Порядок принятия бюджета муниципального обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок принятия бюджета муниципального обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2024 N 11АП-8588/2024 по делу N А55-8201/2023
Требование: Об отмене определения об отказе в предоставлении рассрочки исполнения судебного акта.
Решение: Определение оставлено без изменения.Принимая во внимание баланс интересов сторон, суд первой инстанции указал, что задолженность перед взыскателем образовалась с 2015 года, спор о ее взыскании рассмотрен в августе 2023 года, однако, доказательства, подтверждающие, что должником предпринимались все необходимые меры для своевременного исполнения своих обязательств, суду не представлены. Наличие лимита бюджетных обязательств и необходимость соблюдения порядка финансирования расходных обязательств муниципального бюджета, не свидетельствуют о принятии должником всех мер для надлежащего исполнения своих обязательств с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от должника, поскольку потребность в денежных средствах ему была и должна быть заблаговременно известна.
Требование: Об отмене определения об отказе в предоставлении рассрочки исполнения судебного акта.
Решение: Определение оставлено без изменения.Принимая во внимание баланс интересов сторон, суд первой инстанции указал, что задолженность перед взыскателем образовалась с 2015 года, спор о ее взыскании рассмотрен в августе 2023 года, однако, доказательства, подтверждающие, что должником предпринимались все необходимые меры для своевременного исполнения своих обязательств, суду не представлены. Наличие лимита бюджетных обязательств и необходимость соблюдения порядка финансирования расходных обязательств муниципального бюджета, не свидетельствуют о принятии должником всех мер для надлежащего исполнения своих обязательств с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от должника, поскольку потребность в денежных средствах ему была и должна быть заблаговременно известна.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 242.2 "Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" БК РФ"Довод подателя жалобы относительно неприменения судом первой инстанции положений пункта 1 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 БК РФ, устанавливающих порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, не может быть принят во внимание, поскольку предусмотренный указанными нормами БК РФ порядок касается исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. В настоящем деле предметом иска явилось требование о взыскании долга по договору подряда и на исполнение принятого по делу судебного акта не распространяется порядок, предусмотренный нормами БК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О предоставлении юрлицам субсидии из местного бюджета, в том числе на погашение задолженности по налогам.
(Письмо Минфина России от 18.06.2025 N 02-12-12/59170)Положениями статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса предусматривается предоставление из местного бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в случаях и порядке, определенных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ей органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 78 и пунктом 2.1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса (далее соответственно - правовой акт, субсидия, получатель субсидии).
(Письмо Минфина России от 18.06.2025 N 02-12-12/59170)Положениями статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса предусматривается предоставление из местного бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в случаях и порядке, определенных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ей органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 78 и пунктом 2.1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса (далее соответственно - правовой акт, субсидия, получатель субсидии).
Статья: Контрольные полномочия представительных органов муниципальных образований: история и современность
(Будаев А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)И вновь научная школа кафедры конституционного и муниципального права МГЮА показала свой высокий потенциал. После защиты В.И. Фадеевым в 1994 г. докторской диссертации "Муниципальное право Российской Федерации: проблемы становления и развития" появляется ставший впоследствии знаменитым, выдержавший многочисленные переиздания коллективный учебник под авторством О.Е. Кутафина и В.И. Фадеева "Муниципальное право Российской Федерации" <11>. По сути, это было не просто учебное издание, а настоящее научное исследование, заложившее эталон профессиональной литературы по муниципальному праву. Безусловно, в данном издании уделено достаточно внимания деятельности представительных органов муниципальных образований и реализации ими контрольных полномочий при решении различных вопросов местного значения, например в процессе принятия бюджета муниципального образования и утверждения отчета о его исполнении; контролю за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления; определению порядка использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и др.
(Будаев А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)И вновь научная школа кафедры конституционного и муниципального права МГЮА показала свой высокий потенциал. После защиты В.И. Фадеевым в 1994 г. докторской диссертации "Муниципальное право Российской Федерации: проблемы становления и развития" появляется ставший впоследствии знаменитым, выдержавший многочисленные переиздания коллективный учебник под авторством О.Е. Кутафина и В.И. Фадеева "Муниципальное право Российской Федерации" <11>. По сути, это было не просто учебное издание, а настоящее научное исследование, заложившее эталон профессиональной литературы по муниципальному праву. Безусловно, в данном издании уделено достаточно внимания деятельности представительных органов муниципальных образований и реализации ими контрольных полномочий при решении различных вопросов местного значения, например в процессе принятия бюджета муниципального образования и утверждения отчета о его исполнении; контролю за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления; определению порядка использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и др.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Истекает срок, в течение которого решения о порядке предоставления субсидий из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов принимаются в форме правового акта (31.12.2025) <**>
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Истекает срок, в течение которого решения о порядке предоставления субсидий из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов принимаются в форме правового акта (31.12.2025) <**>
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В частности, до 1 января 2026 года продлен срок, в течение которого решения о порядке предоставления субсидий из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов принимаются в форме правового акта, а также приостановлено положение о принятии указанных решений в ГИИС "Электронный бюджет".
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В частности, до 1 января 2026 года продлен срок, в течение которого решения о порядке предоставления субсидий из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов принимаются в форме правового акта, а также приостановлено положение о принятии указанных решений в ГИИС "Электронный бюджет".
Готовое решение: Как публично-правовое образование приобретает, отчуждает акции и владеет ими
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок принятия решений о предоставлении АО бюджетных инвестиций из федерального, регионального или местного бюджета устанавливает соответственно Правительство РФ, высший исполнительный орган субъекта РФ или местная администрация муниципального образования (п. 1 ст. 80 БК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок принятия решений о предоставлении АО бюджетных инвестиций из федерального, регионального или местного бюджета устанавливает соответственно Правительство РФ, высший исполнительный орган субъекта РФ или местная администрация муниципального образования (п. 1 ст. 80 БК РФ).
Статья: Вступление в силу нормативных актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституцией РФ субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлены широкие полномочия по нормативно-правовому регулированию (ч. 2, 4 ст. 76, ч. 1 ст. 132). Субъекты РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с федеральными законами. Вне пределов совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Органы местного самоуправления принимают нормативные акты в области управления муниципальной собственностью, местного бюджета, местных налогов и сборов, охраны общественного порядка и иных вопросов местного значения. При этом субъекты РФ и муниципальные образования вправе самостоятельно решать вопрос о порядке вступления в силу издаваемых ими актов. Вместе с тем в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в этой части федеральным законодательством устанавливаются границы нормотворческой деятельности субъектов РФ и муниципальных образований. Рассмотрим эти правила подробнее.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституцией РФ субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлены широкие полномочия по нормативно-правовому регулированию (ч. 2, 4 ст. 76, ч. 1 ст. 132). Субъекты РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с федеральными законами. Вне пределов совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Органы местного самоуправления принимают нормативные акты в области управления муниципальной собственностью, местного бюджета, местных налогов и сборов, охраны общественного порядка и иных вопросов местного значения. При этом субъекты РФ и муниципальные образования вправе самостоятельно решать вопрос о порядке вступления в силу издаваемых ими актов. Вместе с тем в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в этой части федеральным законодательством устанавливаются границы нормотворческой деятельности субъектов РФ и муниципальных образований. Рассмотрим эти правила подробнее.
Статья: Бюджетный процесс: понятие, участники, процедуры
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с БК РФ и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с БК РФ и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Порядок принятия решений о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (см. подробнее Постановление Правительства РФ от 14.07.2020 N 1041 "Об утверждении Правил принятия решений о предоставлении из федерального бюджета бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, на цели, не связанные с осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц (их дочерних обществ), и (или) приобретением ими объектов недвижимого имущества").
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Порядок принятия решений о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (см. подробнее Постановление Правительства РФ от 14.07.2020 N 1041 "Об утверждении Правил принятия решений о предоставлении из федерального бюджета бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, на цели, не связанные с осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц (их дочерних обществ), и (или) приобретением ими объектов недвижимого имущества").
Статья: Особенности организации поселков старателей в системе местного самоуправления Российской Федерации
(Черняков В.Е.)
("Местное право", 2025, N 3)Органы местного самоуправления в городских поселениях на базе поселков старателей также занимаются организацией местных социальных программ, развитием инфраструктуры, контролем за соблюдением законодательства и обеспечением общественного порядка на территории городских поселений. Кроме того, они принимают участие в разработке и утверждении местных бюджетов, распределении муниципальных ресурсов, а также участвуют в решении вопросов по локальным инвестиционным проектам и развитию экономики на местном уровне.
(Черняков В.Е.)
("Местное право", 2025, N 3)Органы местного самоуправления в городских поселениях на базе поселков старателей также занимаются организацией местных социальных программ, развитием инфраструктуры, контролем за соблюдением законодательства и обеспечением общественного порядка на территории городских поселений. Кроме того, они принимают участие в разработке и утверждении местных бюджетов, распределении муниципальных ресурсов, а также участвуют в решении вопросов по локальным инвестиционным проектам и развитию экономики на местном уровне.
Вопрос: О применении системы "Электронный бюджет" и государственной информационной системы субъекта РФ при проведении отбора получателей субсидий из местного бюджета.
(Письмо Минфина России от 25.10.2024 N 02-13-11/104003)Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 4 статьи 78.5 Бюджетного кодекса местная администрация муниципального образования может принять решение о проведении отбора получателей субсидий из местного бюджета в порядке, определенном муниципальными правовыми актами местной администрации, который с 2025 года должен быть проведен в системе "Электронный бюджет", а при выполнении условия - в государственной информационной системе субъекта Российской Федерации (за исключением случаев, установленных пунктом 8 статьи 78.5 Бюджетного кодекса).
(Письмо Минфина России от 25.10.2024 N 02-13-11/104003)Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 4 статьи 78.5 Бюджетного кодекса местная администрация муниципального образования может принять решение о проведении отбора получателей субсидий из местного бюджета в порядке, определенном муниципальными правовыми актами местной администрации, который с 2025 года должен быть проведен в системе "Электронный бюджет", а при выполнении условия - в государственной информационной системе субъекта Российской Федерации (за исключением случаев, установленных пунктом 8 статьи 78.5 Бюджетного кодекса).
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Ученые выделяют еще один аспект данной проблемы. Как отмечает Е.М. Бухвальд, до вступления в силу Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" "многие положения, касающиеся стратегирования пространственного развития, были включены в ГсК РФ... В настоящее время ГсК РФ (ч. 5 ст. 9) предусматривает, что подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Ученые выделяют еще один аспект данной проблемы. Как отмечает Е.М. Бухвальд, до вступления в силу Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" "многие положения, касающиеся стратегирования пространственного развития, были включены в ГсК РФ... В настоящее время ГсК РФ (ч. 5 ст. 9) предусматривает, что подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования в соответствии с БК РФ и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования в соответствии с БК РФ и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Вопрос: Об установлении в правовом акте перечня документов, подтверждающих расходование субсидий, предоставляемых ИП из местного бюджета, и положений об осуществлении проверки их соответствия.
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 02-12-10/132326)В соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации из местного бюджета предоставляются субсидии индивидуальным предпринимателям в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в случаях и порядке, определенных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ей органов местного самоуправления (далее соответственно - Бюджетный кодекс, правовой акт, субсидия, получатель субсидии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 78 Бюджетного кодекса.
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 02-12-10/132326)В соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации из местного бюджета предоставляются субсидии индивидуальным предпринимателям в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в случаях и порядке, определенных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ей органов местного самоуправления (далее соответственно - Бюджетный кодекс, правовой акт, субсидия, получатель субсидии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 78 Бюджетного кодекса.