Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудника полиции
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудника полиции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 07.11.2024 по делу N 88-10571/2024 (УИД 15RS0009-01-2023-000210-87)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О признании незаконными результатов служебной проверки, увольнения по специальным основаниям; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным отстранения от работы.
Обстоятельства: Истцом указано, что не установлен факт совершения им действий, порочащих честь сотрудника органов внутренних дел, а его кратковременное нахождение во внерабочее время на мероприятии в ресторане, в котором произошел конфликт неустановленных лиц, не является нарушением служебной дисциплины.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Отказано.Суд первой инстанции указал, что для разрешения вопроса о законности увольнения Ц.Р.Т. из органов внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, юридически значимым обстоятельством является установление в каких именно действиях (бездействии) истца содержится проступок, вызвавший сомнения в его объективности, справедливости, беспристрастности, наносящий ущерб деловой репутации, авторитету федерального органов исполнительной власти в сфере внутренних дел и противоречащего требованиям, предъявляемым к поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности и во вне служебное время, квалифицированный, как порочащий честь сотрудника органов внутренних дел; что на ответчике лежит обязанность представить доказательства, подтверждающие совершение истцом проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел и соблюдения установленного законом порядка привлечения к дисциплинарной ответственности.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О признании незаконными результатов служебной проверки, увольнения по специальным основаниям; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным отстранения от работы.
Обстоятельства: Истцом указано, что не установлен факт совершения им действий, порочащих честь сотрудника органов внутренних дел, а его кратковременное нахождение во внерабочее время на мероприятии в ресторане, в котором произошел конфликт неустановленных лиц, не является нарушением служебной дисциплины.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Отказано.Суд первой инстанции указал, что для разрешения вопроса о законности увольнения Ц.Р.Т. из органов внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, юридически значимым обстоятельством является установление в каких именно действиях (бездействии) истца содержится проступок, вызвавший сомнения в его объективности, справедливости, беспристрастности, наносящий ущерб деловой репутации, авторитету федерального органов исполнительной власти в сфере внутренних дел и противоречащего требованиям, предъявляемым к поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности и во вне служебное время, квалифицированный, как порочащий честь сотрудника органов внутренних дел; что на ответчике лежит обязанность представить доказательства, подтверждающие совершение истцом проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел и соблюдения установленного законом порядка привлечения к дисциплинарной ответственности.
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 11.04.2023 по делу N 88-3258/2023 (УИД 15RS0009-01-2021-000044-68)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании результатов служебной проверки недействительными.
Обстоятельства: Доказан факт совершения истцом проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел; порядок привлечения к дисциплинарной ответственности ответчиком соблюден.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.Разрешая возникший спор и принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 13, 52, п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 4 ст. 7, п. 12 ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 07.02.2011 ФЗ-ФЗ "О полиции", исходил из того, что материалами служебной проверки подтверждено совершение истцом проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, порядок привлечения к дисциплинарной ответственности ответчиком соблюден.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании результатов служебной проверки недействительными.
Обстоятельства: Доказан факт совершения истцом проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел; порядок привлечения к дисциплинарной ответственности ответчиком соблюден.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.Разрешая возникший спор и принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 13, 52, п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 4 ст. 7, п. 12 ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 07.02.2011 ФЗ-ФЗ "О полиции", исходил из того, что материалами служебной проверки подтверждено совершение истцом проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, порядок привлечения к дисциплинарной ответственности ответчиком соблюден.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Соотношение административного и дисциплинарного принуждения на службе в органах внутренних дел
(Гришковец А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Выводы. Сотрудник органов внутренних дел не должен привлекаться к дисциплинарной ответственности в случае, если он совершил административное правонарушение и привлечен к административной ответственности на общих основаниях в соответствии со статьей 2.5 КоАП РФ. Необходимо совершенствование процессуальных норм, регламентирующих порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности за совершение административных правонарушений как специальных субъектов. В настоящее время процессуальное регулирование здесь недостаточно.
(Гришковец А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Выводы. Сотрудник органов внутренних дел не должен привлекаться к дисциплинарной ответственности в случае, если он совершил административное правонарушение и привлечен к административной ответственности на общих основаниях в соответствии со статьей 2.5 КоАП РФ. Необходимо совершенствование процессуальных норм, регламентирующих порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности за совершение административных правонарушений как специальных субъектов. В настоящее время процессуальное регулирование здесь недостаточно.
Статья: О правовой защищенности сотрудника ОВД, в отношении которого ведется дисциплинарное производство
(Закопырин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)На службу в органы внутренних дел (ОВД) принимаются граждане Российской Федерации, которые соответствуют квалификационным требованиям и успешно прошли испытания. И это правильно. Сотрудники ОВД являются представителями государственной власти, наделены правом применения мер административного принуждения. Применение этих мер активно ограничивает права и свободы граждан, права и законные интересы организаций, а применение мер специального пресечения может носить необратимый характер. Вместе с тем в практике работы ОВД имеются факты нарушения сотрудниками ОВД служебной дисциплины и привлечения последних к дисциплинарной ответственности.
(Закопырин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)На службу в органы внутренних дел (ОВД) принимаются граждане Российской Федерации, которые соответствуют квалификационным требованиям и успешно прошли испытания. И это правильно. Сотрудники ОВД являются представителями государственной власти, наделены правом применения мер административного принуждения. Применение этих мер активно ограничивает права и свободы граждан, права и законные интересы организаций, а применение мер специального пресечения может носить необратимый характер. Вместе с тем в практике работы ОВД имеются факты нарушения сотрудниками ОВД служебной дисциплины и привлечения последних к дисциплинарной ответственности.
Нормативные акты
Приказ ФСНП РФ от 09.12.2002 N 525
"Об утверждении Инструкции об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.01.2003 N 4159)24.5. Документальное оформление работы по предотвращению замышляемых либо подготавливаемых преступлений и правонарушений, а также оформление принятых решений (в т.ч. процессуальных) организуется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и административно-процессуальную деятельность, а также порядок привлечения сотрудников налоговой полиции к дисциплинарной ответственности.
"Об утверждении Инструкции об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.01.2003 N 4159)24.5. Документальное оформление работы по предотвращению замышляемых либо подготавливаемых преступлений и правонарушений, а также оформление принятых решений (в т.ч. процессуальных) организуется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и административно-процессуальную деятельность, а также порядок привлечения сотрудников налоговой полиции к дисциплинарной ответственности.
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала вывод судебных инстанций о несоразмерности примененного к А. дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел не соответствующим положениям Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ. Факт совершения истцом проступка, порочащего честь сотрудника полиции, подтвержден заключением служебной проверки, порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы ответчиком соблюден, поэтому оснований не применять к спорным отношениям пункт 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ у судов первой и апелляционной инстанций не имелось.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала вывод судебных инстанций о несоразмерности примененного к А. дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел не соответствующим положениям Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ. Факт совершения истцом проступка, порочащего честь сотрудника полиции, подтвержден заключением служебной проверки, порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы ответчиком соблюден, поэтому оснований не применять к спорным отношениям пункт 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ у судов первой и апелляционной инстанций не имелось.
Статья: Дискреционные полномочия должностных лиц при привлечении к дисциплинарной ответственности
(Мильшин Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)К сожалению, служащие не всегда должным образом обеспечены организационными, материально-техническими условиями, что не позволяет им надлежащим образом исполнять предписанные должностным регламентом задачи. Так, в системе органов внутренних дел общий некомплект сотрудников составляет порядка семидесяти тысяч. Например, в г. Екатеринбурге на начало 2021 г. дефицит кадров составлял 17% по службе участковых уполномоченных полиции, 30% по патрульно-постовой службе.
(Мильшин Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)К сожалению, служащие не всегда должным образом обеспечены организационными, материально-техническими условиями, что не позволяет им надлежащим образом исполнять предписанные должностным регламентом задачи. Так, в системе органов внутренних дел общий некомплект сотрудников составляет порядка семидесяти тысяч. Например, в г. Екатеринбурге на начало 2021 г. дефицит кадров составлял 17% по службе участковых уполномоченных полиции, 30% по патрульно-постовой службе.
Статья: Значение мер дисциплинарного пресечения в борьбе с коррупционными проявлениями в сфере органов внутренних дел
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2024, N 3)Из Определения Седьмого кассационного суда общей юрисдикции следует, что согласно частям 1, 2 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" лицо обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Основанием к вынесению приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания явился протокол N 4 заседания аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов от 22 ноября 2019 г., назначенного по факту совершения Е.О. дисциплинарного проступка, и иные материалы проверки. Таким образом, порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде замечания за совершение правонарушения ответчиком соблюден, а сам факт совершения истцом правонарушения подтвержден совокупностью исследованных доказательств.
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2024, N 3)Из Определения Седьмого кассационного суда общей юрисдикции следует, что согласно частям 1, 2 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" лицо обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Основанием к вынесению приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания явился протокол N 4 заседания аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов от 22 ноября 2019 г., назначенного по факту совершения Е.О. дисциплинарного проступка, и иные материалы проверки. Таким образом, порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде замечания за совершение правонарушения ответчиком соблюден, а сам факт совершения истцом правонарушения подтвержден совокупностью исследованных доказательств.