Порядок оплаты судебной экспертизы
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок оплаты судебной экспертизы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 96 "Внесение сторонами денежных сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам и специалистам" ГПК РФИсходя из изложенного выводы судебных инстанций о взыскании с И. в порядке статьи 98 ГПК РФ судебных расходов на оплату экспертизы как со стороны, проигравшей гражданско-правовой спор, без учета положений части 3 статьи 96 ГПК РФ являются неправомерными, не основанными на нормах процессуального законодательства и подлежащих установлению в соответствии с ними обстоятельствах, имеющих значение для дела."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Судебная экспертиза
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок оплаты судебной экспертизы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок оплаты судебной экспертизы
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации о финансировании судебных экспертиз в арбитражном, гражданском и административном производстве
(Матвеев И.В.)
("Российский судья", 2023, N 11)Определенное количество гражданских дел судов общей юрисдикции, дошедших до ВС РФ, были связаны со спорами по оплате экспертизы состояния здоровья истцов. Так, в Определении Верховного Суда РФ от 6 июня 2022 г. N 16-КГ22-6-К4 <9> было установлено, что гражданка Ч. в предыдущих трех инстанциях оспаривала акт медико-социальной экспертизы Главного бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области, на основании которого ей была установлена III группа инвалидности и было отказано в установлении II группы инвалидности. При обращении в суд первой инстанции по ходатайству гражданки Ч. была назначена повторная судебная заочная медико-социальная экспертиза, проведение которой поручено экспертам федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы", расходы по оплате которой в размере 37 630 руб. были возложены на истицу как на лицо, не в пользу которого было вынесено решение. Две последующие судебные инстанции согласились с решением первой, после чего истица обратилась с кассационной жалобой в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ, которая в части возложения на гражданку Ч. расходов по оплате проведенной судебной экспертизы решение отменила и отправила дело на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Волгограда. В качестве мотивации такого решения Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала на то, что государственную политику в области социальной защиты инвалидов определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <10>, где установлено, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации. Таким образом, вышерассмотренная позиция сводится к тому, что общие положения ГПК РФ о порядке оплаты судебных экспертиз могут быть скорректированы иными нормативными актами, устанавливающими специальные правила возложения расходов на проведение судебных экспертиз применительно к лицам, на которых распространяется законодательство о социальной защите инвалидов.
(Матвеев И.В.)
("Российский судья", 2023, N 11)Определенное количество гражданских дел судов общей юрисдикции, дошедших до ВС РФ, были связаны со спорами по оплате экспертизы состояния здоровья истцов. Так, в Определении Верховного Суда РФ от 6 июня 2022 г. N 16-КГ22-6-К4 <9> было установлено, что гражданка Ч. в предыдущих трех инстанциях оспаривала акт медико-социальной экспертизы Главного бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области, на основании которого ей была установлена III группа инвалидности и было отказано в установлении II группы инвалидности. При обращении в суд первой инстанции по ходатайству гражданки Ч. была назначена повторная судебная заочная медико-социальная экспертиза, проведение которой поручено экспертам федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы", расходы по оплате которой в размере 37 630 руб. были возложены на истицу как на лицо, не в пользу которого было вынесено решение. Две последующие судебные инстанции согласились с решением первой, после чего истица обратилась с кассационной жалобой в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ, которая в части возложения на гражданку Ч. расходов по оплате проведенной судебной экспертизы решение отменила и отправила дело на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Волгограда. В качестве мотивации такого решения Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала на то, что государственную политику в области социальной защиты инвалидов определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <10>, где установлено, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации. Таким образом, вышерассмотренная позиция сводится к тому, что общие положения ГПК РФ о порядке оплаты судебных экспертиз могут быть скорректированы иными нормативными актами, устанавливающими специальные правила возложения расходов на проведение судебных экспертиз применительно к лицам, на которых распространяется законодательство о социальной защите инвалидов.
Нормативные акты
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 96. Внесение сторонами денежных сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам и специалистам
(ред. от 31.07.2025)Статья 96. Внесение сторонами денежных сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам и специалистам
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)Статья 108. Внесение сторонами денежных сумм, необходимых для оплаты судебных издержек
(ред. от 01.04.2025)Статья 108. Внесение сторонами денежных сумм, необходимых для оплаты судебных издержек
Статья: Финансово-правовые механизмы обеспечения судебной экспертизы (опыт зарубежных стран Европы)
(Ручкина Г.Ф., Князева Н.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 5)Судебно-экспертная сфера Российской Федерации представлена сетью экспертно-криминалистических центров Министерства внутренних дел РФ (ЭКЦ МВД), судебно-экспертными лабораториями Министерства юстиции РФ, подразделениями федерального государственного казенного учреждения "Судебно-экспертный центр Следственного комитета Российской Федерации", другими структурами государственных органов, негосударственными организациями и частнопрактикующими экспертами. Порядок финансирования государственных судебно-экспертных учреждений определен в ст. 37 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) <30>. Финансирование со стороны государства судебно-экспертной деятельности включает в себя правовые механизмы направления бюджетных ассигнований. Бюджетные судебно-экспертные учреждения Минюста России имеют в качестве дополнительного внебюджетного источника поступления от приносящей доход деятельности, в том числе от судебных экспертиз и внесудебных исследований. Порядок оплаты экспертиз в судебных процессах за счет стороны или за счет средств федерального бюджета предусмотрен соответствующими кодифицированными актами и распространяется одинаково на государственных и негосударственных экспертов. Все ведомственные государственные судебно-экспертные учреждения, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, получают финансирование на осуществление деятельности из бюджетов, распределяемых в адрес соответствующих министерств и ведомств.
(Ручкина Г.Ф., Князева Н.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 5)Судебно-экспертная сфера Российской Федерации представлена сетью экспертно-криминалистических центров Министерства внутренних дел РФ (ЭКЦ МВД), судебно-экспертными лабораториями Министерства юстиции РФ, подразделениями федерального государственного казенного учреждения "Судебно-экспертный центр Следственного комитета Российской Федерации", другими структурами государственных органов, негосударственными организациями и частнопрактикующими экспертами. Порядок финансирования государственных судебно-экспертных учреждений определен в ст. 37 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) <30>. Финансирование со стороны государства судебно-экспертной деятельности включает в себя правовые механизмы направления бюджетных ассигнований. Бюджетные судебно-экспертные учреждения Минюста России имеют в качестве дополнительного внебюджетного источника поступления от приносящей доход деятельности, в том числе от судебных экспертиз и внесудебных исследований. Порядок оплаты экспертиз в судебных процессах за счет стороны или за счет средств федерального бюджета предусмотрен соответствующими кодифицированными актами и распространяется одинаково на государственных и негосударственных экспертов. Все ведомственные государственные судебно-экспертные учреждения, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, получают финансирование на осуществление деятельности из бюджетов, распределяемых в адрес соответствующих министерств и ведомств.
Статья: О некоторых актуальных вопросах, связанных с правовым регулированием экспертной деятельности в России
(Кропачев Н.М., Низамов В.Ю.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 7)Проблемным вопросом в экспертной деятельности является необходимость регулирования процедуры оплаты экспертных услуг <6>. Например, по опыту работы Экспертного центра Белгородского государственного национального университета судебное разбирательство может быть весьма длительным, поэтому нарушается право эксперта на оплату своего труда. Требуется изменить порядок оплаты за проведенную судебную экспертизу в рамках судопроизводства и установить оплату не после вступления в законную силу решения суда, а после подписания судьей акта сдачи-приемки результатов судебной экспертизы.
(Кропачев Н.М., Низамов В.Ю.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 7)Проблемным вопросом в экспертной деятельности является необходимость регулирования процедуры оплаты экспертных услуг <6>. Например, по опыту работы Экспертного центра Белгородского государственного национального университета судебное разбирательство может быть весьма длительным, поэтому нарушается право эксперта на оплату своего труда. Требуется изменить порядок оплаты за проведенную судебную экспертизу в рамках судопроизводства и установить оплату не после вступления в законную силу решения суда, а после подписания судьей акта сдачи-приемки результатов судебной экспертизы.