Положение об информационно-правовом обеспечении судов
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение об информационно-правовом обеспечении судов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
"Концепция информатизации Верховного Суда Российской Федерации"
(утв. Приказом Верховного Суда РФ от 19.11.2008 N 13-П)Направления работ по информационно-правовому обеспечению судебной деятельности Верховного Суда основываются на Концепции правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 966.
(утв. Приказом Верховного Суда РФ от 19.11.2008 N 13-П)Направления работ по информационно-правовому обеспечению судебной деятельности Верховного Суда основываются на Концепции правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 966.
Постановление Совета судей РФ от 21.06.2007 N 179
"О выполнении Постановления Совета судей Российской Федерации от 29 апреля 2005 г. N 131 "О мерах по совершенствованию организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации"Во всех субъектах Российской Федерации несколько улучшилось положение с размещением участков мировых судей, увеличилось бюджетное финансирование, повысился уровень их материально-технического обеспечения. Наиболее ощутимые изменения произошли в оборудовании компьютерных автоматизированных рабочих мест, обеспечении мировых судей информационно-правовыми программами.
"О выполнении Постановления Совета судей Российской Федерации от 29 апреля 2005 г. N 131 "О мерах по совершенствованию организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации"Во всех субъектах Российской Федерации несколько улучшилось положение с размещением участков мировых судей, увеличилось бюджетное финансирование, повысился уровень их материально-технического обеспечения. Наиболее ощутимые изменения произошли в оборудовании компьютерных автоматизированных рабочих мест, обеспечении мировых судей информационно-правовыми программами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О возможности ведения кодификации в суде (в порядке дискуссии)
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2019, N 1)В ст. 39 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции" <20> среди прочих функций аппарата суда значится: "участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации". Термин "кодификация" в рассматриваемом законе не применяется. Между тем ведомственное нормативное правовое регулирование Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации включает нормы, регулирующие ведение кодификационной работы в суде. К таким документам, в частности, относится: Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции <21>, в котором предложено создавать в судах субъектов РФ "отделы судебной статистики и правовой информатизации, кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики" (п. 4.5); Положение об информационно-правовом обеспечении деятельности судов <22>, согласно которому обязательные (контрольные) экземпляры кодексов должны храниться у председателя суда и в отделе кодификации либо у ответственного работника (п. п. 2.2.1, 2.2.4). Тенденция применения термина "кодификация" отразилась на нормотворчестве Министерства образования и науки РФ. К примеру, Приказом от 12 мая 2014 г. N 513 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 40.02.03 "Право и судебное администрирование" <23> в данный ФГОС включен междисциплинарный курс - МДК 01.03. "Организация и осуществление кодификации законодательства в суде".
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2019, N 1)В ст. 39 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции" <20> среди прочих функций аппарата суда значится: "участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации". Термин "кодификация" в рассматриваемом законе не применяется. Между тем ведомственное нормативное правовое регулирование Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации включает нормы, регулирующие ведение кодификационной работы в суде. К таким документам, в частности, относится: Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции <21>, в котором предложено создавать в судах субъектов РФ "отделы судебной статистики и правовой информатизации, кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики" (п. 4.5); Положение об информационно-правовом обеспечении деятельности судов <22>, согласно которому обязательные (контрольные) экземпляры кодексов должны храниться у председателя суда и в отделе кодификации либо у ответственного работника (п. п. 2.2.1, 2.2.4). Тенденция применения термина "кодификация" отразилась на нормотворчестве Министерства образования и науки РФ. К примеру, Приказом от 12 мая 2014 г. N 513 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 40.02.03 "Право и судебное администрирование" <23> в данный ФГОС включен междисциплинарный курс - МДК 01.03. "Организация и осуществление кодификации законодательства в суде".
"Организация судебной деятельности: Учебник"
(под ред. В.В. Ершова)
("Российский государственный университет правосудия", 2016)5. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 19.12.2013 N 249 "Об утверждении Положения об информационно-правовом обеспечении деятельности судов".
(под ред. В.В. Ершова)
("Российский государственный университет правосудия", 2016)5. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 19.12.2013 N 249 "Об утверждении Положения об информационно-правовом обеспечении деятельности судов".
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.03.2015 N 44-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации""7) участвует в организации обеспечения районных судов и гарнизонных военных судов программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также в организации информационно-правового обеспечения деятельности указанных судов;";
"О внесении изменений в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации""7) участвует в организации обеспечения районных судов и гарнизонных военных судов программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также в организации информационно-правового обеспечения деятельности указанных судов;";
Приказ МВД России от 05.01.2007 N 6
(ред. от 23.12.2021)
"Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России"<2> В соответствии с Положением о мониторинге правоприменения в системе МВД России, утвержденным приказом МВД России от 25 августа 2017 г. N 680 "Вопросы организации информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации".
(ред. от 23.12.2021)
"Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России"<2> В соответствии с Положением о мониторинге правоприменения в системе МВД России, утвержденным приказом МВД России от 25 августа 2017 г. N 680 "Вопросы организации информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации".
Статья: Создание системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов в Российской Федерации
(Карпович О.Г.)
("Юридический мир", 2008, N 8)- организации участия уполномоченного органа и иных органов государственной власти РФ в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации преступных доходов, включая обмен информацией, правовую помощь, признание решений иностранных судов, выдачу и транзитную перевозку лиц, совершивших преступления, связанные с легализацией преступных доходов;
(Карпович О.Г.)
("Юридический мир", 2008, N 8)- организации участия уполномоченного органа и иных органов государственной власти РФ в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации преступных доходов, включая обмен информацией, правовую помощь, признание решений иностранных судов, выдачу и транзитную перевозку лиц, совершивших преступления, связанные с легализацией преступных доходов;
Статья: Проблемы правового регулирования организационного обеспечения деятельности мировых судей: анализ законодательных новелл
(Кузнецова Е.В.)
("Мировой судья", 2018, N 8)Информационно-правовое обеспечение деятельности мировых судей осуществляет, как правило, орган исполнительной власти субъекта, но территориальное подразделение Судебного департамента при Верховном Суде РФ оказывает методическую поддержку, консультирование и организационно-техническое сопровождение программного обеспечения по ведению баз данных по судимости и обработке статистической информации. В ч. 3 ст. 10 Федерального закона "О мировых судьях" (ч. 6 в новой редакции статьи) подчеркивается, что мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей осуществляются Судебным департаментом, его территориальными подразделениями.
(Кузнецова Е.В.)
("Мировой судья", 2018, N 8)Информационно-правовое обеспечение деятельности мировых судей осуществляет, как правило, орган исполнительной власти субъекта, но территориальное подразделение Судебного департамента при Верховном Суде РФ оказывает методическую поддержку, консультирование и организационно-техническое сопровождение программного обеспечения по ведению баз данных по судимости и обработке статистической информации. В ч. 3 ст. 10 Федерального закона "О мировых судьях" (ч. 6 в новой редакции статьи) подчеркивается, что мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей осуществляются Судебным департаментом, его территориальными подразделениями.
Статья: О реализации самоуправленческих начал в деятельности органов судейского сообщества
(Смирнова Н.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2017, N 9)<30> Постановление Президиума Совета судей Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 229 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления" (в ред. от 23 мая 2016 г.) // Информационно-правовой портал Гарант.ру. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1696002/ (дата обращения: 21.03.2017).
(Смирнова Н.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2017, N 9)<30> Постановление Президиума Совета судей Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 229 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления" (в ред. от 23 мая 2016 г.) // Информационно-правовой портал Гарант.ру. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1696002/ (дата обращения: 21.03.2017).
Статья: Применение акта амнистии в судебной практике
(Фаргиев И.А.)
("Уголовное право", 2019, N 5)<12> См.: Обобщение апелляционной практики судебной коллегии по уголовным делам Амурского областного суда за 2016 г. // Информационно-правовое обеспечение "Гарант".
(Фаргиев И.А.)
("Уголовное право", 2019, N 5)<12> См.: Обобщение апелляционной практики судебной коллегии по уголовным делам Амурского областного суда за 2016 г. // Информационно-правовое обеспечение "Гарант".
"Комментарий к Федеральному закону от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"
(постатейный)
(Ковалева Н.Н., Арестова О.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)Суды, организуя работу по оформлению соответствующих сайтов, руководствуются правовыми положениями действующего законодательства. Источники, входящие в организационно-правовую базу, как правило, указываются на официальных сайтах. Правовая база организации сайта предусматривает в своем содержании как общие, так и специальные акты, регламентирующие вопросы информационно-правового обеспечения. Общие и специальные акты включают в себя: федеральное законодательство, указы Президента, постановления Правительства, различного рода ведомственные акты, организационно-распорядительные документы.
(постатейный)
(Ковалева Н.Н., Арестова О.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)Суды, организуя работу по оформлению соответствующих сайтов, руководствуются правовыми положениями действующего законодательства. Источники, входящие в организационно-правовую базу, как правило, указываются на официальных сайтах. Правовая база организации сайта предусматривает в своем содержании как общие, так и специальные акты, регламентирующие вопросы информационно-правового обеспечения. Общие и специальные акты включают в себя: федеральное законодательство, указы Президента, постановления Правительства, различного рода ведомственные акты, организационно-распорядительные документы.
"Комментарий к Федеральному конституционному закону "О военных судах Российской Федерации"
(постатейный)
(выпуск 128)
(под ред. В.В. Хомчика)
("За права военнослужащих", 2012)Судебный департамент организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений военных судов; организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства.
(постатейный)
(выпуск 128)
(под ред. В.В. Хомчика)
("За права военнослужащих", 2012)Судебный департамент организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений военных судов; организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства.
"Комментарий к Федеральному конституционному закону от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Григорьева Е.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)4. Администратор военного суда во взаимодействии с помощником председателя военного суда организует сбор заявок на обеспечение юридической и справочно-информационной литературой, необходимой для комплектования библиотеки военного суда и библиотечек судей, а также методическими пособиями для работников аппарата военного суда. Реализация указанного положения выступает в качестве одной из составляющих информационного обеспечения деятельности судей и работников аппарата военных судов.
(постатейный)
(2-е издание)
(Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Григорьева Е.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)4. Администратор военного суда во взаимодействии с помощником председателя военного суда организует сбор заявок на обеспечение юридической и справочно-информационной литературой, необходимой для комплектования библиотеки военного суда и библиотечек судей, а также методическими пособиями для работников аппарата военного суда. Реализация указанного положения выступает в качестве одной из составляющих информационного обеспечения деятельности судей и работников аппарата военных судов.
Статья: Статус администратора суда: проблемы и вопросы
(Омигов В.И.)
("Администратор суда", 2012, N 2)Согласно Приказу Судебного департамента при Верховном Суде РФ, которым утверждено Положение об администраторе судов общей юрисдикции, на администратора судов общей юрисдикции возлагается широкий спектр обязанностей: 1) обеспечение надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения; 2) снабжение нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами судей и работников аппарата суда; 3) обеспечение бесперебойной работы транспорта суда и средств связи, работы хозяйственной службы, а также информационно-правовое обеспечение деятельности суда; 4) организация ведения судебной статистики, делопроизводства и работы архива; 5) обеспечение охраны здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время, при строительстве здания; 6) ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда; 7) разработка проектов сметы расходов суда и др. При этом ни в одном нормативном документе не указывается необходимость выполнения этих обязанностей в статусе заместителя председателя конкретного суда, а иначе аморфное его положение создает определенного рода правила ножниц между правами и обязанностями.
(Омигов В.И.)
("Администратор суда", 2012, N 2)Согласно Приказу Судебного департамента при Верховном Суде РФ, которым утверждено Положение об администраторе судов общей юрисдикции, на администратора судов общей юрисдикции возлагается широкий спектр обязанностей: 1) обеспечение надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения; 2) снабжение нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами судей и работников аппарата суда; 3) обеспечение бесперебойной работы транспорта суда и средств связи, работы хозяйственной службы, а также информационно-правовое обеспечение деятельности суда; 4) организация ведения судебной статистики, делопроизводства и работы архива; 5) обеспечение охраны здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время, при строительстве здания; 6) ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда; 7) разработка проектов сметы расходов суда и др. При этом ни в одном нормативном документе не указывается необходимость выполнения этих обязанностей в статусе заместителя председателя конкретного суда, а иначе аморфное его положение создает определенного рода правила ножниц между правами и обязанностями.
"Комментарий судебной практики к Федеральному закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
(постатейный)
(Абрамов В.Ю., Фогельсон Ю.Б.)
("Волтерс Клувер", 2006)По некоторым сложным вопросам авторы учитывали также мнения, суждения и комментарии своих коллег, в частности Сергея Васильевича Дедикова <*>, который занимает наиболее последовательную позицию по самым значимым положениям Закона об ОСАГО, касающимся обеспечения гарантий возмещения вреда потерпевшим.
(постатейный)
(Абрамов В.Ю., Фогельсон Ю.Б.)
("Волтерс Клувер", 2006)По некоторым сложным вопросам авторы учитывали также мнения, суждения и комментарии своих коллег, в частности Сергея Васильевича Дедикова <*>, который занимает наиболее последовательную позицию по самым значимым положениям Закона об ОСАГО, касающимся обеспечения гарантий возмещения вреда потерпевшим.