Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)В целях эффективного внедрения в жизнь указанного выше Закона принято Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2001 г. N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", согласно которому в случае нарушения больными заразной формой туберкулеза порядка диспансерного наблюдения они подлежат обязательному обследованию и лечению в судебном порядке в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)В целях эффективного внедрения в жизнь указанного выше Закона принято Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2001 г. N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", согласно которому в случае нарушения больными заразной формой туберкулеза порядка диспансерного наблюдения они подлежат обязательному обследованию и лечению в судебном порядке в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".
Вопрос: В каких случаях на гражданина может быть возложена обязанность прохождения флюорографического обследования (вне рамок диспансеризации граждан)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником туберкулеза, а также лицами с подозрением на туберкулез и излеченными от туберкулеза утвержден Приказом Минздрава России от 13.03.2019 N 127н (далее - Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником туберкулеза, а также лицами с подозрением на туберкулез и излеченными от туберкулеза утвержден Приказом Минздрава России от 13.03.2019 N 127н (далее - Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 608
(ред. от 18.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации"5.2.103. порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником туберкулеза, а также лицами с подозрением на туберкулез и излеченными от туберкулеза;
(ред. от 18.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации"5.2.103. порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником туберкулеза, а также лицами с подозрением на туберкулез и излеченными от туберкулеза;
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)4. О времени и месте рассмотрения административного дела извещаются гражданин, в отношении которого подано административное исковое заявление о госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, его представитель, медицинская противотуберкулезная организация, в которой больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением, прокурор.
(ред. от 31.07.2025)4. О времени и месте рассмотрения административного дела извещаются гражданин, в отношении которого подано административное исковое заявление о госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, его представитель, медицинская противотуберкулезная организация, в которой больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением, прокурор.
Статья: Необходимые (обязательные) доказательства в административном судопроизводстве
(Сиразитдинова Ю.Р.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)При принудительном помещении гражданина в противотуберкулезную организацию необходимыми доказательствами являются: документ о постановке на учет, амбулаторная карта, извещение о больном, заболевшем туберкулезом впервые, или с рецидивом туберкулеза, медицинская карта лечения больного туберкулезом, а также контрольная карта диспансерного наблюдения больного <10>.
(Сиразитдинова Ю.Р.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)При принудительном помещении гражданина в противотуберкулезную организацию необходимыми доказательствами являются: документ о постановке на учет, амбулаторная карта, извещение о больном, заболевшем туберкулезом впервые, или с рецидивом туберкулеза, медицинская карта лечения больного туберкулезом, а также контрольная карта диспансерного наблюдения больного <10>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- находиться под наблюдением в медицинской противотуберкулезной организации и соблюдать периодичность диспансерных приемов (осмотров, консультаций) в соответствии с порядком диспансерного наблюдения за лицами, находящимися под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом;
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- находиться под наблюдением в медицинской противотуберкулезной организации и соблюдать периодичность диспансерных приемов (осмотров, консультаций) в соответствии с порядком диспансерного наблюдения за лицами, находящимися под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом;
Статья: Взаимодействие общих и специальных норм и институтов в гражданском и арбитражном процессуальном праве (на примере дел особого производства)
(Аргунов В.В.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)Но все-таки общая проблема рассмотрения судебных дел о недобровольной госпитализации решена не была. В связи с существованием ст. 33 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" конструирование в КАС РФ двух независимых глав трудно объяснить с точки зрения объективной необходимости. Согласно ч. 1 данной статьи больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Эта норма является общей для всех видов инфекционных заболеваний, туберкулез - не исключение (почти в каждом деле о недобровольной госпитализации в противотуберкулезный диспансер суды в решениях ссылаются на данную норму как на общую, а на норму ст. 10 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" как на специальную <30>). Парадоксально, но общий порядок рассмотрения дел о недобровольной госпитализации инфекционных больных сегодня отсутствует, так как в КАС РФ предусмотрены только две главы - на случай психического заболевания <31> и заболевания заразной формой туберкулеза. Суды, рассматривая дела о недобровольной госпитализации граждан, имеющих подозрение, например, на коронавирус, в очередной раз пользуются процессуальной аналогией и регламентом гл. 31 КАС РФ <32>. Если продолжать линию, выбранную законодателем, то налицо необходимость ликвидировать пробел в процессуальном законе, разработав гл. 31.2 на случай недобровольной госпитализации больных иными инфекционными заболеваниями (кроме туберкулеза). И это будет очередной "клон" гл. 30 и 31! Если же выбрать другой путь и разработать общий порядок недобровольной госпитализации, обладающий признаками "универсальности", можно добиться большей ясности и лаконичности правового регулирования порядка рассмотрения указанных дел.
(Аргунов В.В.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)Но все-таки общая проблема рассмотрения судебных дел о недобровольной госпитализации решена не была. В связи с существованием ст. 33 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" конструирование в КАС РФ двух независимых глав трудно объяснить с точки зрения объективной необходимости. Согласно ч. 1 данной статьи больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Эта норма является общей для всех видов инфекционных заболеваний, туберкулез - не исключение (почти в каждом деле о недобровольной госпитализации в противотуберкулезный диспансер суды в решениях ссылаются на данную норму как на общую, а на норму ст. 10 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" как на специальную <30>). Парадоксально, но общий порядок рассмотрения дел о недобровольной госпитализации инфекционных больных сегодня отсутствует, так как в КАС РФ предусмотрены только две главы - на случай психического заболевания <31> и заболевания заразной формой туберкулеза. Суды, рассматривая дела о недобровольной госпитализации граждан, имеющих подозрение, например, на коронавирус, в очередной раз пользуются процессуальной аналогией и регламентом гл. 31 КАС РФ <32>. Если продолжать линию, выбранную законодателем, то налицо необходимость ликвидировать пробел в процессуальном законе, разработав гл. 31.2 на случай недобровольной госпитализации больных иными инфекционными заболеваниями (кроме туберкулеза). И это будет очередной "клон" гл. 30 и 31! Если же выбрать другой путь и разработать общий порядок недобровольной госпитализации, обладающий признаками "универсальности", можно добиться большей ясности и лаконичности правового регулирования порядка рассмотрения указанных дел.