Порядок работы комиссии по рассмотрению споров
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок работы комиссии по рассмотрению споров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12.09.2024 по делу N 66а-1674/2024 (УИД 77OS0000-02-2023-001118-48)
Категория: Оспаривание кадастровой стоимости.
Требования: Об установлении кадастровой стоимости объекта нежилой недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Обстоятельства: Истец сослался на то, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, что затрагивает имущественные права и законные интересы ООО как плательщика налога на имущество организаций, размер которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Решение: Удовлетворено.Расходы Департамента городского имущества города Москвы по проведению судебной экспертизы в размере 183 198,72 рублей судом первой инстанции правильно взысканы с административного истца на основании статей 109, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, поскольку расхождение между оспоренной кадастровой и рыночной стоимостью недвижимости составило 16,7% при допустимом диапазоне отклонений в 30%, указанном в пункте 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития от 4 мая 2012 года N 263, что не свидетельствует о допущенной ошибке при формировании методики проведения массовой кадастровой оценки либо ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Категория: Оспаривание кадастровой стоимости.
Требования: Об установлении кадастровой стоимости объекта нежилой недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Обстоятельства: Истец сослался на то, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, что затрагивает имущественные права и законные интересы ООО как плательщика налога на имущество организаций, размер которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Решение: Удовлетворено.Расходы Департамента городского имущества города Москвы по проведению судебной экспертизы в размере 183 198,72 рублей судом первой инстанции правильно взысканы с административного истца на основании статей 109, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, поскольку расхождение между оспоренной кадастровой и рыночной стоимостью недвижимости составило 16,7% при допустимом диапазоне отклонений в 30%, указанном в пункте 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития от 4 мая 2012 года N 263, что не свидетельствует о допущенной ошибке при формировании методики проведения массовой кадастровой оценки либо ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 07.02.2023 по делу N 66а-380/2023 (УИД 53OS0000-01-2021-000037-29)
Категория: Оспаривание кадастровой стоимости.
Требования: О признании недействительными актов комиссии, связанных с рассмотрением споров об определении кадастровой стоимости.
Обстоятельства: Истец является получателем средств, поступающих в бюджет городского округа в виде доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границе городского округа, оспариваемые решения комиссии нарушают права и законные интересы данного муниципального образования ввиду того, что ими уменьшена кадастровая стоимость земельных участков.
Решение: Отказано.Проверяя законность принятых Комиссией решений, проанализировав положения приказа Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, утвердившего порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, суд сделал вывод о принятии оспариваемых решений компетентным органом, с соблюдением установленного порядка. Оценив заключение повторной судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорных земельных участков, в связи с чем, отказал в удовлетворении требований администрации Великого Новгорода.
Категория: Оспаривание кадастровой стоимости.
Требования: О признании недействительными актов комиссии, связанных с рассмотрением споров об определении кадастровой стоимости.
Обстоятельства: Истец является получателем средств, поступающих в бюджет городского округа в виде доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границе городского округа, оспариваемые решения комиссии нарушают права и законные интересы данного муниципального образования ввиду того, что ими уменьшена кадастровая стоимость земельных участков.
Решение: Отказано.Проверяя законность принятых Комиссией решений, проанализировав положения приказа Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, утвердившего порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, суд сделал вывод о принятии оспариваемых решений компетентным органом, с соблюдением установленного порядка. Оценив заключение повторной судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорных земельных участков, в связи с чем, отказал в удовлетворении требований администрации Великого Новгорода.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализация доходного подхода при оценке земельных участков для целей оспаривания кадастровой стоимости: теория и практика
(Сегаль Л.А., Бригидина С.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)<2> Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, действующие в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24 августа 2020 года N П/0311 "Об утверждении Порядка работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости".
(Сегаль Л.А., Бригидина С.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)<2> Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, действующие в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24 августа 2020 года N П/0311 "Об утверждении Порядка работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости".
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)12) порядок работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)12) порядок работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457
(ред. от 13.12.2024)
"О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии"
(вместе с "Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии")5.26(7.24). требования к входящим в состав комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости представителям предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, порядок создания и работы указанной комиссии, формы принимаемых комиссией документов;
(ред. от 13.12.2024)
"О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии"
(вместе с "Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии")5.26(7.24). требования к входящим в состав комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости представителям предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, порядок создания и работы указанной комиссии, формы принимаемых комиссией документов;
Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 N 1555-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Возрождение" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации"Пункт 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, предписывает соответствующим комиссиям принимать решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по отчету о его оценке, если она отличается от кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов. Если же отличие превышает тридцать процентов, комиссия отклоняет заявление о пересмотре, кроме случаев, когда заявитель, помимо отчета оценщика, представит положительное экспертное заключение, соответствующее установленным требованиям.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Возрождение" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации"Пункт 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, предписывает соответствующим комиссиям принимать решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по отчету о его оценке, если она отличается от кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов. Если же отличие превышает тридцать процентов, комиссия отклоняет заявление о пересмотре, кроме случаев, когда заявитель, помимо отчета оценщика, представит положительное экспертное заключение, соответствующее установленным требованиям.
Ситуация: Каковы особенности обращения в комиссию по трудовым спорам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если вы (ваш представитель) не урегулировали с работодателем возникшие разногласия путем переговоров, вы можете обратиться в КТС. Однако комиссия рассматривает не все споры, а только те, для которых не установлен иной порядок. Так, некоторые споры рассматриваются только в судах (например, спор о восстановлении на работе). Кроме того, обращение в КТС не является обязательным, и вы вправе сразу, минуя комиссию, обратиться в суд (ст. ст. 382, 385, 391 ТК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если вы (ваш представитель) не урегулировали с работодателем возникшие разногласия путем переговоров, вы можете обратиться в КТС. Однако комиссия рассматривает не все споры, а только те, для которых не установлен иной порядок. Так, некоторые споры рассматриваются только в судах (например, спор о восстановлении на работе). Кроме того, обращение в КТС не является обязательным, и вы вправе сразу, минуя комиссию, обратиться в суд (ст. ст. 382, 385, 391 ТК РФ).
Типовая ситуация: Трудовые споры: порядок рассмотрения и сроки давности
(Издательство "Главная книга", 2025)Трудовые споры рассматривают комиссия по трудовым спорам (КТС) и суд общей юрисдикции. Досудебный порядок не обязателен, можно сразу идти в суд. Исключительно суды рассматривают споры о возмещении работником ущерба, о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула, переводе на другую работу и некоторые другие (ст. ст. 382, 391 ТК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Трудовые споры рассматривают комиссия по трудовым спорам (КТС) и суд общей юрисдикции. Досудебный порядок не обязателен, можно сразу идти в суд. Исключительно суды рассматривают споры о возмещении работником ущерба, о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула, переводе на другую работу и некоторые другие (ст. ст. 382, 391 ТК РФ).
Статья: Спор об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилого помещения (квартиры) (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ или государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности (ч. 4 ст. 245, пп. 15 п. 1 ст. 20, ст. 24 КАС РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Административное исковое заявление рассматривается в течение 2 месяцев со дня его поступления в суд (ч. 1 ст. 247, ст. 141 КАС РФ).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ или государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности (ч. 4 ст. 245, пп. 15 п. 1 ст. 20, ст. 24 КАС РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Административное исковое заявление рассматривается в течение 2 месяцев со дня его поступления в суд (ч. 1 ст. 247, ст. 141 КАС РФ).
Вопрос: Каков порядок составления положения о комиссии по трудовым спорам?
(Консультация эксперта, 2025)- порядок рассмотрения трудовых споров (порядок инициирования процедуры рассмотрения, случаи приостановления или переноса рассмотрения спора, круг лиц, которые могут приглашаться на заседание комиссии, порядок оформления решения комиссии и его обжалования);
(Консультация эксперта, 2025)- порядок рассмотрения трудовых споров (порядок инициирования процедуры рассмотрения, случаи приостановления или переноса рассмотрения спора, круг лиц, которые могут приглашаться на заседание комиссии, порядок оформления решения комиссии и его обжалования);
Статья: Об актуальных изменениях в законодательстве о государственной гражданской службе в части, касающейся рассмотрения индивидуальных служебных споров
(Гуринович А.Г.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)И только во второй половине 2020 года в целях совершенствования нормативного правового регулирования рассмотрения таких споров на гражданской службе отдельным Федеральным законом внесены изменения в названную статью, целью которых являлось упорядочение и фактически полноценное наполнение алгоритма формирования комиссии по служебным спорам (далее - комиссия), заметные повышение ее статуса и совершенствование порядка работы.
(Гуринович А.Г.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)И только во второй половине 2020 года в целях совершенствования нормативного правового регулирования рассмотрения таких споров на гражданской службе отдельным Федеральным законом внесены изменения в названную статью, целью которых являлось упорядочение и фактически полноценное наполнение алгоритма формирования комиссии по служебным спорам (далее - комиссия), заметные повышение ее статуса и совершенствование порядка работы.
Статья: Спор об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ или государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности (ч. 4 ст. 245, ст. ст. 20, 24 КАС РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Административное исковое заявление рассматривается в течение 2 месяцев со дня его поступления в суд (ч. 1 ст. 247, ст. 141 КАС РФ).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ или государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности (ч. 4 ст. 245, ст. ст. 20, 24 КАС РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Административное исковое заявление рассматривается в течение 2 месяцев со дня его поступления в суд (ч. 1 ст. 247, ст. 141 КАС РФ).
Статья: Суд первой инстанции как субъект советского гражданского процессуального права и другие органы, разрешающие правовые споры
(Козлов А.Ф.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Неправ С.С. Алексеев в своем утверждении о том, что в период развернутого строительства коммунизма следует ожидать не усиления дифференциации форм принудительного осуществления прав и обязанностей, а их известного сближения <45>. Такой вывод сделан на основании работы товарищеских судов, рассматривающих дела, вытекающие из различных правоотношений. Государственные суды тоже рассматривают дела, возникающие из различных отношений, но ведь нельзя говорить, что в будущем порядки деятельности государственных и общественных судов сблизятся и станут едиными (сближение всегда имеет тенденцию к соединению). Никогда не сблизятся порядки деятельности судебных и арбитражных органов, комиссий по рассмотрению трудовых споров, ибо каждый орган по-своему выполняет возложенные на него задачи. Один порядок может быть общим для защиты различных по характеру прав и охраняемых законом интересов. Но самих порядков может быть много и, как показывает опыт коммунистического строительства, между ними не намечается сближения.
(Козлов А.Ф.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Неправ С.С. Алексеев в своем утверждении о том, что в период развернутого строительства коммунизма следует ожидать не усиления дифференциации форм принудительного осуществления прав и обязанностей, а их известного сближения <45>. Такой вывод сделан на основании работы товарищеских судов, рассматривающих дела, вытекающие из различных правоотношений. Государственные суды тоже рассматривают дела, возникающие из различных отношений, но ведь нельзя говорить, что в будущем порядки деятельности государственных и общественных судов сблизятся и станут едиными (сближение всегда имеет тенденцию к соединению). Никогда не сблизятся порядки деятельности судебных и арбитражных органов, комиссий по рассмотрению трудовых споров, ибо каждый орган по-своему выполняет возложенные на него задачи. Один порядок может быть общим для защиты различных по характеру прав и охраняемых законом интересов. Но самих порядков может быть много и, как показывает опыт коммунистического строительства, между ними не намечается сближения.
Статья: Спор об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ или государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности (ч. 4 ст. 245, п. 15 ст. 20, ст. 24 КАС РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Административное исковое заявление рассматривается в течение 2 месяцев со дня его поступления в суд (ч. 1 ст. 247, ст. 141 КАС РФ).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ или государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности (ч. 4 ст. 245, п. 15 ст. 20, ст. 24 КАС РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Административное исковое заявление рассматривается в течение 2 месяцев со дня его поступления в суд (ч. 1 ст. 247, ст. 141 КАС РФ).
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Членам комиссий по трудовым спорам предоставляется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка (ст. 171 ТК РФ).
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Членам комиссий по трудовым спорам предоставляется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка (ст. 171 ТК РФ).
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)В случае если КТС прекратила свою работу по истечении срока, на который была создана или по другим основаниям, при получении заявления работника о рассмотрении индивидуального трудового спора, работодатель обязан уведомить заявителя о порядке его рассмотрения и может выступить с инициативой о создании новой комиссии.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)В случае если КТС прекратила свою работу по истечении срока, на который была создана или по другим основаниям, при получении заявления работника о рассмотрении индивидуального трудового спора, работодатель обязан уведомить заявителя о порядке его рассмотрения и может выступить с инициативой о создании новой комиссии.