Порядок проведения внеплановой проверки прокуратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок проведения внеплановой проверки прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Согласование внеплановой проверки с прокуратурой
(КонсультантПлюс, 2025)Судом... указано, что при этом ни Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, ни Порядком согласования проведения внеплановой выездной проверки не предусмотрена обязанность органа прокуратуры при согласовании проведения проверки проверять наличие обстоятельств, указанных в заявлении, то есть фактически подменять собой соответствующий административный орган, а также истребовать у лица, подавшего заявление, какие-либо дополнительные сведения.
(КонсультантПлюс, 2025)Судом... указано, что при этом ни Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, ни Порядком согласования проведения внеплановой выездной проверки не предусмотрена обязанность органа прокуратуры при согласовании проведения проверки проверять наличие обстоятельств, указанных в заявлении, то есть фактически подменять собой соответствующий административный орган, а также истребовать у лица, подавшего заявление, какие-либо дополнительные сведения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прокурор: полномочия, основания и порядок деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 5 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей также может быть проведена органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (Приказ Генпрокуратуры России от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 5 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей также может быть проведена органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (Приказ Генпрокуратуры России от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Статья: Применение прокурорами процессуальных средств при обеспечении законности правовых актов
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)Например, решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 августа 2018 г. по делу N АКПИ18-629 удовлетворено административное исковое заявление Е. о признании недействующим со дня принятия письма Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 ноября 2011 г. N 00-02-04/2937, разработанного в связи с обращениями территориальных органов этой службы по вопросам о порядке извещения органов прокуратуры при организации проведения внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также о надзорных полномочиях прокуроров (в обоснование своего требования административный истец указал, что исполнение оспариваемого акта повлекло привлечение его как руководителя территориального органа службы к уголовной ответственности).
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)Например, решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 августа 2018 г. по делу N АКПИ18-629 удовлетворено административное исковое заявление Е. о признании недействующим со дня принятия письма Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 ноября 2011 г. N 00-02-04/2937, разработанного в связи с обращениями территориальных органов этой службы по вопросам о порядке извещения органов прокуратуры при организации проведения внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также о надзорных полномочиях прокуроров (в обоснование своего требования административный истец указал, что исполнение оспариваемого акта повлекло привлечение его как руководителя территориального органа службы к уголовной ответственности).
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)7. Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)7. Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.04.2025 N 98-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" и Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"Проведение внеплановых выездных проверок (инспекций) по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом и седьмом части одиннадцатой настоящей статьи, подлежит согласованию с органом прокуратуры. Порядок согласования уполномоченными органами регулирования безопасности с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок (инспекций), а также типовые формы заявления о согласовании с органами прокуратуры проведения внеплановой проверки (инспекции) и решения органа прокуратуры о результатах рассмотрения такого заявления устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" и Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"Проведение внеплановых выездных проверок (инспекций) по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом и седьмом части одиннадцатой настоящей статьи, подлежит согласованию с органом прокуратуры. Порядок согласования уполномоченными органами регулирования безопасности с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок (инспекций), а также типовые формы заявления о согласовании с органами прокуратуры проведения внеплановой проверки (инспекции) и решения органа прокуратуры о результатах рассмотрения такого заявления устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Особое значение для муниципального контроля имеет Приказ Генпрокуратуры России от 2 июня 2021 г. N 294 "О реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <1>, принятый на основании ч. 7 ст. 3 Закона N 248-ФЗ, согласно которой Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами осуществляется надзор за исполнением данного Закона в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". В Приказе определены Порядок направления в контрольные органы требования о проведении контрольных мероприятий, Порядок согласования контрольным органом с прокуратурой внеплановой проверки, согласования ежегодных планов контрольных мероприятий.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Особое значение для муниципального контроля имеет Приказ Генпрокуратуры России от 2 июня 2021 г. N 294 "О реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <1>, принятый на основании ч. 7 ст. 3 Закона N 248-ФЗ, согласно которой Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами осуществляется надзор за исполнением данного Закона в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". В Приказе определены Порядок направления в контрольные органы требования о проведении контрольных мероприятий, Порядок согласования контрольным органом с прокуратурой внеплановой проверки, согласования ежегодных планов контрольных мероприятий.
Вопрос: Какие могут быть последствия для работодателя, если он скроет (не оформит) факт того, что работник в течение рабочего времени получил травму на производстве?
(Консультация эксперта, 2025)В случае сокрытия (неоформления) факта того, что работник в течение рабочего времени получил травму на производстве, органы Роструда незамедлительно (в течение 24 часов после поступления соответствующих сведений) приступают к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия по проверке соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения работодателя. В этом случае уведомление работодателя о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может не проводиться (ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", п. п. 3, 35 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230, п. 1, пп. 5.5.21 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324).
(Консультация эксперта, 2025)В случае сокрытия (неоформления) факта того, что работник в течение рабочего времени получил травму на производстве, органы Роструда незамедлительно (в течение 24 часов после поступления соответствующих сведений) приступают к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия по проверке соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения работодателя. В этом случае уведомление работодателя о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может не проводиться (ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", п. п. 3, 35 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230, п. 1, пп. 5.5.21 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324).
Типовая ситуация: Трудовая инспекция: полномочия, проверки, штрафы
(Издательство "Главная книга", 2025)Внеплановую выездную проверку могут провести, если у ГИТ появились достоверные сведения о нарушениях, например, из жалобы работника. Такую проверку проводят по согласованию с прокуратурой. Другие возможные основания внеплановой проверки: требования прокуратуры, уклонение от обязательного профилактического визита, неисполнение предписания. Внеплановую проверку проводят в том же порядке, что и плановую (ст. 66 Закона N 248-ФЗ, п. 49 Положения).
(Издательство "Главная книга", 2025)Внеплановую выездную проверку могут провести, если у ГИТ появились достоверные сведения о нарушениях, например, из жалобы работника. Такую проверку проводят по согласованию с прокуратурой. Другие возможные основания внеплановой проверки: требования прокуратуры, уклонение от обязательного профилактического визита, неисполнение предписания. Внеплановую проверку проводят в том же порядке, что и плановую (ст. 66 Закона N 248-ФЗ, п. 49 Положения).
Последние изменения: Проверки государственного пожарного надзора (контроль (надзор) за соблюдением законодательства о пожарной безопасности)
(КонсультантПлюс, 2025)Если основанием для проведения проверок на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса являются факты причинения вреда жизни и здоровью граждан, орган госпожнадзора вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю (п. 7(1) Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438).
(КонсультантПлюс, 2025)Если основанием для проведения проверок на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса являются факты причинения вреда жизни и здоровью граждан, орган госпожнадзора вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю (п. 7(1) Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438).
Статья: Институт предупреждения причинения вреда в российском гражданском праве: текущее состояние и направления совершенствования
(Сенотрусова Е.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Кроме того, в настоящее время существует множество правовых механизмов и мер, направленных на незамедлительную защиту прав и интересов граждан, организаций и общества. Например, законодательством о порядке осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля предусмотрены основания для проведения внеплановых проверок, регламентированы вопросы их согласования с органами прокуратуры, сроки и порядок проведения и пр. Процессуальное законодательство также предоставляет участникам оборота возможность подачи в суд заявления о принятии мер по обеспечению иска, в частности в виде запрещения ответчику совершать определенные действия, которое подлежит рассмотрению в сокращенные сроки (ст. 91 АПК РФ, ст. 140 ГПК РФ и ст. 85 КАС РФ). Определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно.
(Сенотрусова Е.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Кроме того, в настоящее время существует множество правовых механизмов и мер, направленных на незамедлительную защиту прав и интересов граждан, организаций и общества. Например, законодательством о порядке осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля предусмотрены основания для проведения внеплановых проверок, регламентированы вопросы их согласования с органами прокуратуры, сроки и порядок проведения и пр. Процессуальное законодательство также предоставляет участникам оборота возможность подачи в суд заявления о принятии мер по обеспечению иска, в частности в виде запрещения ответчику совершать определенные действия, которое подлежит рассмотрению в сокращенные сроки (ст. 91 АПК РФ, ст. 140 ГПК РФ и ст. 85 КАС РФ). Определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно.
Вопрос: Каков порядок проведения внеплановой проверки государственной инспекцией труда?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Акт оформляется на месте проведения внеплановой проверки в день ее окончания, если иной порядок не установлен Правительством РФ. Если проведение внеплановой проверки было согласовано органами прокуратуры, то акт направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления (ч. 3, 5 ст. 87 Закона N 248-ФЗ).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Акт оформляется на месте проведения внеплановой проверки в день ее окончания, если иной порядок не установлен Правительством РФ. Если проведение внеплановой проверки было согласовано органами прокуратуры, то акт направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления (ч. 3, 5 ст. 87 Закона N 248-ФЗ).
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Последующие изменения были связаны с введением в порядок организации и осуществления контроля (надзора) исключений, с расширением перечня оснований проведения внеплановых проверок без предварительного согласования с органами прокуратуры и без уведомления контролируемого лица (в частности, к таким основаниям было отнесено возникновение угрозы причинения вреда объектам культурного наследия).
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Последующие изменения были связаны с введением в порядок организации и осуществления контроля (надзора) исключений, с расширением перечня оснований проведения внеплановых проверок без предварительного согласования с органами прокуратуры и без уведомления контролируемого лица (в частности, к таким основаниям было отнесено возникновение угрозы причинения вреда объектам культурного наследия).
Статья: Определены особенности государственного и муниципального контроля в новых регионах РФ
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 4)Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ N 336 если основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверок на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на гидротехнических сооружениях I и II классов являются факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, то контрольный орган вправе приступить к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, проверки незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проверки.
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 4)Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ N 336 если основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверок на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на гидротехнических сооружениях I и II классов являются факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, то контрольный орган вправе приступить к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, проверки незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проверки.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Согласно п. 2 ст. 19 последнего нормативного правового акта в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Согласно п. 2 ст. 19 последнего нормативного правового акта в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.