Положение о социально реабилитационных центрах для несовершеннолетних
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о социально реабилитационных центрах для несовершеннолетних (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 03.10.2024 N 77-2835/2024 (УИД 23RS0056-01-2023-000557-41)
Приговор: По ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).
Определение: Приговор оставлен без изменения.В ходе предварительного следствия малолетние свидетели ФИО17 и ФИО18 были допрошены в соответствии с требованиями ст. 191 УПК РФ - с участием педагога ФИО15 и педагога-психолога ФИО19 (л.д. 228-236 том 1). Ходатайство указанных педагога и педагога-психолога о проведении допроса малолетних свидетелей, находящихся в ГКУ СО <адрес> Успенского СРЦН, без применения технического средства - видеокамеры постановлением следователя от ДД.ММ.ГГГГ было удовлетворено (л.д. 227 том 1), что соответствует положениям ч. 5 ст. 191 УПК РФ. При таких обстоятельствах суд обоснованно принял в качестве допустимых доказательств показания ФИО17 и ФИО18, данные ими именно на предварительном следствии.
Приговор: По ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).
Определение: Приговор оставлен без изменения.В ходе предварительного следствия малолетние свидетели ФИО17 и ФИО18 были допрошены в соответствии с требованиями ст. 191 УПК РФ - с участием педагога ФИО15 и педагога-психолога ФИО19 (л.д. 228-236 том 1). Ходатайство указанных педагога и педагога-психолога о проведении допроса малолетних свидетелей, находящихся в ГКУ СО <адрес> Успенского СРЦН, без применения технического средства - видеокамеры постановлением следователя от ДД.ММ.ГГГГ было удовлетворено (л.д. 227 том 1), что соответствует положениям ч. 5 ст. 191 УПК РФ. При таких обстоятельствах суд обоснованно принял в качестве допустимых доказательств показания ФИО17 и ФИО18, данные ими именно на предварительном следствии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О динамике компетенционных возможностей местного самоуправления в России
(Уваров А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 3)Что касается факультативных, или по-другому инициированных, государственных полномочий по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения (ст. 14.1, 15.1, 16.1 Закона N 131-ФЗ), то, с одной стороны, законодатель дает органам местного самоуправления полную свободу действий по этим вопросам, а с другой - объективная необходимость их решения на территории муниципальных образований не оставляет органам местного самоуправления какого-либо выбора, и они вынуждены из гуманистических соображений принимать на себя соответствующие социальные обязательства. Реализация ряда этих обязательств по созданию условий для социального обслуживания граждан, оказавшихся в сложном материально-экономическом, социальном положении, проявление заботы об отдельных категориях лиц в целях их социальной адаптации требуют порой мгновенной реакции и учета всей совокупности жизненных обстоятельств, что могут обеспечить максимально приближенные к гражданам органы местного самоуправления. В этой связи многие муниципальные образования создают на своих территориях муниципальные комплексные центры социального обслуживания населения, центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, дома ночного пребывания. Накопленный опыт позволяет муниципальным образованиям активно участвовать и в осуществлении деятельности по опеке и попечительству, используя специально закрепленное в Законе N 131-ФЗ для этого право <10>.
(Уваров А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 3)Что касается факультативных, или по-другому инициированных, государственных полномочий по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения (ст. 14.1, 15.1, 16.1 Закона N 131-ФЗ), то, с одной стороны, законодатель дает органам местного самоуправления полную свободу действий по этим вопросам, а с другой - объективная необходимость их решения на территории муниципальных образований не оставляет органам местного самоуправления какого-либо выбора, и они вынуждены из гуманистических соображений принимать на себя соответствующие социальные обязательства. Реализация ряда этих обязательств по созданию условий для социального обслуживания граждан, оказавшихся в сложном материально-экономическом, социальном положении, проявление заботы об отдельных категориях лиц в целях их социальной адаптации требуют порой мгновенной реакции и учета всей совокупности жизненных обстоятельств, что могут обеспечить максимально приближенные к гражданам органы местного самоуправления. В этой связи многие муниципальные образования создают на своих территориях муниципальные комплексные центры социального обслуживания населения, центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, дома ночного пребывания. Накопленный опыт позволяет муниципальным образованиям активно участвовать и в осуществлении деятельности по опеке и попечительству, используя специально закрепленное в Законе N 131-ФЗ для этого право <10>.
Статья: Попечение над детьми: нестандартные ситуации
(Сочнева О.И., Тарусина Н.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)В другом деле, как следует из фактических обстоятельств, тетя, оспаривающая решение органа опеки и попечительства о назначении ответчиков опекунами, сама в органы опеки и попечительства обратилась лишь после вступления в силу решения суда о лишении матери детей (родной сестры истицы) родительских прав по иску означенного государственного органа за отсутствие надлежащих жилищно-бытовых условий, заботы о здоровье детей, неоказание им жизненно-важной медицинской помощи. При этом тетя не отрицала своей информированности о том, что семья сестры более года состояла на учете как неблагополучная, мать детей не работала, занималась проституцией, что дети за три месяца до лишения матери родительских прав были изъяты у последней органами опеки и попечительства в порядке ст. 77 СК РФ, однако в этот период попыток забрать девочек в свою семью для осуществления необходимой заботы не предпринимала, за полгода пребывания детей сначала в социально-реабилитационном центре, а потом в детском доме навещала племянниц только один раз.
(Сочнева О.И., Тарусина Н.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)В другом деле, как следует из фактических обстоятельств, тетя, оспаривающая решение органа опеки и попечительства о назначении ответчиков опекунами, сама в органы опеки и попечительства обратилась лишь после вступления в силу решения суда о лишении матери детей (родной сестры истицы) родительских прав по иску означенного государственного органа за отсутствие надлежащих жилищно-бытовых условий, заботы о здоровье детей, неоказание им жизненно-важной медицинской помощи. При этом тетя не отрицала своей информированности о том, что семья сестры более года состояла на учете как неблагополучная, мать детей не работала, занималась проституцией, что дети за три месяца до лишения матери родительских прав были изъяты у последней органами опеки и попечительства в порядке ст. 77 СК РФ, однако в этот период попыток забрать девочек в свою семью для осуществления необходимой заботы не предпринимала, за полгода пребывания детей сначала в социально-реабилитационном центре, а потом в детском доме навещала племянниц только один раз.
Нормативные акты
Постановление Минтруда РФ от 30.01.1997 N 4
"Об утверждении Порядка приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.1997 N 1261)1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с п. 14 Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1092 (далее - Примерное положение), для оказания помощи в организации деятельности социально - реабилитационных центров для несовершеннолетних, социальных приютов для детей и подростков, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
"Об утверждении Порядка приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.1997 N 1261)1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с п. 14 Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1092 (далее - Примерное положение), для оказания помощи в организации деятельности социально - реабилитационных центров для несовершеннолетних, социальных приютов для детей и подростков, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Статья: Формы заглаживания причиненного вреда при освобождении от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа
(Каматесов П.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 3)Так, в отношении гражданки К., которая обвинялась в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ, уголовное дело было прекращено с назначением судебного штрафа в размере 10 000 руб. К. загладила вред путем добровольного пожертвования денежных средств в Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и выполнения общественных работ в указанном центре <8>.
(Каматесов П.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 3)Так, в отношении гражданки К., которая обвинялась в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ, уголовное дело было прекращено с назначением судебного штрафа в размере 10 000 руб. К. загладила вред путем добровольного пожертвования денежных средств в Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и выполнения общественных работ в указанном центре <8>.
Статья: Особенности субъектного состава по делам о защите прав несовершеннолетних в гражданском процессе: постановка проблемы
(Авдонина Ю.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)Кроме того, хотим отметить, что в литературе помимо трехзвенной классификации участников процессуальных отношений в делах о защите прав детей по признаку наличия или отсутствия юридической заинтересованности к делу приводится двухзвенная, в соответствии с которой всех лиц, участвующих в делах, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних и с их воспитанием, делят на тех, кто имеет личную заинтересованность (несовершеннолетний, законные представители и фактические воспитатели), и на тех, кто имеет "государственную заинтересованность" <25>. К последним, в частности, относят: прокурора, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, территориальные центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты для детей, интернаты для детей с физическими недостатками <26> и др.
(Авдонина Ю.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)Кроме того, хотим отметить, что в литературе помимо трехзвенной классификации участников процессуальных отношений в делах о защите прав детей по признаку наличия или отсутствия юридической заинтересованности к делу приводится двухзвенная, в соответствии с которой всех лиц, участвующих в делах, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних и с их воспитанием, делят на тех, кто имеет личную заинтересованность (несовершеннолетний, законные представители и фактические воспитатели), и на тех, кто имеет "государственную заинтересованность" <25>. К последним, в частности, относят: прокурора, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, территориальные центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты для детей, интернаты для детей с физическими недостатками <26> и др.