Поправки в Конституцию 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Поправки в Конституцию 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор некоторых поправок к Конституции Российской Федерации
(Коновалов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3
(Коновалов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3
Статья: Трансформация признаков республиканской формы правления после внесения поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 г.
(Стародубцева И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12
(Стародубцева И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года
Статья: К вопросу о моделях местного самоуправления в современной России
(Марков А.П., Савенков Р.В.)
("Местное право", 2025, N 4)Подписанный Президентом Российской Федерации текст Федерального закона N 33-ФЗ позволяет сохранить двухуровневую систему организации местного самоуправления (сельские и городские поселения, а также муниципальные районы) в тех субъектах Российской Федерации, в которых она показала свою эффективность. Собственно, это стало основным итогом предшествовавшей принятию Закона трехлетней дискуссии. По словам председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству П.В. Крашенинникова, "...у регионов будет возможность частично переходить на одноуровневую систему, а на отдельных своих территориях сохранить двухуровневую. Как и почему - решает сам субъект с учетом мнения территорий, национальных и исторических традиций". В то же время произошла донастройка системы органов публичной власти в соответствии с поправкой Конституции РФ 2020 года, повышающая ответственность региональных органов власти за состояние и развитие территорий. По наблюдениям А.В. Кынева, региональные администрации всегда были и остаются центром политической власти на местах, внутри этих структур сосредоточены ресурсы, в регионах идет политическая борьба за контроль над ними [14, с. 5 - 7]. Государство всегда было главным субъектом положительных перемен. При этом региональные органы власти должны найти наиболее эффективные инструменты реализации муниципальной политики.
(Марков А.П., Савенков Р.В.)
("Местное право", 2025, N 4)Подписанный Президентом Российской Федерации текст Федерального закона N 33-ФЗ позволяет сохранить двухуровневую систему организации местного самоуправления (сельские и городские поселения, а также муниципальные районы) в тех субъектах Российской Федерации, в которых она показала свою эффективность. Собственно, это стало основным итогом предшествовавшей принятию Закона трехлетней дискуссии. По словам председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству П.В. Крашенинникова, "...у регионов будет возможность частично переходить на одноуровневую систему, а на отдельных своих территориях сохранить двухуровневую. Как и почему - решает сам субъект с учетом мнения территорий, национальных и исторических традиций". В то же время произошла донастройка системы органов публичной власти в соответствии с поправкой Конституции РФ 2020 года, повышающая ответственность региональных органов власти за состояние и развитие территорий. По наблюдениям А.В. Кынева, региональные администрации всегда были и остаются центром политической власти на местах, внутри этих структур сосредоточены ресурсы, в регионах идет политическая борьба за контроль над ними [14, с. 5 - 7]. Государство всегда было главным субъектом положительных перемен. При этом региональные органы власти должны найти наиболее эффективные инструменты реализации муниципальной политики.
Статья: Защита семьи как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
(Гошуляк В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)Статья посвящена анализу поправок к Конституции РФ 2020 г., касающихся защиты семьи, материнства, отцовства и детства как предмета совместного Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Доказывается, что данная правовая норма не относится к декларативным нормам Конституции РФ. Она определяет только наименование предмета совместного Российской Федерации и субъектов РФ, который подлежит разграничению между федеральными и региональными органами государственной власти. Цель принятой поправки к Конституции РФ состояла том, чтобы поднять на конституционный уровень защиту традиционных семейных ценностей - семьи, материнства, отцовства, детства, заботы о родителях. Изменения в Конституции РФ относительно защиты семьи оказывают свое влияние на другие отрасли права, касающиеся семейных отношений и традиционных ценностей. В статье проанализированы последние редакции конституций и уставов субъектов РФ относительно защиты семьи. Делается вывод, что поправками к Конституции РФ государство стремилось выстроить комплексную систему защиты семьи в Российской Федерации и сделать ее приоритетом в государственной политике, привлекая к этому процессу все уровни публичной власти. Вопросы семейной политики наша страна не сконцентрировала на федеральном уровне, централизуя здесь всю социальную сферу, а передала ее в совместное федерального центра и регионов.
(Гошуляк В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)Статья посвящена анализу поправок к Конституции РФ 2020 г., касающихся защиты семьи, материнства, отцовства и детства как предмета совместного Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Доказывается, что данная правовая норма не относится к декларативным нормам Конституции РФ. Она определяет только наименование предмета совместного Российской Федерации и субъектов РФ, который подлежит разграничению между федеральными и региональными органами государственной власти. Цель принятой поправки к Конституции РФ состояла том, чтобы поднять на конституционный уровень защиту традиционных семейных ценностей - семьи, материнства, отцовства, детства, заботы о родителях. Изменения в Конституции РФ относительно защиты семьи оказывают свое влияние на другие отрасли права, касающиеся семейных отношений и традиционных ценностей. В статье проанализированы последние редакции конституций и уставов субъектов РФ относительно защиты семьи. Делается вывод, что поправками к Конституции РФ государство стремилось выстроить комплексную систему защиты семьи в Российской Федерации и сделать ее приоритетом в государственной политике, привлекая к этому процессу все уровни публичной власти. Вопросы семейной политики наша страна не сконцентрировала на федеральном уровне, централизуя здесь всю социальную сферу, а передала ее в совместное федерального центра и регионов.
Статья: О мотивирующем значении преамбулы Конституции Российской Федерации
(Малый А.Ф., Нигметзянов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)О важности идеологии для понимания пути развития страны можно судить по той дискуссии, которая разгорелась накануне обсуждения поправок к Конституции 2020 г. <9>. Результатом стало развитие идеологических по своей сути положений преамбулы в новых и измененных статьях Конституции РФ <10>. О значимости преамбулы как концептуального источника развития правовой доктрины свидетельствует и активное использование ее положений Конституционным Судом РФ (КС РФ). Суд применяет заложенные в преамбуле идеи для обоснования своего взгляда на содержание нормативных установлений при выработке правовых позиций.
(Малый А.Ф., Нигметзянов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)О важности идеологии для понимания пути развития страны можно судить по той дискуссии, которая разгорелась накануне обсуждения поправок к Конституции 2020 г. <9>. Результатом стало развитие идеологических по своей сути положений преамбулы в новых и измененных статьях Конституции РФ <10>. О значимости преамбулы как концептуального источника развития правовой доктрины свидетельствует и активное использование ее положений Конституционным Судом РФ (КС РФ). Суд применяет заложенные в преамбуле идеи для обоснования своего взгляда на содержание нормативных установлений при выработке правовых позиций.
Статья: Направления совершенствования правового регулирования использования инновационных транспортных средств
(Сергеев А.М.)
("Цивилист", 2025, N 3)Конституция Российской Федерации <12> прямым текстом инновационные транспортные средства не упоминает. Это вполне понятно: данный вопрос все же является предельно нюансированным для урегулирования на уровне Основного Закона государства. Однако п. "и" ст. 71 Конституции РФ закрепляет, что в федеральном ведении находятся "федеральные транспорт и пути сообщения", что теоретически может быть распространено и на инновационные транспортные средства. Более того, в результате принятия Закона о поправке в Конституцию 2020 г. <13> на конституционном уровне были закреплены конституционные основы научно-технологического прогресса. В той же ст. 71 Конституции РФ теперь указано, что соответствующая политика относится к предмету ведения Российской Федерации. А в п. в.1 ч. 1 ст. 114 Конституции РФ с 2020 г. конкретизировано, что Правительство РФ обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала. Интенсификация использования инновационных транспортных средств, безусловно, является частью научно-технологического прогресса. Соответственно, через призму конституционных норм можно сделать вывод, что конкретизация правового режима инновационных транспортных средств - задача Правительства Российской Федерации. Это следует и из Конституции РФ, и косвенно из Указа N 309.
(Сергеев А.М.)
("Цивилист", 2025, N 3)Конституция Российской Федерации <12> прямым текстом инновационные транспортные средства не упоминает. Это вполне понятно: данный вопрос все же является предельно нюансированным для урегулирования на уровне Основного Закона государства. Однако п. "и" ст. 71 Конституции РФ закрепляет, что в федеральном ведении находятся "федеральные транспорт и пути сообщения", что теоретически может быть распространено и на инновационные транспортные средства. Более того, в результате принятия Закона о поправке в Конституцию 2020 г. <13> на конституционном уровне были закреплены конституционные основы научно-технологического прогресса. В той же ст. 71 Конституции РФ теперь указано, что соответствующая политика относится к предмету ведения Российской Федерации. А в п. в.1 ч. 1 ст. 114 Конституции РФ с 2020 г. конкретизировано, что Правительство РФ обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала. Интенсификация использования инновационных транспортных средств, безусловно, является частью научно-технологического прогресса. Соответственно, через призму конституционных норм можно сделать вывод, что конкретизация правового режима инновационных транспортных средств - задача Правительства Российской Федерации. Это следует и из Конституции РФ, и косвенно из Указа N 309.
Статья: Незашоренные размышления в связи с внесением 22 мая 2024 г. в Государственную Думу проекта Федерального конституционного закона "О Конституционном Собрании"
(Румянцев О.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9)Ключевые слова: Конституционное Собрание, конституционализм, конституционный строй, обновление Конституции Российской Федерации, поправка к Конституции 2020 г., основы конституционного строя Российской Федерации, конституционная реформа.
(Румянцев О.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9)Ключевые слова: Конституционное Собрание, конституционализм, конституционный строй, обновление Конституции Российской Федерации, поправка к Конституции 2020 г., основы конституционного строя Российской Федерации, конституционная реформа.
Статья: Местное самоуправление в контексте поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 года
(Приходько Т.В., Федорова О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1
(Приходько Т.В., Федорова О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1
Статья: Конституционализация антикоррупционного законодательства на примере Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"
(Кожевников О.А., Безруков А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3
(Кожевников О.А., Безруков А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3
Статья: Знаки и значения поправок к Конституции Российской Федерации
(Юсубов Э.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)В статье анализируется междисциплинарный научный потенциал поправок к Конституции Российской Федерации, принятых в 2020 г. Авторская позиция по этой проблеме излагается в контексте современных дискуссий и представлений о необходимости, востребованности и значении конституционных поправок. Автор приходит к выводу о том, что новый конституционный текст содержит многозначные знаки и выявление их значения является предметом исследования многих гуманитарных наук.
(Юсубов Э.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)В статье анализируется междисциплинарный научный потенциал поправок к Конституции Российской Федерации, принятых в 2020 г. Авторская позиция по этой проблеме излагается в контексте современных дискуссий и представлений о необходимости, востребованности и значении конституционных поправок. Автор приходит к выводу о том, что новый конституционный текст содержит многозначные знаки и выявление их значения является предметом исследования многих гуманитарных наук.
Статья: Экологический конституционализм в современной юриспруденции: от доктрины к практике
(Бондарь Н.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)Четвертый элемент экологического конституционализма - это мировоззренческая, образовательно-культурологическая его составляющая. В этой части принципиальное значение имеют поправки к Конституции 2020 года - пункты "е.5" и "е.6" ст. 114. Именно эти положения впервые возвели на высший конституционный уровень проблемы формирования системы экологического образования граждан Российской Федерации, воспитания экологической культуры, равно как и проблемы сохранения уникального природного и биологического разнообразия страны, в чем закрепляется своего рода "экологический плюрализм" наряду с экономическим и политическим, формирование в обществе, как сказано в пункте "е.5", ответственного отношения к животным и к природе в целом. Особое значение имеет в этой системе координат экологического конституционализма экологическое образование. Открытие в 2022 году на юридическом факультете Южного федерального университета новой магистерской программы - "Природоохранное правоведение: экология, землеустройство, градостроительство" - имеет все предпосылки для того, чтобы внести свой вклад в систему междисциплинарной подготовки специалистов соответствующего профиля на стыке юриспруденции, экологии, градостроительства, управления, ориентируясь на требования времени и запросы рынка труда.
(Бондарь Н.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)Четвертый элемент экологического конституционализма - это мировоззренческая, образовательно-культурологическая его составляющая. В этой части принципиальное значение имеют поправки к Конституции 2020 года - пункты "е.5" и "е.6" ст. 114. Именно эти положения впервые возвели на высший конституционный уровень проблемы формирования системы экологического образования граждан Российской Федерации, воспитания экологической культуры, равно как и проблемы сохранения уникального природного и биологического разнообразия страны, в чем закрепляется своего рода "экологический плюрализм" наряду с экономическим и политическим, формирование в обществе, как сказано в пункте "е.5", ответственного отношения к животным и к природе в целом. Особое значение имеет в этой системе координат экологического конституционализма экологическое образование. Открытие в 2022 году на юридическом факультете Южного федерального университета новой магистерской программы - "Природоохранное правоведение: экология, землеустройство, градостроительство" - имеет все предпосылки для того, чтобы внести свой вклад в систему междисциплинарной подготовки специалистов соответствующего профиля на стыке юриспруденции, экологии, градостроительства, управления, ориентируясь на требования времени и запросы рынка труда.