Получение имущества в оперативное управление
Подборка наиболее важных документов по запросу Получение имущества в оперативное управление (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 216 "Вещные права лиц, не являющихся собственниками" ГК РФ"Учитывая приведенные выше нормы материального права, лишь с момента государственной регистрации права оперативного управления за лицом, получившим имущества по распоряжению собственника, к нему могут быть предъявлены требования по содержанию переданного имущества с возложением обязанности по оплате коммунальных услуг."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 257 "Порядок определения стоимости амортизируемого имущества" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Администрация города передала имущество (основные средства - объекты коммунального хозяйства) для эксплуатации в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия. Предприятие учло в расходах по налогу на прибыль организаций амортизационные начисления по переданному имуществу. Инспекция признала учет данных расходов неправомерным. Суд признал доначисление налога на прибыль правомерным, отметив, что амортизация начисляется унитарным предприятием не во всех случаях, а в ситуации, когда амортизируемое имущество, полученное в оперативное управление или хозяйственное ведение, ранее находилось у другого унитарного предприятия и было им создано в рамках осуществления коммерческой деятельности, то есть вне связи с использованием бюджетного целевого финансирования. В данном случае налогоплательщик получил имущество безвозмездно, его реконструкция производилась за счет бюджетных средств, соответственно, у налогоплательщика отсутствовало право на учет в составе расходов начисленной амортизации основных средств.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Администрация города передала имущество (основные средства - объекты коммунального хозяйства) для эксплуатации в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия. Предприятие учло в расходах по налогу на прибыль организаций амортизационные начисления по переданному имуществу. Инспекция признала учет данных расходов неправомерным. Суд признал доначисление налога на прибыль правомерным, отметив, что амортизация начисляется унитарным предприятием не во всех случаях, а в ситуации, когда амортизируемое имущество, полученное в оперативное управление или хозяйственное ведение, ранее находилось у другого унитарного предприятия и было им создано в рамках осуществления коммерческой деятельности, то есть вне связи с использованием бюджетного целевого финансирования. В данном случае налогоплательщик получил имущество безвозмездно, его реконструкция производилась за счет бюджетных средств, соответственно, у налогоплательщика отсутствовало право на учет в составе расходов начисленной амортизации основных средств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Справка: Особенности использования права оперативного управления
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как получить имущество в оперативное управление
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как получить имущество в оперативное управление
Готовое решение: Как продать государственное или муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как получить согласие учредителя на продажу имущества в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как получить согласие учредителя на продажу имущества в оперативном управлении
Нормативные акты
Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общественных объединениях"Общественные учреждения получают имущество на праве оперативного управления от учредителя (учредителей). В отношении указанного имущества общественные учреждения осуществляют права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с их уставными целями.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общественных объединениях"Общественные учреждения получают имущество на праве оперативного управления от учредителя (учредителей). В отношении указанного имущества общественные учреждения осуществляют права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с их уставными целями.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Из изложенного вытекает, что, на основании абзаца второго п. 1 ст. 256 НК РФ, амортизация начисляется унитарным предприятием не во всех случаях, а в ситуации, когда амортизируемое имущество, полученное в оперативное управление или хозяйственное ведение, ранее находилось у другого унитарного предприятия и было им создано в рамках осуществления коммерческой деятельности, т.е. вне связи с использованием бюджетного целевого финансирования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Из изложенного вытекает, что, на основании абзаца второго п. 1 ст. 256 НК РФ, амортизация начисляется унитарным предприятием не во всех случаях, а в ситуации, когда амортизируемое имущество, полученное в оперативное управление или хозяйственное ведение, ранее находилось у другого унитарного предприятия и было им создано в рамках осуществления коммерческой деятельности, т.е. вне связи с использованием бюджетного целевого финансирования.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 11.03.2025 N 03-03-06/1/23502 <Передача имущества при приватизации: что с амортизацией и налогами?>
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 10)Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 10)Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)2. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в оперативном управлении унитарного предприятия, не относящегося к казенным, в размере, установленном законом или уставом унитарного предприятия.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)2. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в оперативном управлении унитарного предприятия, не относящегося к казенным, в размере, установленном законом или уставом унитарного предприятия.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Разъяснений или практики по данному вопросу нами не найдено. В силу этого мы не можем исключить налоговый риск в отношении включения сумм реконструкции в состав доходов учредителя при получении имущества из оперативного управления. При этом отсутствие практики по данному вопросу не позволяет оценить степень такого риска.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Разъяснений или практики по данному вопросу нами не найдено. В силу этого мы не можем исключить налоговый риск в отношении включения сумм реконструкции в состав доходов учредителя при получении имущества из оперативного управления. При этом отсутствие практики по данному вопросу не позволяет оценить степень такого риска.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Отношения, регулируемые нормами административного права, возникают по поводу приобретения и использования физическими лицами и организациями, в том числе органами публичной власти, публичных и частных имущественных и неимущественных прав, их охраны и защиты, а также исполнения публичных имущественных и неимущественных обязанностей, реализация которых либо полностью, либо в определенной части затрагивает публичные интересы, то есть интересы государства (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), муниципальных и иных публичных образований, широкого круга лиц (например, право на управление транспортным средством, право на эксплуатацию опасного производственного объекта, право на получение имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление, право на строительство объекта капитального строительства, обязанности соблюдать правила дорожного движения, требования пожарной безопасности, обязанности регистрироваться по месту жительства).
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Отношения, регулируемые нормами административного права, возникают по поводу приобретения и использования физическими лицами и организациями, в том числе органами публичной власти, публичных и частных имущественных и неимущественных прав, их охраны и защиты, а также исполнения публичных имущественных и неимущественных обязанностей, реализация которых либо полностью, либо в определенной части затрагивает публичные интересы, то есть интересы государства (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), муниципальных и иных публичных образований, широкого круга лиц (например, право на управление транспортным средством, право на эксплуатацию опасного производственного объекта, право на получение имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление, право на строительство объекта капитального строительства, обязанности соблюдать правила дорожного движения, требования пожарной безопасности, обязанности регистрироваться по месту жительства).
Статья: Правовые аспекты отказа от права оперативного управления
(Шереметьева Н.В.)
("Российский судья", 2021, N 3)Здесь следует указать на то, что при утверждении расходных плановых показателей учредители принимают во внимание затраты на содержание описываемого имущества. Возникает ситуация, что если оно фактически не используется, то его не надо и финансировать. В такой ситуации организации приходится содержать непрофильный актив (а точнее - чистый пассив) за счет текущих средств либо средств от иной деятельности, которая приносит доход. Кроме того, суды, придерживаясь п. 1. ст. 296 ГК РФ, исходят из того, что организация, за которой на праве оперативного управления закреплено определенное имущество, обязана нести бремя расходов по коммунальным платежам, даже если на данное имущество нет зарегистрированного права оперативного управления. Обязанность содержания наступает с момента получения имущества в оперативное управление и начала его фактического использования <16>. В то же время, передавая имущество в управление, орган обязан точно установить не столько правомерность этого шага, сколько его обоснованность, экономическую целесообразность, способности и возможности управляющего, пригодность имущества именно для планируемой эксплуатации на рассчитываемый срок. Если этого нет и передающий орган не несет ответственность за такого рода передачу, высок риск возврата имущества, который переходит в юридическую (судебную) плоскость, затрачивая время и бюджетные ресурсы.
(Шереметьева Н.В.)
("Российский судья", 2021, N 3)Здесь следует указать на то, что при утверждении расходных плановых показателей учредители принимают во внимание затраты на содержание описываемого имущества. Возникает ситуация, что если оно фактически не используется, то его не надо и финансировать. В такой ситуации организации приходится содержать непрофильный актив (а точнее - чистый пассив) за счет текущих средств либо средств от иной деятельности, которая приносит доход. Кроме того, суды, придерживаясь п. 1. ст. 296 ГК РФ, исходят из того, что организация, за которой на праве оперативного управления закреплено определенное имущество, обязана нести бремя расходов по коммунальным платежам, даже если на данное имущество нет зарегистрированного права оперативного управления. Обязанность содержания наступает с момента получения имущества в оперативное управление и начала его фактического использования <16>. В то же время, передавая имущество в управление, орган обязан точно установить не столько правомерность этого шага, сколько его обоснованность, экономическую целесообразность, способности и возможности управляющего, пригодность имущества именно для планируемой эксплуатации на рассчитываемый срок. Если этого нет и передающий орган не несет ответственность за такого рода передачу, высок риск возврата имущества, который переходит в юридическую (судебную) плоскость, затрачивая время и бюджетные ресурсы.
Готовое решение: Как сдать в аренду имущество (в том числе недвижимое), находящееся в государственной или муниципальной собственности и оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как получить согласие собственника на аренду имущества в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как получить согласие собственника на аренду имущества в оперативном управлении
Готовое решение: Какой лимит стоимости основных средств установлен для УСН
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы применять УСН, остаточная (балансовая) стоимость ваших ОС (без учета российского высокотехнологичного оборудования из специального перечня, утверждаемого Правительством РФ) не должна быть больше 200 млн руб. (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Эта величина подлежит индексации на коэффициент-дефлятор (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Отметим, что при расчете этой величины остаточная стоимость инвестиционной недвижимости, учтенной на балансе в качестве ОС, определяется исходя из ее первоначальной стоимости, уменьшенной на суммы накопленной амортизации и обесценения, с учетом последующих капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением инвестиционной недвижимости (Письмо Минфина России от 28.11.2022 N 03-11-11/115978).
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы применять УСН, остаточная (балансовая) стоимость ваших ОС (без учета российского высокотехнологичного оборудования из специального перечня, утверждаемого Правительством РФ) не должна быть больше 200 млн руб. (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Эта величина подлежит индексации на коэффициент-дефлятор (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Отметим, что при расчете этой величины остаточная стоимость инвестиционной недвижимости, учтенной на балансе в качестве ОС, определяется исходя из ее первоначальной стоимости, уменьшенной на суммы накопленной амортизации и обесценения, с учетом последующих капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением инвестиционной недвижимости (Письмо Минфина России от 28.11.2022 N 03-11-11/115978).