Порядок предоставления коммунальных услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок предоставления коммунальных услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Фактические договорные отношения
(КонсультантПлюс, 2025)"...Так, в качестве инструмента борьбы с недобросовестными управляющими организациями, уклоняющимися от заключения договоров ресурсоснабжения с РСО, Верховным Судом Российской Федерации... было дано толкование о том, что, несмотря на общий порядок предоставления управляющей организацией коммунальных услуг потребителям только при заключении соответствующего договора с РСО, направленный на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг при смене управляющих организаций, отношения между управляющей организацией и РСО могут быть признаны договорными и в ситуации, когда они сложились фактически без заключения договора-документа (управляющая организация приступила к управлению МКД, собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а РСО выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса), что также позволяет признать управляющую организацию выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Так, в качестве инструмента борьбы с недобросовестными управляющими организациями, уклоняющимися от заключения договоров ресурсоснабжения с РСО, Верховным Судом Российской Федерации... было дано толкование о том, что, несмотря на общий порядок предоставления управляющей организацией коммунальных услуг потребителям только при заключении соответствующего договора с РСО, направленный на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг при смене управляющих организаций, отношения между управляющей организацией и РСО могут быть признаны договорными и в ситуации, когда они сложились фактически без заключения договора-документа (управляющая организация приступила к управлению МКД, собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а РСО выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса), что также позволяет признать управляющую организацию выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7.23 "Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами" КоАП РФПри этом по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении лица к публичной обязанности по соблюдению установленного порядка оказания коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, при этом, следует учесть, что совершение данного административного правонарушения повлекло нарушение прав непосредственного потребителя коммунальной услуги.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Жилищно-коммунальные услуги
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Порядок предоставления ЖКУ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Порядок предоставления ЖКУ
Ситуация: Каков порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги при предоставлении их ненадлежащего качества или с перерывами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок установления факта ненадлежащего предоставления коммунальных услуг для перерасчета размера платы
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок установления факта ненадлежащего предоставления коммунальных услуг для перерасчета размера платы
Нормативные акты
Протокол заседания Коллегии Минстроя РФ от 14.09.1994 N 12
(Выписка)
"IV. "О ходе реализации Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг"МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Выписка)
"IV. "О ходе реализации Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг"МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Порядок установки индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии в ходе проведения его проверки в установленном Правилами предоставления коммунальных услуг порядке или с даты получения обращения от исполнителя, если проверки проводились исполнителем;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии в ходе проведения его проверки в установленном Правилами предоставления коммунальных услуг порядке или с даты получения обращения от исполнителя, если проверки проводились исполнителем;
Готовое решение: НДС по агентскому договору у агента
(КонсультантПлюс, 2025)Какой порядок обложения НДС у агента по агентскому договору на предоставление коммунальных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Какой порядок обложения НДС у агента по агентскому договору на предоставление коммунальных услуг
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)порядок определения объема предоставленных коммунальных услуг и размера платы за коммунальные услуги, порядок, срок и форма внесения платы за коммунальные услуги (пп. "к" п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг);
(КонсультантПлюс, 2025)порядок определения объема предоставленных коммунальных услуг и размера платы за коммунальные услуги, порядок, срок и форма внесения платы за коммунальные услуги (пп. "к" п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг);
Ситуация: Каков порядок оплаты жилья и коммунальных услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Предоставление информации о порядке и форме оплаты коммунальных услуг
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Предоставление информации о порядке и форме оплаты коммунальных услуг
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Жилищным кодексом РФ закреплено, что при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов публичной власти, из СМИ, Интернета о возможных нарушениях обязательных требований органы муниципального контроля разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований. Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливаются Минстроем России. Как правило, в муниципальных актах предусматривается следующий индикатор риска: трехкратный и более рост количества обращений за единицу времени (месяц, квартал) в сравнении с предшествующим аналогичным периодом и (или) с аналогичным периодом предшествующего календарного года, поступивших в адрес контрольного органа от граждан (поступивших способом, позволяющим установить личность обратившегося гражданина) или организаций, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, граждан, являющихся пользователями помещений в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ, сети Интернет, государственных информационных систем о фактах нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, установленных ч. 1 ст. 20 ЖК РФ <1>. Формулируются и другие индикаторы, в частности поступление в отдел муниципального контроля в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором есть жилые помещения, относящиеся к муниципальному жилищному фонду, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня <2>. В г. Ханты-Мансийске с декабря 2023 г. установлен один индикатор - выявление в ГИС ЖКХ двух и более в течение трех месяцев фактов несоответствия (расхождения) сведений об осуществляемой контролируемым лицом деятельности, связанной с управлением (обслуживанием) муниципального жилищного фонда и (или) с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, со сведениями, полученными в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и (или) сведениями, имеющимися в распоряжении контрольного органа <3>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Жилищным кодексом РФ закреплено, что при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов публичной власти, из СМИ, Интернета о возможных нарушениях обязательных требований органы муниципального контроля разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований. Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливаются Минстроем России. Как правило, в муниципальных актах предусматривается следующий индикатор риска: трехкратный и более рост количества обращений за единицу времени (месяц, квартал) в сравнении с предшествующим аналогичным периодом и (или) с аналогичным периодом предшествующего календарного года, поступивших в адрес контрольного органа от граждан (поступивших способом, позволяющим установить личность обратившегося гражданина) или организаций, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, граждан, являющихся пользователями помещений в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ, сети Интернет, государственных информационных систем о фактах нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, установленных ч. 1 ст. 20 ЖК РФ <1>. Формулируются и другие индикаторы, в частности поступление в отдел муниципального контроля в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором есть жилые помещения, относящиеся к муниципальному жилищному фонду, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня <2>. В г. Ханты-Мансийске с декабря 2023 г. установлен один индикатор - выявление в ГИС ЖКХ двух и более в течение трех месяцев фактов несоответствия (расхождения) сведений об осуществляемой контролируемым лицом деятельности, связанной с управлением (обслуживанием) муниципального жилищного фонда и (или) с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, со сведениями, полученными в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и (или) сведениями, имеющимися в распоряжении контрольного органа <3>.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)При изменении способа управления МКД или выборе управляющей организации можно принять решение о сохранении прежнего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за них (п. 18 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)При изменении способа управления МКД или выборе управляющей организации можно принять решение о сохранении прежнего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за них (п. 18 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ).
Статья: Бездействие жилищной инспекции подрывает доверие граждан к органам государственной власти
(Луценко С.)
("Жилищное право", 2025, N 6)Порядок расчета платы за коммунальные услуги между исполнителями коммунальных услуг и потребителями (гражданами) установлен порядком предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
(Луценко С.)
("Жилищное право", 2025, N 6)Порядок расчета платы за коммунальные услуги между исполнителями коммунальных услуг и потребителями (гражданами) установлен порядком предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Статья: Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственный контроль (надзор) за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг, осуществляется уполномоченными исполнительными органами субъектов РФ в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии со ст. 20 ЖК РФ (п. 161 Правил предоставления коммунальных услуг).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственный контроль (надзор) за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг, осуществляется уполномоченными исполнительными органами субъектов РФ в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии со ст. 20 ЖК РФ (п. 161 Правил предоставления коммунальных услуг).
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)С множественностью субъектов на стороне абонента связана и проблема оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общедомового имущества (например, электроэнергия для работы лифтов, освещения лестничных площадок и т.д.). После принятия Правил предоставления коммунальных услуг гражданам <1> порядок оплаты этой части поставляемых энергетических ресурсов при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета не был определен. На основе соотношения норм гражданского и жилищного законодательства, возлагающих бремя содержания общедомового имущества на участников общей долевой собственности, практикой Высшего Арбитражного Суда РФ был выработан подход, на основе которого при отсутствии общедомовых приборов учета количество поставленных в многоквартирный дом энергетических ресурсов определялось на основе норматива потребления соответствующих коммунальных услуг <2>. Предполагалось, что бремя оплаты количества энергетических ресурсов, оставшегося после вычитания из общего объема поставленного в данный дом ресурса (исходя из норматива потребления) - суммарного количества ресурса, потребленного гражданами в жилых помещениях, должно было распределяться между проживающими в доме потребителями пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)С множественностью субъектов на стороне абонента связана и проблема оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общедомового имущества (например, электроэнергия для работы лифтов, освещения лестничных площадок и т.д.). После принятия Правил предоставления коммунальных услуг гражданам <1> порядок оплаты этой части поставляемых энергетических ресурсов при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета не был определен. На основе соотношения норм гражданского и жилищного законодательства, возлагающих бремя содержания общедомового имущества на участников общей долевой собственности, практикой Высшего Арбитражного Суда РФ был выработан подход, на основе которого при отсутствии общедомовых приборов учета количество поставленных в многоквартирный дом энергетических ресурсов определялось на основе норматива потребления соответствующих коммунальных услуг <2>. Предполагалось, что бремя оплаты количества энергетических ресурсов, оставшегося после вычитания из общего объема поставленного в данный дом ресурса (исходя из норматива потребления) - суммарного количества ресурса, потребленного гражданами в жилых помещениях, должно было распределяться между проживающими в доме потребителями пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество.