Положение о конкурсе на должность главы
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о конкурсе на должность главы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.03.2024 N 88а-9647/2024 по делу N 2а-553/2023
Категория: Споры с органами власти.
Требования: 1) О признании незаконным бездействия, выразившегося в нерасторжении контракта о прохождении муниципальной службы с главой администрации в связи с достижением им предельного возраста пребывания на замещаемой должности; 2) О возложении обязанности.
Обстоятельства: На дату подачи искового заявления после достижения лицом предельного возраста пребывания на муниципальной службе не достигнуто соглашение о продлении срока полномочий по занимаемой должности и при этом решение о расторжении контракта продолжительное время не принимается.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.Как установлено судом при рассмотрении дела, Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Карачевского района утверждено решением Карачевского районного Совета народных депутатов от 24 ноября 2021 года N 6-216, на должность главы администрации Карачевского района по контракту, заключаемому по результатам конкурса, Ф. назначен распоряжением главы Карачевского района Брянской области от 14 февраля 2022 года N 3.
Категория: Споры с органами власти.
Требования: 1) О признании незаконным бездействия, выразившегося в нерасторжении контракта о прохождении муниципальной службы с главой администрации в связи с достижением им предельного возраста пребывания на замещаемой должности; 2) О возложении обязанности.
Обстоятельства: На дату подачи искового заявления после достижения лицом предельного возраста пребывания на муниципальной службе не достигнуто соглашение о продлении срока полномочий по занимаемой должности и при этом решение о расторжении контракта продолжительное время не принимается.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.Как установлено судом при рассмотрении дела, Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Карачевского района утверждено решением Карачевского районного Совета народных депутатов от 24 ноября 2021 года N 6-216, на должность главы администрации Карачевского района по контракту, заключаемому по результатам конкурса, Ф. назначен распоряжением главы Карачевского района Брянской области от 14 февраля 2022 года N 3.
Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26.02.2024 N 66а-144/2024
Об оставлении без изменения решения Красноярского краевого суда от 25.09.2023 об отказе в признании недействующим решения Мотыгинского поселкового Совета депутатов Мотыгинского района Красноярского края от 17.05.2023 N 06-109 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы поселка Мотыгино".Учитывая изложенное выше, что судом принято решение об отказе в удовлетворении административного иска о признании недействующим решения Мотыгинского поселкового Совета депутатов Мотыгинского района Красноярского края от 17 мая 2023 года N 06-109 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы поселка Мотыгино", не указание в резолютивной части решения о разрешении требования о признании недействующим пункта 4.3.1 Положения не свидетельствует о незаконности принятого решения.
Об оставлении без изменения решения Красноярского краевого суда от 25.09.2023 об отказе в признании недействующим решения Мотыгинского поселкового Совета депутатов Мотыгинского района Красноярского края от 17.05.2023 N 06-109 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы поселка Мотыгино".Учитывая изложенное выше, что судом принято решение об отказе в удовлетворении административного иска о признании недействующим решения Мотыгинского поселкового Совета депутатов Мотыгинского района Красноярского края от 17 мая 2023 года N 06-109 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы поселка Мотыгино", не указание в резолютивной части решения о разрешении требования о признании недействующим пункта 4.3.1 Положения не свидетельствует о незаконности принятого решения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Об установлении конкурсных требований к кандидатам для избрания на должность главы муниципального образования
(Шастина А.Р.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2019, N 3)<6> См.: О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса: решение Арзамасской городской Думы Нижегородской области от 25 ноября 2016 г. N 95 (с изм. от 22.11.2017). Ст. 4.4 // Арзамасские новости. 2016. 29 ноября; Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Южноуральского городского округа Челябинской области: решение Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 29 августа 2017 г. N 279 // Официальный Южноуральск. 2017. 1 сентября.
(Шастина А.Р.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2019, N 3)<6> См.: О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса: решение Арзамасской городской Думы Нижегородской области от 25 ноября 2016 г. N 95 (с изм. от 22.11.2017). Ст. 4.4 // Арзамасские новости. 2016. 29 ноября; Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Южноуральского городского округа Челябинской области: решение Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 29 августа 2017 г. N 279 // Официальный Южноуральск. 2017. 1 сентября.
Статья: Современная парадигма согласования должностных лиц местного самоуправления с органами государственной власти
(Колесников А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)Пределы участия государства в организации муниципального управления установлены Конституционным Судом РФ в Постановлении от 1 декабря 2015 г. N 30-П <18>. Оно ограничено определенными сферами взаимодействия, которые выявляются "в процессе реализации возложенных на них функций и задач". Эти контактные области очень многочисленны. Исследования В.М. Манохина показывают, что "при сравнении предмета общегосударственного регулирования и предмета ведения местного самоуправления обнаруживается, что последний не содержит лишь вопросов участия в сфере внешних сношений и в сфере организации и деятельности вооруженных формирований. Таким образом, большая часть вопросов... идентична полномочиям органов государственной власти в плане их материального содержания. Разумеется, различны масштабы, объемы содержания полномочий..." <19>. Интеграция органов местного самоуправления в управление публичными функциями постоянно увеличивается, а сферы взаимодействия переплетаются еще больше. Это означает, что участие государства будет постепенно распространяться на процесс назначения руководителей всех структурных подразделений администрации. Это не соответствует п. 1 ст. 7 Европейской хартии местного самоуправления <20>, устанавливающему международный принцип самостоятельного определения муниципалитетом своих собственных административных структур и возможности набирать компетентный персонал. Поэтому мотивация, основанная на сферах взаимодействия, сомнительна. Иное будет означать недейственность ст. 12 Конституции РФ. Государство по своей природе и в силу своего главенствующего положения просто не может осуществлять пассивное (не решающее) участие в назначении должностных лиц. Норма Федерального закона "Об образовании", формально соответствуя ч. 1.1 ст. 131 Конституции РФ, противоречит закрытому перечню государственного участия, закрепленному ч. 4 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ, которая не предоставляет государственным органам право согласования должностных лиц местного самоуправления. В случае такого противоречия, согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 131-ФЗ, применяются Конституция РФ и специальный Федеральный закон N 131-ФЗ, но, поскольку Конституция РФ имеет большую юридическую силу, законодатель руководствуется ее положениями. Выявляется интересная правовая коллизия. Федеральный закон N 131-ФЗ генерирует правила участия органов государственной власти в конкурсных процедурах замещения должности главы муниципального образования и главы администрации, а отраслевое законодательство, игнорируя и обходя (с помощью Конституции РФ) положения ч. 4 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ, создает условия государственного примата в процессе замещения муниципальных должностных лиц, руководящих внутренними структурными подразделениями. Это свидетельствует о том, что само государство определяет сразу систему и структуру органов местного самоуправления, что не соответствует сущности ст. 12 и ч. 1 ст. 131 Конституции РФ в их системном единстве.
(Колесников А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)Пределы участия государства в организации муниципального управления установлены Конституционным Судом РФ в Постановлении от 1 декабря 2015 г. N 30-П <18>. Оно ограничено определенными сферами взаимодействия, которые выявляются "в процессе реализации возложенных на них функций и задач". Эти контактные области очень многочисленны. Исследования В.М. Манохина показывают, что "при сравнении предмета общегосударственного регулирования и предмета ведения местного самоуправления обнаруживается, что последний не содержит лишь вопросов участия в сфере внешних сношений и в сфере организации и деятельности вооруженных формирований. Таким образом, большая часть вопросов... идентична полномочиям органов государственной власти в плане их материального содержания. Разумеется, различны масштабы, объемы содержания полномочий..." <19>. Интеграция органов местного самоуправления в управление публичными функциями постоянно увеличивается, а сферы взаимодействия переплетаются еще больше. Это означает, что участие государства будет постепенно распространяться на процесс назначения руководителей всех структурных подразделений администрации. Это не соответствует п. 1 ст. 7 Европейской хартии местного самоуправления <20>, устанавливающему международный принцип самостоятельного определения муниципалитетом своих собственных административных структур и возможности набирать компетентный персонал. Поэтому мотивация, основанная на сферах взаимодействия, сомнительна. Иное будет означать недейственность ст. 12 Конституции РФ. Государство по своей природе и в силу своего главенствующего положения просто не может осуществлять пассивное (не решающее) участие в назначении должностных лиц. Норма Федерального закона "Об образовании", формально соответствуя ч. 1.1 ст. 131 Конституции РФ, противоречит закрытому перечню государственного участия, закрепленному ч. 4 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ, которая не предоставляет государственным органам право согласования должностных лиц местного самоуправления. В случае такого противоречия, согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 131-ФЗ, применяются Конституция РФ и специальный Федеральный закон N 131-ФЗ, но, поскольку Конституция РФ имеет большую юридическую силу, законодатель руководствуется ее положениями. Выявляется интересная правовая коллизия. Федеральный закон N 131-ФЗ генерирует правила участия органов государственной власти в конкурсных процедурах замещения должности главы муниципального образования и главы администрации, а отраслевое законодательство, игнорируя и обходя (с помощью Конституции РФ) положения ч. 4 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ, создает условия государственного примата в процессе замещения муниципальных должностных лиц, руководящих внутренними структурными подразделениями. Это свидетельствует о том, что само государство определяет сразу систему и структуру органов местного самоуправления, что не соответствует сущности ст. 12 и ч. 1 ст. 131 Конституции РФ в их системном единстве.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2018 год"Оспоренными положениями, в частности, определено, что порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования и что условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.
Решение Конституционного Суда РФ от 25.10.2018
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2018 года"Оспоренными положениями, в частности, определено, что порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования и что условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2018 года"Оспоренными положениями, в частности, определено, что порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования и что условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.