Порядок передачи государственного имущества в аренду
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок передачи государственного имущества в аренду (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Для субаренды государственного (муниципального) земельного участка необходимо согласие арендодателя, если это предусмотрено договором, заключенным до введения в действие Земельного кодекса РФ на срок более пяти лет
Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11
Применимые нормы: п. 2 ст. 422, п. 2 ст. 615 ГК РФ, п. 9 ст. 22 ЗК РФЕсли в заключенном до введения в действие Земельного кодекса РФ договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более пяти лет содержится условие о порядке получения согласия арендодателя на передачу этого участка в субаренду или на распоряжение правом аренды иным способом, стороны должны руководствоваться требованиями договора. Положения п. 9 ст. 22 ЗК РФ не применяются.
Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11
Применимые нормы: п. 2 ст. 422, п. 2 ст. 615 ГК РФ, п. 9 ст. 22 ЗК РФЕсли в заключенном до введения в действие Земельного кодекса РФ договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более пяти лет содержится условие о порядке получения согласия арендодателя на передачу этого участка в субаренду или на распоряжение правом аренды иным способом, стороны должны руководствоваться требованиями договора. Положения п. 9 ст. 22 ЗК РФ не применяются.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Аренда земельного участка под зданием
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с продажей арендаторами участка... вышеназванного объекта ИП П.А.Н. с последним подписано соглашение... о передаче прав и обязанностей по договору аренды...
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с продажей арендаторами участка... вышеназванного объекта ИП П.А.Н. с последним подписано соглашение... о передаче прав и обязанностей по договору аренды...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по сделкам. Аренда недвижимости. Арендатор (субарендатор)Если к новому арендатору перешло требование, возникшее у прежнего арендатора в связи с выплатой арендодателю аванса в счет арендной платы по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, то у нового арендатора не возникает вопроса о применении норм п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ (см. раздел "НДС при передаче прав и обязанностей по договору аренды недвижимости в ситуации, когда часть арендной платы, выплаченная арендодателю в порядке предоплаты (авансом), возмещается новым арендатором").
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Право собственности на такой участок может возникнуть в результате распорядительного акта государственного или муниципального органа о бесплатной передаче, в том числе из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Положения пп. 6 п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ относятся к нормам земельного законодательства, регулирующие порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Под инженерными изысканиями как одним из этапов реализации проектов по строительству объектов капитального строительства, упомянутых в п. 2 ч. 2 комментируемой статьи, в соответствии с ч. 15 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ понимается изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Право собственности на такой участок может возникнуть в результате распорядительного акта государственного или муниципального органа о бесплатной передаче, в том числе из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Положения пп. 6 п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ относятся к нормам земельного законодательства, регулирующие порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Под инженерными изысканиями как одним из этапов реализации проектов по строительству объектов капитального строительства, упомянутых в п. 2 ч. 2 комментируемой статьи, в соответствии с ч. 15 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ понимается изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.
Статья: Личное подсобное хозяйство на полевых участках: коллизии правового регулирования
(Сукало В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 7)Земельные участки, находящиеся в собственности публично-правовых образований, для ведения ЛПХ предоставляются без торгов. При этом приусадебные земельные участки для ведения такого хозяйства передаются по специальным правилам, установленным статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и подразумевающим проведение конкурентных процедур, а полевые земельные участки для такой деятельности передаются в аренду без торгов по упрощенной схеме без каких-либо извещений, выявления заинтересованных лиц и т.п. Статья 39.18 ЗК РФ не распространяется на порядок предоставления в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для ведения ЛПХ на полевых земельных участках, так как в этой норме прямо указано, что она регулирует предоставление участков для ведения ЛПХ в границах населенного пункта, то есть приусадебных земельных участков.
(Сукало В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 7)Земельные участки, находящиеся в собственности публично-правовых образований, для ведения ЛПХ предоставляются без торгов. При этом приусадебные земельные участки для ведения такого хозяйства передаются по специальным правилам, установленным статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и подразумевающим проведение конкурентных процедур, а полевые земельные участки для такой деятельности передаются в аренду без торгов по упрощенной схеме без каких-либо извещений, выявления заинтересованных лиц и т.п. Статья 39.18 ЗК РФ не распространяется на порядок предоставления в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для ведения ЛПХ на полевых земельных участках, так как в этой норме прямо указано, что она регулирует предоставление участков для ведения ЛПХ в границах населенного пункта, то есть приусадебных земельных участков.
Статья: Особенности определения базы по НДС налоговыми агентами
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 1)В отношении услуг по предоставлению в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного организации в хозяйственное ведение или оперативное управление, особенностей по исчислению и уплате НДС гл. 21 НК РФ не установлено. Плательщиком НДС в названных случаях является арендодатель имущества. Соответственно, арендатор налоговым агентом не признается - Письма Минфина России от 30.08.2019 N 03-07-14/67227, от 12.05.2017 N 03-07-14/28624, от 23.07.2012 N 03-07-15/87 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 19.10.2012 N ЕД-4-3/17737@).
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 1)В отношении услуг по предоставлению в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного организации в хозяйственное ведение или оперативное управление, особенностей по исчислению и уплате НДС гл. 21 НК РФ не установлено. Плательщиком НДС в названных случаях является арендодатель имущества. Соответственно, арендатор налоговым агентом не признается - Письма Минфина России от 30.08.2019 N 03-07-14/67227, от 12.05.2017 N 03-07-14/28624, от 23.07.2012 N 03-07-15/87 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 19.10.2012 N ЕД-4-3/17737@).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный подпункт введен с 31 марта 2015 г. Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ <80> в связи с принятием названного Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (прежнее (первоначальное) наименование). Как предусмотрено в ч. 1 ст. 9 данного Закона (в ред. Федерального закона от 26 февраля 2024 г. N 35-ФЗ <81>), в соответствии с условиями соглашения о создании территории опережающего развития управляющей компании в порядке, установленном Правительством РФ, передается на праве собственности или аренды недвижимое имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности и расположенное на территории опережающего развития, и (или) находящееся в государственной или муниципальной собственности иное имущество, необходимое для обеспечения функционирования территории опережающего развития и (или) обеспечения осуществления деятельности резидентов территории опережающего развития; распоряжение таким имуществом и иным имуществом, принадлежащим управляющей компании и являющимся инфраструктурой территории опережающего развития, осуществляется управляющей компанией в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ;
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный подпункт введен с 31 марта 2015 г. Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ <80> в связи с принятием названного Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (прежнее (первоначальное) наименование). Как предусмотрено в ч. 1 ст. 9 данного Закона (в ред. Федерального закона от 26 февраля 2024 г. N 35-ФЗ <81>), в соответствии с условиями соглашения о создании территории опережающего развития управляющей компании в порядке, установленном Правительством РФ, передается на праве собственности или аренды недвижимое имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности и расположенное на территории опережающего развития, и (или) находящееся в государственной или муниципальной собственности иное имущество, необходимое для обеспечения функционирования территории опережающего развития и (или) обеспечения осуществления деятельности резидентов территории опережающего развития; распоряжение таким имуществом и иным имуществом, принадлежащим управляющей компании и являющимся инфраструктурой территории опережающего развития, осуществляется управляющей компанией в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ;
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)<1> В соответствии с подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Таким образом, в случае приобретения муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, покупатели указанного имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают (Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-07-11/586).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)<1> В соответствии с подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Таким образом, в случае приобретения муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, покупатели указанного имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают (Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-07-11/586).
Статья: Как силовики доказывают факты коррупции в арендных делах? Аренда и коррупция - анализ судов
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2022, N 2)Департаментом городского имущества города Москвы с ООО заключен договор аренды нежилого помещения под офис. В ходе проверки, проведенной Департаментом, установлено, что нежилое помещение, арендуемое ООО по договору аренды, используется под парикмахерскую, ателье по ремонту одежды и обуви, мастерскую по изготовлению и ремонту ювелирных изделий, а также в нем произведена перепланировка помещений. В связи с этим Департаментом в адрес ООО направлена претензия об устранении нарушения условий договора аренды в части нецелевого использования помещения. В целях исполнения вышеуказанного предписания и проведения осмотра нежилого помещения С.С.С. прибыл в ООО, где в процессе проводимой проверки установил, что ранее выявленные Департаментом нарушения условий заключенного договора аренды, которые впоследствии могли повлечь расторжение Департаментом указанного договора аренды в одностороннем порядке, не устранены, воспользовавшись этим, действуя из корыстной заинтересованности, в целях личного незаконного обогащения, осознавая, что он обязан проводить и участвовать в осмотрах порядка использования юридическими и физическими лицами государственного имущества города Москвы, оформлять акты осмотров нежилых помещений, проводить работы с пользователями нежилых помещений по устранению нарушений, выявленных Государственной инспекцией по контролю за объектами недвижимости города Москвы, выявлять обстоятельства, способствующие нарушению условий договора аренды, в пределах своей компетенции принимать меры к устранению данных обстоятельств и принимать меры к предупреждению нарушений законности, в случае их совершения докладывать руководству, имея умысел на получение взятки, в ходе разговора с генеральным директором ООО С. предложил последнему за взятку оказать содействие в интересах ООО, выражающееся в непринятии мер, предусмотренных законодательством, а также непроведении дальнейших мероприятий государственного учета и контроля по выявлению и документированию нарушений использования государственного имущества, составлении акта осмотра нежилых помещений без учета факта выявленных нарушений, только в случае передачи ему указанных денежных средств, при этом сообщив, что в противном случае Департамент расторгнет договор аренды в одностороннем порядке.
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2022, N 2)Департаментом городского имущества города Москвы с ООО заключен договор аренды нежилого помещения под офис. В ходе проверки, проведенной Департаментом, установлено, что нежилое помещение, арендуемое ООО по договору аренды, используется под парикмахерскую, ателье по ремонту одежды и обуви, мастерскую по изготовлению и ремонту ювелирных изделий, а также в нем произведена перепланировка помещений. В связи с этим Департаментом в адрес ООО направлена претензия об устранении нарушения условий договора аренды в части нецелевого использования помещения. В целях исполнения вышеуказанного предписания и проведения осмотра нежилого помещения С.С.С. прибыл в ООО, где в процессе проводимой проверки установил, что ранее выявленные Департаментом нарушения условий заключенного договора аренды, которые впоследствии могли повлечь расторжение Департаментом указанного договора аренды в одностороннем порядке, не устранены, воспользовавшись этим, действуя из корыстной заинтересованности, в целях личного незаконного обогащения, осознавая, что он обязан проводить и участвовать в осмотрах порядка использования юридическими и физическими лицами государственного имущества города Москвы, оформлять акты осмотров нежилых помещений, проводить работы с пользователями нежилых помещений по устранению нарушений, выявленных Государственной инспекцией по контролю за объектами недвижимости города Москвы, выявлять обстоятельства, способствующие нарушению условий договора аренды, в пределах своей компетенции принимать меры к устранению данных обстоятельств и принимать меры к предупреждению нарушений законности, в случае их совершения докладывать руководству, имея умысел на получение взятки, в ходе разговора с генеральным директором ООО С. предложил последнему за взятку оказать содействие в интересах ООО, выражающееся в непринятии мер, предусмотренных законодательством, а также непроведении дальнейших мероприятий государственного учета и контроля по выявлению и документированию нарушений использования государственного имущества, составлении акта осмотра нежилых помещений без учета факта выявленных нарушений, только в случае передачи ему указанных денежных средств, при этом сообщив, что в противном случае Департамент расторгнет договор аренды в одностороннем порядке.
Вопрос: Законно ли условие в договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенном на срок более 5 лет, о получении арендатором согласия арендодателя на передачу земельного участка в субаренду?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом согласно п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11) в случае, когда в договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем 5 лет, заключенном до введения в действие ЗК РФ, содержится условие о порядке получения арендатором согласия арендодателя на передачу земельного участка в субаренду или распоряжение правом аренды иным способом, стороны должны руководствоваться данным условием договора, а не положением п. 9 ст. 22 ЗК РФ (ст. 422 ГК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом согласно п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11) в случае, когда в договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем 5 лет, заключенном до введения в действие ЗК РФ, содержится условие о порядке получения арендатором согласия арендодателя на передачу земельного участка в субаренду или распоряжение правом аренды иным способом, стороны должны руководствоваться данным условием договора, а не положением п. 9 ст. 22 ЗК РФ (ст. 422 ГК РФ).
Вопрос: Как исключить из ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся сведений?
(Консультация эксперта, 2025)Копия Свидетельства о государственной регистрации права собственности на нежилое здание (N ____ от _____) (выписка из ЕГРН).
(Консультация эксперта, 2025)Копия Свидетельства о государственной регистрации права собственности на нежилое здание (N ____ от _____) (выписка из ЕГРН).
Статья: Порядок сдачи в аренду защитных сооружений гражданской обороны
(Карпов Л.Р.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 9)6.3. Оплата аренды за Объект производится Арендатором с даты передачи Арендодателем Арендатору Объекта по акту приема-передачи.
(Карпов Л.Р.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 9)6.3. Оплата аренды за Объект производится Арендатором с даты передачи Арендодателем Арендатору Объекта по акту приема-передачи.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли на госрегистрацию договора аренды части вещи представить подписанный сторонами документ, содержащий графическое или текстуальное описание той части недвижимости, которой будет пользоваться арендатор
(КонсультантПлюс, 2025)В пункте 9 Постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил отсутствие законодательных ограничений права сторон на заключение такого договора аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть. Если по договору аренды, заключенному на срок год и более, допускается пользование частью земельного участка, он подлежит государственной регистрации, при этом обременение устанавливается на всю недвижимую вещь в целом. Представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта обременяемого арендой земельного участка необходимо лишь в случае отсутствия такого паспорта в соответствующем деле правоустанавливающих документов. Если право на земельный участок ранее было зарегистрировано за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части земельного участка, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи). Если из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами, то отказ в регистрации договора аренды по причине непредставления кадастрового паспорта на объект аренды может быть признан судом незаконным. Специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды частей земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и требующие предварительное проведение кадастрового учета названных частей участков, не препятствуют передаче в субаренду частей таких участков без их предварительного кадастрового учета.
Можно ли на госрегистрацию договора аренды части вещи представить подписанный сторонами документ, содержащий графическое или текстуальное описание той части недвижимости, которой будет пользоваться арендатор
(КонсультантПлюс, 2025)В пункте 9 Постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил отсутствие законодательных ограничений права сторон на заключение такого договора аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть. Если по договору аренды, заключенному на срок год и более, допускается пользование частью земельного участка, он подлежит государственной регистрации, при этом обременение устанавливается на всю недвижимую вещь в целом. Представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта обременяемого арендой земельного участка необходимо лишь в случае отсутствия такого паспорта в соответствующем деле правоустанавливающих документов. Если право на земельный участок ранее было зарегистрировано за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части земельного участка, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи). Если из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами, то отказ в регистрации договора аренды по причине непредставления кадастрового паспорта на объект аренды может быть признан судом незаконным. Специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды частей земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и требующие предварительное проведение кадастрового учета названных частей участков, не препятствуют передаче в субаренду частей таких участков без их предварительного кадастрового учета.