Положение об аккредитации медицинских работников
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение об аккредитации медицинских работников (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 214 "Обязанности работодателя в области охраны труда" Трудового кодекса РФ"Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными приказов об отстранении от работы, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 76, 212, 214, 225, 372 Трудового кодекса Российской Федерации, совместным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года N 1/29, которым утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций", Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01 апреля 2010 года N 205н, которым утверждены перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации организаций, пришел к выводу, что прохождение проверок знаний требований охраны труда было организовано работодателем надлежащим образом, К.О.А. ни одну из назначенных ему проверок знаний требований охраны труда не прошел, в связи с чем у работодателя имелись основания для отстранения его от работы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Установлен порядок аккредитации фармацевтов
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)В ч. 3 Положения теперь прямо указано, что аккредитация специалиста проводится с учетом квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам <3>, квалификационных требований, предусмотренных Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих <4> (для аккредитации лиц с немедицинским образованием), а также профессиональных стандартов (при наличии).
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)В ч. 3 Положения теперь прямо указано, что аккредитация специалиста проводится с учетом квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам <3>, квалификационных требований, предусмотренных Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих <4> (для аккредитации лиц с немедицинским образованием), а также профессиональных стандартов (при наличии).
Статья: Отдельные проблемы, связанные с правом на труд медицинских работников (часть первая)
(Винокуров В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Заменив понятные и логичные условия выдачи сертификата специалиста, к сожалению, перешли на зарубежные стандарты в виде аккредитации всех медицинских работников, независимо от пройденного после окончания обучения времени, и требующие в первую очередь угадывания ответов на многочисленные вопросы. Учитывая Положение об аккредитации специалистов, утвержденное Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 октября 2022 г. N 709н <20>, в основу которой положено тестирование, надо полагать, что речь идет о натаскивании претендентов на "правильные ответы" (по образу единого государственного экзамена). Причем практика показывает, что составители тестовых заданий иногда плохо представляют медицинскую специальность, по которой подготавливают тест, а если и работали по данной специальности, то, вероятно, без видимых успехов, а потому включают вопросы, не относящиеся к соответствующим квалификационным требованиям, и в качестве верных закладывают формальные ответы, которые не дают представления о реальных знаниях. В результате, как известно, получаем специалистов, которые осуществляют лечение жителей государства по подсказкам из Интернета.
(Винокуров В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Заменив понятные и логичные условия выдачи сертификата специалиста, к сожалению, перешли на зарубежные стандарты в виде аккредитации всех медицинских работников, независимо от пройденного после окончания обучения времени, и требующие в первую очередь угадывания ответов на многочисленные вопросы. Учитывая Положение об аккредитации специалистов, утвержденное Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 октября 2022 г. N 709н <20>, в основу которой положено тестирование, надо полагать, что речь идет о натаскивании претендентов на "правильные ответы" (по образу единого государственного экзамена). Причем практика показывает, что составители тестовых заданий иногда плохо представляют медицинскую специальность, по которой подготавливают тест, а если и работали по данной специальности, то, вероятно, без видимых успехов, а потому включают вопросы, не относящиеся к соответствующим квалификационным требованиям, и в качестве верных закладывают формальные ответы, которые не дают представления о реальных знаниях. В результате, как известно, получаем специалистов, которые осуществляют лечение жителей государства по подсказкам из Интернета.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 608
(ред. от 18.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации"5.2.119. условия и порядок выдачи медицинским и фармацевтическим работникам сертификата специалиста, форма сертификата специалиста и технические требования к нему;
(ред. от 18.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации"5.2.119. условия и порядок выдачи медицинским и фармацевтическим работникам сертификата специалиста, форма сертификата специалиста и технические требования к нему;
Постановление Правительства РФ от 09.02.2022 N 140
(ред. от 30.04.2025)
"О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения"
(вместе с "Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения")фармацевтические организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения
(ред. от 30.04.2025)
"О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения"
(вместе с "Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения")фармацевтические организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения
Статья: Персонифицированный учет фармацевтических работников - 2023
(Спицына Т.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)Первичное внесение в федеральный регистр записи о медицинском или фармацевтическом работнике осуществляется в автоматическом режиме посредством взаимодействия информационных систем на основании решения аккредитационной комиссии о признании лица прошедшим аккредитацию специалиста, которое отражено в протоколе заседания аккредитационной комиссии (аккредитационной подкомиссии, центральной аккредитационной комиссии), предусмотренном положением об аккредитации специалистов, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - протокол заседания аккредитационной комиссии), в течение двух рабочих дней со дня получения указанного протокола (п. 3 ст. 69 Федерального закона N 323-ФЗ).
(Спицына Т.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)Первичное внесение в федеральный регистр записи о медицинском или фармацевтическом работнике осуществляется в автоматическом режиме посредством взаимодействия информационных систем на основании решения аккредитационной комиссии о признании лица прошедшим аккредитацию специалиста, которое отражено в протоколе заседания аккредитационной комиссии (аккредитационной подкомиссии, центральной аккредитационной комиссии), предусмотренном положением об аккредитации специалистов, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - протокол заседания аккредитационной комиссии), в течение двух рабочих дней со дня получения указанного протокола (п. 3 ст. 69 Федерального закона N 323-ФЗ).
Вопрос: Какие документы об образовании возможно потребовать при приеме на работу медицинского работника для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей?
(Консультация эксперта, 2025)Вместе с тем полагаем, что если медицинский работник не проходил аккредитацию специалиста, то при его приеме на работу работодатель вправе запросить у него сертификат специалиста.
(Консультация эксперта, 2025)Вместе с тем полагаем, что если медицинский работник не проходил аккредитацию специалиста, то при его приеме на работу работодатель вправе запросить у него сертификат специалиста.
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на осуществление медицинской деятельностиТребование 3. Наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, и аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг) (пп. "в" п. 5 Положения).
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Положение об аккредитации специалистов, Порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, а также форма такого свидетельства и Технические требования к нему утверждены Приказами Минздрава России от 02.06.2016 N 334н, от 06.06.2016 N 352н.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Положение об аккредитации специалистов, Порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, а также форма такого свидетельства и Технические требования к нему утверждены Приказами Минздрава России от 02.06.2016 N 334н, от 06.06.2016 N 352н.
Вопрос: Обязана ли частная медицинская организация размещать сведения о приеме на работу медицинских работников в Федеральном регистре медицинских работников (ФРМР)? В какой срок?
(Консультация эксперта, 2023)Федеральный регистр медицинских работников представляет собой подсистему единой системы и предназначен для учета сведений о кадровом обеспечении медицинских организаций и трудоустройстве медицинских работников в медицинские организации, а также предоставления доступа к электронным сервисам медицинским работникам (п. 6 Положения о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.02.2022 N 140).
(Консультация эксперта, 2023)Федеральный регистр медицинских работников представляет собой подсистему единой системы и предназначен для учета сведений о кадровом обеспечении медицинских организаций и трудоустройстве медицинских работников в медицинские организации, а также предоставления доступа к электронным сервисам медицинским работникам (п. 6 Положения о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.02.2022 N 140).
Готовое решение: Как составить трудовой договор с условием о возмещении работником при увольнении расходов работодателя на обучение
(КонсультантПлюс, 2025)приостановления или аннулирования лицензии организации, осуществляющей образовательную деятельность, лишения ее аккредитации либо ее ликвидации;
(КонсультантПлюс, 2025)приостановления или аннулирования лицензии организации, осуществляющей образовательную деятельность, лишения ее аккредитации либо ее ликвидации;
Вопрос: Об определении численности работников медицинской организации в целях применения ставки налога на прибыль 0%.
(Письмо Минфина России от 10.09.2024 N 03-03-06/1/85971)Вместе с тем сообщается, что при определении доли медицинского персонала, установленной подпунктом 3 пункта 3 статьи 284.1 Кодекса, в составе медицинского персонала учитываются работники, имеющие сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, и которые также подлежат отражению в общей численности работников.
(Письмо Минфина России от 10.09.2024 N 03-03-06/1/85971)Вместе с тем сообщается, что при определении доли медицинского персонала, установленной подпунктом 3 пункта 3 статьи 284.1 Кодекса, в составе медицинского персонала учитываются работники, имеющие сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, и которые также подлежат отражению в общей численности работников.
Вопрос: Может ли менеджер по продажам косметических товаров (с медицинским образованием) работать в аптечном пункте без сертификата специалиста или аккредитации и заниматься продажей косметической продукции?
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения работник должен иметь высшее или среднее фармацевтическое образование, а также сертификат специалиста или пройденную аккредитацию специалиста (пп. "к" п. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 N 547 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности").
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения работник должен иметь высшее или среднее фармацевтическое образование, а также сертификат специалиста или пройденную аккредитацию специалиста (пп. "к" п. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 N 547 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности").
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Медицинская деятельность осуществляется работниками согласно ч. 1 ст. 73 Закона 323-ФЗ в соответствии с законодательством, принципами медицинской этики и деонтологии. При этом ч. 2 указанной статьи установлена обязанность медицинских работников оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями, совершенствуя при этом профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Медицинская деятельность осуществляется работниками согласно ч. 1 ст. 73 Закона 323-ФЗ в соответствии с законодательством, принципами медицинской этики и деонтологии. При этом ч. 2 указанной статьи установлена обязанность медицинских работников оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями, совершенствуя при этом профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам.
Статья: Совершенствование законодательства в сфере здравоохранения: путь к решению проблем или их образованию
(Шалберкина М.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Еще инициативой исследуемого законопроекта является запрет на реализацию основных образовательных программ среднего, высшего медицинского и фармацевтического образования, в том числе дополнительных профессиональных программ, предусматривающих практическую подготовку обучающихся в форме электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Безусловно, что приведенная в настоящей статье законодательная инициатива оправдана. Государство заинтересовано в подготовке практических медицинских кадров, переход на электронный формат обучения не позволяет в равной степени достичь целей системы непрерывного медицинского образования. Остро ощущается дефицит медицинских кадров. По официальным данным Росстата, численность врачей всех специальностей (имеется в виду практикующих) составляет на 2022 г. 744,1 тыс. человек <16>, при общей численности населения 147,0 млн человек <17>, следовательно, на 100 тыс. населения приходится 508 врача. Для сравнения: в Греции на 100 тыс. населения - 616 врачей, в Австрии на 100 тыс. населения - 541 врачей, Беларуси - 464 врача <18>. Довольно интересные показатели, особенно в контексте территориальных различий. Здесь же хотелось отметить вопрос о дополнительном образовании, что в соответствии со ст. 100 Закона N 323-ФЗ до 1 января 2026 г. право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста. С 1 января 2016 г. по 31 декабря 2025 г. установлен переходный период к процедуре аккредитации специалистов, суть которого заключается в проверке соответствия лица (медицинского работника) требованиям к осуществлению медицинской деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией, сформированной Минздравом России, с участием профессиональных некоммерческих организаций не реже одного раза в пять лет <19>. Таким образом устанавливается трехзвенная последовательность действий для занятия медицинской деятельностью: получение высшего образования, сертификата специалиста и прохождение аккредитации. С авторской точки зрения предлагаемые ограничения на использование определенных форм обучения нецелесообразны и противоречат положениям ч. 2 ст. 13 Закона N 273-ФЗ, регламентирующего принцип свободы выбора формы обучения.
(Шалберкина М.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Еще инициативой исследуемого законопроекта является запрет на реализацию основных образовательных программ среднего, высшего медицинского и фармацевтического образования, в том числе дополнительных профессиональных программ, предусматривающих практическую подготовку обучающихся в форме электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Безусловно, что приведенная в настоящей статье законодательная инициатива оправдана. Государство заинтересовано в подготовке практических медицинских кадров, переход на электронный формат обучения не позволяет в равной степени достичь целей системы непрерывного медицинского образования. Остро ощущается дефицит медицинских кадров. По официальным данным Росстата, численность врачей всех специальностей (имеется в виду практикующих) составляет на 2022 г. 744,1 тыс. человек <16>, при общей численности населения 147,0 млн человек <17>, следовательно, на 100 тыс. населения приходится 508 врача. Для сравнения: в Греции на 100 тыс. населения - 616 врачей, в Австрии на 100 тыс. населения - 541 врачей, Беларуси - 464 врача <18>. Довольно интересные показатели, особенно в контексте территориальных различий. Здесь же хотелось отметить вопрос о дополнительном образовании, что в соответствии со ст. 100 Закона N 323-ФЗ до 1 января 2026 г. право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста. С 1 января 2016 г. по 31 декабря 2025 г. установлен переходный период к процедуре аккредитации специалистов, суть которого заключается в проверке соответствия лица (медицинского работника) требованиям к осуществлению медицинской деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией, сформированной Минздравом России, с участием профессиональных некоммерческих организаций не реже одного раза в пять лет <19>. Таким образом устанавливается трехзвенная последовательность действий для занятия медицинской деятельностью: получение высшего образования, сертификата специалиста и прохождение аккредитации. С авторской точки зрения предлагаемые ограничения на использование определенных форм обучения нецелесообразны и противоречат положениям ч. 2 ст. 13 Закона N 273-ФЗ, регламентирующего принцип свободы выбора формы обучения.