Порядок применения бюджетных мер принуждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок применения бюджетных мер принуждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Бюджетные меры принуждения
(КонсультантПлюс, 2025)1. Порядок применения бюджетных мер принуждения
(КонсультантПлюс, 2025)1. Порядок применения бюджетных мер принуждения
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель. Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. В каком порядке применяются бюджетные меры принуждения
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. В каком порядке применяются бюджетные меры принуждения
Вопрос: Об утверждении порядка исполнения решений и о направлении уведомлений о применении бюджетных мер принуждения.
(Письмо Минфина России от 20.08.2021 N 02-09-08/67233)Вопрос: Об утверждении порядка исполнения решений и о направлении уведомлений о применении бюджетных мер принуждения.
(Письмо Минфина России от 20.08.2021 N 02-09-08/67233)Вопрос: Об утверждении порядка исполнения решений и о направлении уведомлений о применении бюджетных мер принуждения.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 306.3. Полномочия финансовых органов (органов управления государственными внебюджетными фондами) и Федерального казначейства по применению бюджетных мер принуждения
(ред. от 31.07.2025)Статья 306.3. Полномочия финансовых органов (органов управления государственными внебюджетными фондами) и Федерального казначейства по применению бюджетных мер принуждения
Готовое решение: По каким стандартам органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводят проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Определены требования к содержанию представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Установлены порядок и сроки их направления объектам контроля, а также их копий ГРБС (РБС), учредителям, иным органам, предоставившим средства из бюджета (разд. II Федерального стандарта N 1095).
(КонсультантПлюс, 2025)Определены требования к содержанию представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Установлены порядок и сроки их направления объектам контроля, а также их копий ГРБС (РБС), учредителям, иным органам, предоставившим средства из бюджета (разд. II Федерального стандарта N 1095).
Статья: Порядок применения бюджетных мер принуждения
(Репин А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2014, N 5)"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2014, N 5
(Репин А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2014, N 5)"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2014, N 5
Статья: Правовые коллизии механизмов реализации мер бюджетного принуждения в условиях финансовой нестабильности
(Лапина М.А., Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Концептуальное значение мер бюджетного принуждения для бюджетного процесса в целом состоит в обеспечении бесперебойности и эффективности функционирования органов государственной власти, направленного на достижение показателей комплексного территориального развития и национальных приоритетов развития <13>. В свою очередь, применение бюджетного принуждения на основании наличия формального подхода приводит к дефициту ликвидности в бюджетной системе и негативным последствиям для субъектов бюджетного процесса. Указанное позволяет определить необходимость внесения изменений в бюджетное законодательство и в порядок применения мер бюджетного принуждения в части установления обязательной оценки финансовых издержек и последствий в случае привлечения к ответственности лиц, в действиях которых находит отражение формальный состав бюджетного нарушения. Предлагается отказаться от применения мер бюджетного принуждения на основании формального состава без проведения оценки негативных последствий для подконтрольного субъекта.
(Лапина М.А., Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Концептуальное значение мер бюджетного принуждения для бюджетного процесса в целом состоит в обеспечении бесперебойности и эффективности функционирования органов государственной власти, направленного на достижение показателей комплексного территориального развития и национальных приоритетов развития <13>. В свою очередь, применение бюджетного принуждения на основании наличия формального подхода приводит к дефициту ликвидности в бюджетной системе и негативным последствиям для субъектов бюджетного процесса. Указанное позволяет определить необходимость внесения изменений в бюджетное законодательство и в порядок применения мер бюджетного принуждения в части установления обязательной оценки финансовых издержек и последствий в случае привлечения к ответственности лиц, в действиях которых находит отражение формальный состав бюджетного нарушения. Предлагается отказаться от применения мер бюджетного принуждения на основании формального состава без проведения оценки негативных последствий для подконтрольного субъекта.
Статья: О правовых инструментах обеспечения финансовой безопасности
(Саттарова Н.А., Гафарова Г.Р.)
("Финансовое право", 2024, N 11)В настоящее время остаются спорные вопросы, которые требуют законодательного разрешения. Например, как отмечают специалисты, в действующем бюджетном законодательстве не урегулирован "вопрос о порядке применения мер бюджетного принуждения при совпадении в одном лице субъекта нарушения и стороны, обеспечивающей вменение и исполнение мер бюджетного принуждения, что требует осуществления отдельного исследования, поскольку отсутствие системы сдержек и противовесов в виде привлечения к специализированной бюджетной ответственности обеспечивает стабильность функционирования бюджетной системы" <9>.
(Саттарова Н.А., Гафарова Г.Р.)
("Финансовое право", 2024, N 11)В настоящее время остаются спорные вопросы, которые требуют законодательного разрешения. Например, как отмечают специалисты, в действующем бюджетном законодательстве не урегулирован "вопрос о порядке применения мер бюджетного принуждения при совпадении в одном лице субъекта нарушения и стороны, обеспечивающей вменение и исполнение мер бюджетного принуждения, что требует осуществления отдельного исследования, поскольку отсутствие системы сдержек и противовесов в виде привлечения к специализированной бюджетной ответственности обеспечивает стабильность функционирования бюджетной системы" <9>.
Статья: Принципы организации и осуществления внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Также следует отметить более регламентированный порядок привлечения виновных лиц к ответственности, наличие законодательно утвержденных полномочий по применению бюджетных мер принуждения, мер уголовной, административной, дисциплинарной ответственности во внешнем контроле.
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Также следует отметить более регламентированный порядок привлечения виновных лиц к ответственности, наличие законодательно утвержденных полномочий по применению бюджетных мер принуждения, мер уголовной, административной, дисциплинарной ответственности во внешнем контроле.
Статья: Проблемы процессуальной конструкции применения бюджетных мер принуждения
(Ваймер Е.В.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Реформирование государственного (муниципального) финансового контроля повлекло изменения охранительных бюджетных норм, а также норм, регламентирующих порядок применения бюджетных мер принуждения. Бюджетные меры принуждения применяются за совершение бюджетных нарушений, предусмотренных главой 30 Бюджетного кодекса РФ, и реализуются в рамках особых процессуальных действий, разграниченных на стадии, логично вытекающих и являющихся проверочными для предыдущих. Каждая стадия имеет различное назначение, документальное оформление, определенный круг участников и систему процессуальных действий, совершаемых во временных границах. Однако рассматриваемая конструкция имеет много пробелов и недостатков правового регулирования, что не позволяет считать ее завершенной и целостной.
(Ваймер Е.В.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Реформирование государственного (муниципального) финансового контроля повлекло изменения охранительных бюджетных норм, а также норм, регламентирующих порядок применения бюджетных мер принуждения. Бюджетные меры принуждения применяются за совершение бюджетных нарушений, предусмотренных главой 30 Бюджетного кодекса РФ, и реализуются в рамках особых процессуальных действий, разграниченных на стадии, логично вытекающих и являющихся проверочными для предыдущих. Каждая стадия имеет различное назначение, документальное оформление, определенный круг участников и систему процессуальных действий, совершаемых во временных границах. Однако рассматриваемая конструкция имеет много пробелов и недостатков правового регулирования, что не позволяет считать ее завершенной и целостной.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Главным кодифицированным источником российского бюджетного права следует считать Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ), который устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, порядок применения бюджетных мер принуждения.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Главным кодифицированным источником российского бюджетного права следует считать Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ), который устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, порядок применения бюджетных мер принуждения.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения;
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения;
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения;
Статья: Правовое обеспечение эффективного функционирования государственного принуждения в бюджетной сфере
(Лапина М.А., Никлаус В.С.)
("Финансовое право", 2022, N 4)Практическая реализация мер бюджетного принуждения, отраженная в общем виде законодателем, соответствует действительности, однако не исключает возможность у органов финансового контроля на осуществление отдельных факультативных мероприятий при осуществлении внутренних контрольных мероприятий, которые могут носить характер повторных проверок или внеочередных камеральных проверок в отношении отдельных групп или субъектов финансового контроля с высоким уровнем риска. Проверочные мероприятия, направленные на осуществление проверки деятельности объекта контроля, в соответствии с требованиями законодательства являются основанием для применения мер бюджетного принуждения. Срок направления уведомления о применении мер бюджетного принуждения по причине установления бюджетных нарушений составляет 30 календарных дней со дня окончания проверки. Направление уведомления в орган финансового контроля с письменным уведомлением (в копии) объекта контроля подлежит рассмотрению с целью подготовки к осуществлению правоприменения в течение 30 календарных дней. В указанный срок орган исполнения мер бюджетного принуждения вправе направить уточнение в орган государственного (муниципального) финансового контроля, который обязан предоставить запрашиваемую информацию или правовую позицию в течение 30 календарных дней. При этом предельный срок или количество запросов для целей применения бюджетных мер принуждения не ограничен, что позволяет затягивать процесс фактического исполнения. Необходимо отметить, что бюджетное законодательство устанавливает пресекательный срок исполнения мер бюджетного принуждения с возможностью продления по ограниченному кругу оснований. Таким образом, механизм применения мер бюджетного принуждения не является односторонним волеизъявлением государства, а носит субъективный характер абстрактно-ситуативного набора процессуальных действий. С целью систематизации и упрощения реализации мер бюджетного принуждения Минфин России неоднократно давал правовые разъяснения по существу вопросов осуществления процедур <7> и их отдельных аспектов <8>. Отдельные вопросы регламентации и порядка применения бюджетных мер принуждения, условий их отмены и исполнения Федеральным казначейством утверждены на подзаконном уровне в форме приказа <9>, что затрудняет взаимодействие с органами финансового контроля объектов контроля, а также реализацию непосредственных прав объектов контроля, которые позволяют получать объективную информацию о сроках, порядке и условиях реализации мер бюджетного принуждения, а также методов и возможностей их обжалования.
(Лапина М.А., Никлаус В.С.)
("Финансовое право", 2022, N 4)Практическая реализация мер бюджетного принуждения, отраженная в общем виде законодателем, соответствует действительности, однако не исключает возможность у органов финансового контроля на осуществление отдельных факультативных мероприятий при осуществлении внутренних контрольных мероприятий, которые могут носить характер повторных проверок или внеочередных камеральных проверок в отношении отдельных групп или субъектов финансового контроля с высоким уровнем риска. Проверочные мероприятия, направленные на осуществление проверки деятельности объекта контроля, в соответствии с требованиями законодательства являются основанием для применения мер бюджетного принуждения. Срок направления уведомления о применении мер бюджетного принуждения по причине установления бюджетных нарушений составляет 30 календарных дней со дня окончания проверки. Направление уведомления в орган финансового контроля с письменным уведомлением (в копии) объекта контроля подлежит рассмотрению с целью подготовки к осуществлению правоприменения в течение 30 календарных дней. В указанный срок орган исполнения мер бюджетного принуждения вправе направить уточнение в орган государственного (муниципального) финансового контроля, который обязан предоставить запрашиваемую информацию или правовую позицию в течение 30 календарных дней. При этом предельный срок или количество запросов для целей применения бюджетных мер принуждения не ограничен, что позволяет затягивать процесс фактического исполнения. Необходимо отметить, что бюджетное законодательство устанавливает пресекательный срок исполнения мер бюджетного принуждения с возможностью продления по ограниченному кругу оснований. Таким образом, механизм применения мер бюджетного принуждения не является односторонним волеизъявлением государства, а носит субъективный характер абстрактно-ситуативного набора процессуальных действий. С целью систематизации и упрощения реализации мер бюджетного принуждения Минфин России неоднократно давал правовые разъяснения по существу вопросов осуществления процедур <7> и их отдельных аспектов <8>. Отдельные вопросы регламентации и порядка применения бюджетных мер принуждения, условий их отмены и исполнения Федеральным казначейством утверждены на подзаконном уровне в форме приказа <9>, что затрудняет взаимодействие с органами финансового контроля объектов контроля, а также реализацию непосредственных прав объектов контроля, которые позволяют получать объективную информацию о сроках, порядке и условиях реализации мер бюджетного принуждения, а также методов и возможностей их обжалования.