Положение о лицензировании в области обращения с отходами
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о лицензировании в области обращения с отходами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Обучение по экологической безопасности и обращению с отходами
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 73 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, п. 3 ст. 15 Закона об отходах, п. 3, пп. "а" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по обращению с отходами I - IV классов опасности
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 73 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, п. 3 ст. 15 Закона об отходах, п. 3, пп. "а" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по обращению с отходами I - IV классов опасности
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- деятельность по обращению с опасными отходами (ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в первоначальной редакции; Положение о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.05.1999 N 556, устанавливающее порядок лицензирования деятельности в процессе которой образуются опасные отходы, а также деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов);
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- деятельность по обращению с опасными отходами (ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в первоначальной редакции; Положение о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.05.1999 N 556, устанавливающее порядок лицензирования деятельности в процессе которой образуются опасные отходы, а также деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов);
Статья: Отходы производства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конкретный перечень работ, составляющих деятельность по обращению с отходами, содержится в Приложении к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения), утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 (далее - Положение о лицензировании).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конкретный перечень работ, составляющих деятельность по обращению с отходами, содержится в Приложении к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения), утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 (далее - Положение о лицензировании).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)37. Собственник земельного участка, на котором несанкционированно размещены ТКО, вправе заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО, предусматривающих ликвидацию такого места, с имеющим лицензию на транспортирование отходов лицом, не являющимся региональным оператором.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)37. Собственник земельного участка, на котором несанкционированно размещены ТКО, вправе заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО, предусматривающих ликвидацию такого места, с имеющим лицензию на транспортирование отходов лицом, не являющимся региональным оператором.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", лицензируемых видов деятельности - положениями Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Согласно положениям, указанным в Законе N 268-ФЗ, необходимость в наличии лицензии на обращение с отходами I - IV классов опасности после 1 марта 2023 г. сохраняется, за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности будет осуществляться не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", лицензируемых видов деятельности - положениями Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Согласно положениям, указанным в Законе N 268-ФЗ, необходимость в наличии лицензии на обращение с отходами I - IV классов опасности после 1 марта 2023 г. сохраняется, за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности будет осуществляться не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения.
Статья: Экономические отношения права собственности на товары, бывшие в употреблении, и отходы
(Зинковский М.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)<10> См., например: Определение Конституционного Суда РФ от 28 апреля 2022 г. N 1104-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Управляющая Компания "КонсьержЪ" на нарушение его конституционных прав ч. 23 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ, ч. 1 и 2 ст. 8 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 1 и 24.6 ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 25.02.2023); решение АС ЯНАО от 15 мая 2020 г. по делу N А81-2121/2020; Постановление 8-го ААС от 21 июля 2020 г. по делу N А81-2121/2020; Постановление АС Западно-Сибирского округа от 26 октября 2020 г. по делу N А81-2121/2020; решение АС ЯНАО от 22 мая 2020 г. по делу N А81-2122/2020; Постановление 8-го ААС от 21 июля 2020 г. по делу N А81-2122/2020; Постановление АС Западно-Сибирского округа от 6 октября 2020 г. по делу N А81-2122/2020; решение АС ЯНАО от 22 апреля 2021 г. по делу N А81-2302/2021; Постановление 8-го ААС от 16 июля 2021 г. по делу N А81-2302/2021; Постановление АС Западно-Сибирского округа от 29 сентября 2021 г. по делу N А81-2302/2021; Определение Верховного Суда РФ от 28 декабря 2021 г. по делу N 304-ЭС21-25313 и другие судебные акты. URL: https://kad.arbitr.ru/.
(Зинковский М.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)<10> См., например: Определение Конституционного Суда РФ от 28 апреля 2022 г. N 1104-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Управляющая Компания "КонсьержЪ" на нарушение его конституционных прав ч. 23 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ, ч. 1 и 2 ст. 8 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 1 и 24.6 ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 25.02.2023); решение АС ЯНАО от 15 мая 2020 г. по делу N А81-2121/2020; Постановление 8-го ААС от 21 июля 2020 г. по делу N А81-2121/2020; Постановление АС Западно-Сибирского округа от 26 октября 2020 г. по делу N А81-2121/2020; решение АС ЯНАО от 22 мая 2020 г. по делу N А81-2122/2020; Постановление 8-го ААС от 21 июля 2020 г. по делу N А81-2122/2020; Постановление АС Западно-Сибирского округа от 6 октября 2020 г. по делу N А81-2122/2020; решение АС ЯНАО от 22 апреля 2021 г. по делу N А81-2302/2021; Постановление 8-го ААС от 16 июля 2021 г. по делу N А81-2302/2021; Постановление АС Западно-Сибирского округа от 29 сентября 2021 г. по делу N А81-2302/2021; Определение Верховного Суда РФ от 28 декабря 2021 г. по делу N 304-ЭС21-25313 и другие судебные акты. URL: https://kad.arbitr.ru/.
Готовое решение: Как вывозятся жидкие бытовые отходы
(КонсультантПлюс, 2025)- вывозить отходы могут организации (в том числе иностранные юрлица), ИП, у которых есть лицензия на данный вид деятельности (если такие отходы не считаются сточными водами по водному законодательству). Жидкие бытовые отходы относятся к IV классу опасности. Это следует из кода видов отходов, 11-й знак в котором обозначает класс опасности. Следовательно, в данном случае необходимо получить лицензию на транспортирование отходов IV класса опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. 8 Перечня, приведенного в Приложении к Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 (далее - Положение о лицензировании), п. 7 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 02.04.2025 N 167, п. 26 Положения о лицензировании);
(КонсультантПлюс, 2025)- вывозить отходы могут организации (в том числе иностранные юрлица), ИП, у которых есть лицензия на данный вид деятельности (если такие отходы не считаются сточными водами по водному законодательству). Жидкие бытовые отходы относятся к IV классу опасности. Это следует из кода видов отходов, 11-й знак в котором обозначает класс опасности. Следовательно, в данном случае необходимо получить лицензию на транспортирование отходов IV класса опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. 8 Перечня, приведенного в Приложении к Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 (далее - Положение о лицензировании), п. 7 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 02.04.2025 N 167, п. 26 Положения о лицензировании);
Вопрос: ООО осуществляет деятельность по изготовлению и сборке металлических корпусов приборов (кондиционеров, вентиляторов), для чего закупает металлические листы. Часть листов, оказавшихся лишними, ООО поставляет другим юрлицам, не меняя их свойства. Подпадает ли под лицензирование реализация юрлицам металлических листов?
(Консультация эксперта, 2025)Согласно п. 1 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 N 980 "О некоторых вопросах лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а также обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения" (далее - Положение), Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и порядок организации и осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов. Положение не распространяется на реализацию лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.
(Консультация эксперта, 2025)Согласно п. 1 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 N 980 "О некоторых вопросах лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а также обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения" (далее - Положение), Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и порядок организации и осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов. Положение не распространяется на реализацию лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.
Готовое решение: В каком порядке вывозится строительный мусор
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами, в т.ч. по транспортированию отходов I - IV классов опасности, установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290.
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами, в т.ч. по транспортированию отходов I - IV классов опасности, установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290.
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)лицензия на транспортировку отходов соответствующих классов опасности, полученная перевозящими их организацией или ИП (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. п. 5 - 8 Перечня, приведенного в Приложении к Положению о лицензировании деятельности по работе с отходами);
(КонсультантПлюс, 2025)лицензия на транспортировку отходов соответствующих классов опасности, полученная перевозящими их организацией или ИП (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. п. 5 - 8 Перечня, приведенного в Приложении к Положению о лицензировании деятельности по работе с отходами);
Статья: Декларации о плате за НВОС: отчитываемся за 2022 год
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 3)Согласно положениям, указанным в Федеральном законе N 268-ФЗ, необходимость в наличии лицензии на обращение с отходами I - IV классов опасности после 1 марта 2023 года сохраняется, за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности будет осуществляться не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения.
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 3)Согласно положениям, указанным в Федеральном законе N 268-ФЗ, необходимость в наличии лицензии на обращение с отходами I - IV классов опасности после 1 марта 2023 года сохраняется, за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности будет осуществляться не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> См.: Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного геологического контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации, утвержденный Минприроды России 23 декабря 2022 г.; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования в области обращения с отходами производства и потребления, утвержденный Минприроды России; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), утвержденный Минприроды России; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, утвержденный Минприроды России; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации в области водных ресурсов, утвержденный Минприроды России 27 ноября 2023 г.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> См.: Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного геологического контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации, утвержденный Минприроды России 23 декабря 2022 г.; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования в области обращения с отходами производства и потребления, утвержденный Минприроды России; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), утвержденный Минприроды России; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, утвержденный Минприроды России; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации в области водных ресурсов, утвержденный Минприроды России 27 ноября 2023 г.
Статья: Совершенствование правового обеспечения лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов по утилизации отходов
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)<7> Утвержденное указанным Постановлением Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности регулирует порядок, сроки и требования лицензирования деятельности в области обращения с отходами.
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)<7> Утвержденное указанным Постановлением Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности регулирует порядок, сроки и требования лицензирования деятельности в области обращения с отходами.