам, заключившим договоры кредитных линий до 1 января 2024 г., правил предоставления субсидий, утвержденных после 1 января 2024 г. постановлениями Правительства Российской Федерации, и подпункта "в" пункта 51 Правил N 1780 <1> и сообщает.
(Письмо Минфина России от 04.07.2024 N 02-12-12/62786)Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо по вопросам применения решений о порядке предоставления субсидий к заемщикам, заключившим договоры кредитных линий до 1 января 2024 г., правил предоставления субсидий, утвержденных после 1 января 2024 г. постановлениями Правительства Российской Федерации, и подпункта "в" пункта 51 Правил N 1780 <1> и сообщает.
Корреспонденция счетов: Организация (ООО) по итогам года выплачивает часть распределенной прибыли участнику - своему работнику (налоговому резиденту РФ). Как отразить эту операцию в налоговом и бухгалтерском учете в 2025 г.?..
(Консультация эксперта, 2025)Начисленная сумма НДФЛ удерживается непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). Датой получения доходов в виде дивидендов признается дата их фактической выплаты (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ). Порядок уплаты НДФЛ в бюджет в данной консультации не рассматривается.
(Консультация эксперта, 2025)Начисленная сумма НДФЛ удерживается непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). Датой получения доходов в виде дивидендов признается дата их фактической выплаты (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ). Порядок уплаты НДФЛ в бюджет в данной консультации не рассматривается.