Понятие городской округ
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие городской округ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 89 "Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением" ЖК РФ"Таким образом, понятие "населенный пункт" применительно к статье 86 и части 1 статьи 89 ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является равнозначным понятиям "муниципальное образование", "городской округ" или "муниципальный район"."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 86 "Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома" ЖК РФ"Таким образом, понятие "населенный пункт" применительно к статье 86 и части 1 статьи 89 ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является равнозначным понятиям "муниципальное образование", "городской округ" или "муниципальный район"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим населенного пункта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ч. 3 ст. 9 Закона об общих принципах организации местного самоуправления определено, что городским округом является муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько городов и (или) иных городских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее 2/3 населения городского округа. В состав территории городского округа также могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа. Площадь территорий сельских населенных пунктов и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, входящих в состав городского округа, не может превышать в 2 и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов, входящих в состав городского округа. На территории городского округа плотность населения должна в 5 и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ч. 3 ст. 9 Закона об общих принципах организации местного самоуправления определено, что городским округом является муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько городов и (или) иных городских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее 2/3 населения городского округа. В состав территории городского округа также могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа. Площадь территорий сельских населенных пунктов и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, входящих в состав городского округа, не может превышать в 2 и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов, входящих в состав городского округа. На территории городского округа плотность населения должна в 5 и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации.
Статья: Современные тенденции укрупнения муниципальных образований в Российской Федерации в условиях реформирования местного самоуправления
(Малявкина Н.В., Ястребов А.Е., Мосина Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Такие изменения были продиктованы необходимостью наладить тесную связь между населением и органами местного самоуправления в решении вопросов местного значения в крупных городах. Однако в 2019 г. появляется противоположная тенденция, вводится муниципальный округ, позволяющий утверждать о совершенно ином направлении, связанном с укрупнением муниципальных образований. Именно данный вид территориальной организации был создан для поглощения поселенческого уровня, преобразованного в населенные пункты, объединенные общей территорией. Создание муниципального округа позволяет консолидировать обязательные органы местного самоуправления, оптимизируя расходы на их содержание, и перейти на одноуровневую систему местного самоуправления. Одновременно в Законе было уточнено понятие городского округа: разница с предыдущей редакцией заключается в том, что он может состоять из одного городского населенного пункта либо нескольких населенных пунктов, в которых не менее двух третей населения проживает в городских населенных пунктах. Таким образом, выражается недопустимость преобладания сельских территорий над городскими поселениями, иначе городской округ будет реорганизован в муниципальные округа. Такие изменения планируется провести постепенно к 2025 г.
(Малявкина Н.В., Ястребов А.Е., Мосина Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Такие изменения были продиктованы необходимостью наладить тесную связь между населением и органами местного самоуправления в решении вопросов местного значения в крупных городах. Однако в 2019 г. появляется противоположная тенденция, вводится муниципальный округ, позволяющий утверждать о совершенно ином направлении, связанном с укрупнением муниципальных образований. Именно данный вид территориальной организации был создан для поглощения поселенческого уровня, преобразованного в населенные пункты, объединенные общей территорией. Создание муниципального округа позволяет консолидировать обязательные органы местного самоуправления, оптимизируя расходы на их содержание, и перейти на одноуровневую систему местного самоуправления. Одновременно в Законе было уточнено понятие городского округа: разница с предыдущей редакцией заключается в том, что он может состоять из одного городского населенного пункта либо нескольких населенных пунктов, в которых не менее двух третей населения проживает в городских населенных пунктах. Таким образом, выражается недопустимость преобладания сельских территорий над городскими поселениями, иначе городской округ будет реорганизован в муниципальные округа. Такие изменения планируется провести постепенно к 2025 г.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"3. Городским округом является муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько городов и (или) иных городских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее двух третей населения городского округа. В состав территории городского округа также могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа. Площадь территорий сельских населенных пунктов и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, входящих в состав городского округа, не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов, входящих в состав городского округа. На территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"3. Городским округом является муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько городов и (или) иных городских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее двух третей населения городского округа. В состав территории городского округа также могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа. Площадь территорий сельских населенных пунктов и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, входящих в состав городского округа, не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов, входящих в состав городского округа. На территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Статья 16. Вопросы местного значения муниципального, городского округа
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Статья 16. Вопросы местного значения муниципального, городского округа
Статья: Реализация преобразованной конституционной модели местного самоуправления в России: первые шаги
(Баженова О.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)- ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, в части закрепления за федеральным законодателем полномочий по установлению видов муниципальных образований (вместо закреплявшегося ранее поселенческо-территориального принципа территориальной организации муниципальной власти). К моменту закрепления этой нормы в ряде субъектов Российской Федерации сложилась практика "преобразования" муниципальных районов (с входящими в их состав поселениями) в городские (после мая 2019 г. - муниципальные) округа, которую - вопреки, на наш взгляд, поселенческому началу, гарантированному прямым закреплением в Конституции, - поддержал Верховный Суд РФ, а затем легализовал и федеральный законодатель. Такая легализация преследовала несколько целей: во-первых, "возвратить" принцип единства федерального правового пространства, утраченный в результате стихийной региональной практики "преобразований" муниципальных районов, проводимой в нарушение норм Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (нарушение принципа закрепления полномочий субъектов Федерации (ст. 7) и процедуры преобразования (ст. 13)), во-вторых, прекратить процесс размывания понятия городского округа, использовавшегося регионами в качестве инструмента укрупнения ("преобразования") без всякой связанности с его предназначением, в-третьих, оказать политическую поддержку регионам, с которыми у Федерации сложились хотя и своеобразные, но стабильные политические отношения, предоставив им фактически полный карт-бланш в вопросе сохранения поселенческого начала (двухуровневой (поселение - муниципальный район) либо одноуровневой (муниципальный округ) организации)). Как видно, очевидный конфликт между конституционной нормой (ч. 1 ст. 131 в предыдущей редакции) и федеральным законодательством был решен - при явно выраженном нежелании Конституционного Суда РФ вмешиваться в этот вопрос (Определения от 29 мая 2018 г. N 1159-О, от 24 октября 2019 г. N 2955-О, от 19 декабря 2019 г. N 3579-О) - в пользу последнего (федерального законодателя) с последующим внесением поправок в ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, суть отказом от прямого закрепления поселенческого начала;
(Баженова О.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)- ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, в части закрепления за федеральным законодателем полномочий по установлению видов муниципальных образований (вместо закреплявшегося ранее поселенческо-территориального принципа территориальной организации муниципальной власти). К моменту закрепления этой нормы в ряде субъектов Российской Федерации сложилась практика "преобразования" муниципальных районов (с входящими в их состав поселениями) в городские (после мая 2019 г. - муниципальные) округа, которую - вопреки, на наш взгляд, поселенческому началу, гарантированному прямым закреплением в Конституции, - поддержал Верховный Суд РФ, а затем легализовал и федеральный законодатель. Такая легализация преследовала несколько целей: во-первых, "возвратить" принцип единства федерального правового пространства, утраченный в результате стихийной региональной практики "преобразований" муниципальных районов, проводимой в нарушение норм Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (нарушение принципа закрепления полномочий субъектов Федерации (ст. 7) и процедуры преобразования (ст. 13)), во-вторых, прекратить процесс размывания понятия городского округа, использовавшегося регионами в качестве инструмента укрупнения ("преобразования") без всякой связанности с его предназначением, в-третьих, оказать политическую поддержку регионам, с которыми у Федерации сложились хотя и своеобразные, но стабильные политические отношения, предоставив им фактически полный карт-бланш в вопросе сохранения поселенческого начала (двухуровневой (поселение - муниципальный район) либо одноуровневой (муниципальный округ) организации)). Как видно, очевидный конфликт между конституционной нормой (ч. 1 ст. 131 в предыдущей редакции) и федеральным законодательством был решен - при явно выраженном нежелании Конституционного Суда РФ вмешиваться в этот вопрос (Определения от 29 мая 2018 г. N 1159-О, от 24 октября 2019 г. N 2955-О, от 19 декабря 2019 г. N 3579-О) - в пользу последнего (федерального законодателя) с последующим внесением поправок в ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, суть отказом от прямого закрепления поселенческого начала;
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> Закон N 131-ФЗ (в ред. от 5 декабря 2017 г.) содержал определение понятия "благоустройство": благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. В настоящее время Закон не содержит определения благоустройства.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> Закон N 131-ФЗ (в ред. от 5 декабря 2017 г.) содержал определение понятия "благоустройство": благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. В настоящее время Закон не содержит определения благоустройства.
Статья: Законопроект об общих принципах организации местного самоуправления 2022 г.: новеллы и преемственность в правовом регулировании
(Брежнев О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 2)Определенные предпосылки для перехода к одноуровневой модели территориальной организации местного самоуправления появились с принятием Федерального закона от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ, который предусмотрел новый вид муниципального образования - муниципальный округ, а также уточнил понятие городского округа. Последний мог включать в свой состав не только городской населенный пункт, но и иные, прилегающие к нему территории, в том числе сельские, при условии, что не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах. Муниципальные округа создаются на территориях с меньшей плотностью населения и призваны "поглотить" районы и поселения: входя в состав муниципальных округов, они перестают быть муниципальными образованиями. Рассматриваемый законопроект сохраняет эти подходы к статусу данных муниципалитетов. Некоторые субъекты РФ "апробировали" территориальную модель, связанную с организацией муниципальных округов: в стране их образовано более 100.
(Брежнев О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 2)Определенные предпосылки для перехода к одноуровневой модели территориальной организации местного самоуправления появились с принятием Федерального закона от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ, который предусмотрел новый вид муниципального образования - муниципальный округ, а также уточнил понятие городского округа. Последний мог включать в свой состав не только городской населенный пункт, но и иные, прилегающие к нему территории, в том числе сельские, при условии, что не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах. Муниципальные округа создаются на территориях с меньшей плотностью населения и призваны "поглотить" районы и поселения: входя в состав муниципальных округов, они перестают быть муниципальными образованиями. Рассматриваемый законопроект сохраняет эти подходы к статусу данных муниципалитетов. Некоторые субъекты РФ "апробировали" территориальную модель, связанную с организацией муниципальных округов: в стране их образовано более 100.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 28 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дается определение понятия "программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа", под которыми понимаются "документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования".
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 28 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дается определение понятия "программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа", под которыми понимаются "документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования".