Порядок назначения материально ответственных лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок назначения материально ответственных лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 04.04.2024 по делу N 88-10399/2024 (УИД 23RS0014-01-2023-001532-21)
Категория спора: Защита прав и интересов работодателя.
Требования работодателя: О возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей.
Обстоятельства: Истец указал, что между сторонами были заключены трудовой договор и договор об индивидуальной материальной ответственности. Однако по итогам проведенной истцом инвентаризации выявлена недостача.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Представленное в материалах дела уведомление о результатах инвентаризации от 11 июля 2022 г., из текста которого следует, что в соответствии с приказом от 11.07.2022 г. N -К назначена комиссия для проведения 11.07.2022 г. инвентаризации и передачи ТМЦ по овощеучастку N, а также о невозможности уведомить В.Л. о проведении инвентаризации в связи с отсутствием ее по месту проживания, также не подтверждает соблюдение АО "Агрокомбинат "Тепличный" порядка проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей и обязанности по уведомлению материально ответственного лица о дате и времени ее проведения.
Категория спора: Защита прав и интересов работодателя.
Требования работодателя: О возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей.
Обстоятельства: Истец указал, что между сторонами были заключены трудовой договор и договор об индивидуальной материальной ответственности. Однако по итогам проведенной истцом инвентаризации выявлена недостача.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Представленное в материалах дела уведомление о результатах инвентаризации от 11 июля 2022 г., из текста которого следует, что в соответствии с приказом от 11.07.2022 г. N -К назначена комиссия для проведения 11.07.2022 г. инвентаризации и передачи ТМЦ по овощеучастку N, а также о невозможности уведомить В.Л. о проведении инвентаризации в связи с отсутствием ее по месту проживания, также не подтверждает соблюдение АО "Агрокомбинат "Тепличный" порядка проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей и обязанности по уведомлению материально ответственного лица о дате и времени ее проведения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как оформить материальную ответственность за сохранность ОС?
(Консультация эксперта, 2025)Порядок назначения материально ответственного лица
(Консультация эксперта, 2025)Порядок назначения материально ответственного лица
Типовая ситуация: Материальная ответственность работника: основные правила и документы
(Издательство "Главная книга", 2025)С работником, постоянно или временно назначаемым материально ответственным лицом, подпишите договор о полной материальной ответственности. Приказ о назначении материально ответственного не обязателен, но можно его оформить. Ценности передайте по акту, описи или другому документу.
(Издательство "Главная книга", 2025)С работником, постоянно или временно назначаемым материально ответственным лицом, подпишите договор о полной материальной ответственности. Приказ о назначении материально ответственного не обязателен, но можно его оформить. Ценности передайте по акту, описи или другому документу.
Нормативные акты
Приказ Минсельхоза России от 13.06.2001 N 654
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению"Стоимость оборудования, не требующего монтажа, инструмента и инвентаря, предназначенного для вводимых объектов в качестве первых комплектов, включается в объем капитальных вложений и учитывается на счете 08 по принятым к оплате счетам поставщиков после поступления данного оборудования, инструмента и инвентаря на место назначения, оприходования получателем и сдачи в установленном порядке на сохранность материально ответственным лицам.
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению"Стоимость оборудования, не требующего монтажа, инструмента и инвентаря, предназначенного для вводимых объектов в качестве первых комплектов, включается в объем капитальных вложений и учитывается на счете 08 по принятым к оплате счетам поставщиков после поступления данного оборудования, инструмента и инвентаря на место назначения, оприходования получателем и сдачи в установленном порядке на сохранность материально ответственным лицам.
"Методические рекомендации по бухгалтерскому учету горюче-смазочных материалов в сельскохозяйственных организациях"
(утв. Минсельхозом РФ 16.05.2005)- контроль использования ГСМ по целевому назначению;
(утв. Минсельхозом РФ 16.05.2005)- контроль использования ГСМ по целевому назначению;
Статья: Прием и передача дел в коммерческих организациях при увольнении работника
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)Уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя, осуществляет ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек" (п. 42 Порядка ведения и хранения трудовых книжек, утвержденного Приказом Минтруда России от 19.05.2021 N 320н).
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)Уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя, осуществляет ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек" (п. 42 Порядка ведения и хранения трудовых книжек, утвержденного Приказом Минтруда России от 19.05.2021 N 320н).
"Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: Учебное пособие"
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)В процессе ревизии в первую очередь подвергаются инвентаризации объекты, по которым были вскрыты нарушения установленного порядка оприходования денежных средств, материалов и продукции, оформления приходно-расходной документации, сроков выполнения плановых инвентаризаций, смены материально ответственных лиц.
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)В процессе ревизии в первую очередь подвергаются инвентаризации объекты, по которым были вскрыты нарушения установленного порядка оприходования денежных средств, материалов и продукции, оформления приходно-расходной документации, сроков выполнения плановых инвентаризаций, смены материально ответственных лиц.
Вопрос: Каков порядок оприходования подарков, приобретенных для работников и контрагентов?
(Консультация эксперта, 2025)В этих документах также нужно назначить материально ответственное лицо, ответственное за приобретение и выдачу подарков (сертификатов). Например, при отсутствии в организации склада и должности кладовщика, таким материально ответственным лицом может быть назначен секретарь, менеджер по кадрам или иной работник, ответственный за проведение соответствующего мероприятия.
(Консультация эксперта, 2025)В этих документах также нужно назначить материально ответственное лицо, ответственное за приобретение и выдачу подарков (сертификатов). Например, при отсутствии в организации склада и должности кладовщика, таким материально ответственным лицом может быть назначен секретарь, менеджер по кадрам или иной работник, ответственный за проведение соответствующего мероприятия.
Статья: Инвентаризация в образовательных учреждениях в 2024 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 7)Например, Порядком N 1034 предусмотрена плановая и внеплановая инвентаризация. Плановая - это годовая инвентаризация, все остальные случаи - внеплановые. В частности, внеплановая инвентаризация производится при смене материально ответственных лиц. Она назначается в день подачи материально ответственным лицом заявления об увольнении. А передача материальных ценностей при смене (увольнении) материально ответственного лица осуществляется по результатам внеплановой инвентаризации с оформлением накладной на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0510450) и акта приема-передачи материальных ценностей (форма акта приведена в Приложении N 4 к Порядку N 1034). Данную форму акта можно использовать, если утвердить это в рамках учетной политики учреждения.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 7)Например, Порядком N 1034 предусмотрена плановая и внеплановая инвентаризация. Плановая - это годовая инвентаризация, все остальные случаи - внеплановые. В частности, внеплановая инвентаризация производится при смене материально ответственных лиц. Она назначается в день подачи материально ответственным лицом заявления об увольнении. А передача материальных ценностей при смене (увольнении) материально ответственного лица осуществляется по результатам внеплановой инвентаризации с оформлением накладной на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0510450) и акта приема-передачи материальных ценностей (форма акта приведена в Приложении N 4 к Порядку N 1034). Данную форму акта можно использовать, если утвердить это в рамках учетной политики учреждения.
Готовое решение: Как оформить увольнение руководителя (генерального директора) при ликвидации организации
(КонсультантПлюс, 2025)Несмотря на то что руководитель организации находится на больничном, в случае его увольнения нужно провести обязательную инвентаризацию, поскольку он является материально ответственным лицом. Это следует, в частности, из ст. 277 ТК РФ, ч. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете, пп. "в" п. 15 ФСБУ 28/2023. В этом случае учтите такие же особенности ее проведения, как, например, при увольнении материально ответственного лица во время больничного по собственному желанию.
(КонсультантПлюс, 2025)Несмотря на то что руководитель организации находится на больничном, в случае его увольнения нужно провести обязательную инвентаризацию, поскольку он является материально ответственным лицом. Это следует, в частности, из ст. 277 ТК РФ, ч. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете, пп. "в" п. 15 ФСБУ 28/2023. В этом случае учтите такие же особенности ее проведения, как, например, при увольнении материально ответственного лица во время больничного по собственному желанию.
Готовое решение: Как оформить материальную ответственность за сохранность основных средств
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок назначения материально ответственных лиц в организации вытекает из норм, содержащихся в ст. ст. 242 - 245 ТК РФ, Перечнях, утвержденных Приказом Минтруда России от 16.04.2025 N 251н, а также из разъяснений Пленумов ВС РФ и др.
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок назначения материально ответственных лиц в организации вытекает из норм, содержащихся в ст. ст. 242 - 245 ТК РФ, Перечнях, утвержденных Приказом Минтруда России от 16.04.2025 N 251н, а также из разъяснений Пленумов ВС РФ и др.
Вопрос: Как списать неликвидные ТМЦ?
(Консультация эксперта, 2025)Организация вправе разработать свой порядок списания запасов, используя в качестве основы в том числе Методические указания.
(Консультация эксперта, 2025)Организация вправе разработать свой порядок списания запасов, используя в качестве основы в том числе Методические указания.
Вопрос: Каков порядок передачи товарно-материальных ценностей при увольнении материально ответственного лица?
(Консультация эксперта, 2025)Конкретный порядок передачи товарно-материальных ценностей и круг должностных лиц для их передачи при увольнении материально ответственного лица (в том числе когда новое материально ответственное лица еще не назначено и когда процесс инвентаризации и приема-передачи ТМЦ превышает срок отработки) целесообразно установить в локальном нормативном акте работодателя.
(Консультация эксперта, 2025)Конкретный порядок передачи товарно-материальных ценностей и круг должностных лиц для их передачи при увольнении материально ответственного лица (в том числе когда новое материально ответственное лица еще не назначено и когда процесс инвентаризации и приема-передачи ТМЦ превышает срок отработки) целесообразно установить в локальном нормативном акте работодателя.
Готовое решение: Как составить приказ о порядке ведения кассовых операций в учреждении
(КонсультантПлюс, 2025)Отдельными приказами оформите порядок расчетов с подотчетными лицами, утверждения лимита остатка наличных денег в кассе, назначение материально ответственного лица.
(КонсультантПлюс, 2025)Отдельными приказами оформите порядок расчетов с подотчетными лицами, утверждения лимита остатка наличных денег в кассе, назначение материально ответственного лица.
"Годовой отчет для учреждений образования - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)На забалансовом счете 03 БСО (бланки аттестатов, дипломов, свидетельств, сертификатов, квитанций и иные бланки строгой отчетности) должны учитываться при выдаче со склада в рамках хозяйственной деятельности учреждения материально ответственному лицу до момента их оформления (передачи) по назначению либо списания.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)На забалансовом счете 03 БСО (бланки аттестатов, дипломов, свидетельств, сертификатов, квитанций и иные бланки строгой отчетности) должны учитываться при выдаче со склада в рамках хозяйственной деятельности учреждения материально ответственному лицу до момента их оформления (передачи) по назначению либо списания.