Положение 223-фз изменения 2019
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение 223-фз изменения 2019 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 N 05АП-2221/2020 по делу N А59-2213/2019
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 N 05АП-2221/2020 по делу N А59-2213/2019
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Конкурс по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Принимая во внимание, что условие... ставит в преимущественное положение участников закупки, имеющих опыт работы с государственными и муниципальными заказчиками, перед участниками, не имеющими такого опыта; наличие такого опыта не может гарантировать надлежащего оказания услуг по уборке помещений и прилегающей территории объектов университета, суды обоснованно поддержали вывод антимонопольного органа о нарушении им при формировании конкурсной документации принципов, закрепленных в... Законе N 223-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Принимая во внимание, что условие... ставит в преимущественное положение участников закупки, имеющих опыт работы с государственными и муниципальными заказчиками, перед участниками, не имеющими такого опыта; наличие такого опыта не может гарантировать надлежащего оказания услуг по уборке помещений и прилегающей территории объектов университета, суды обоснованно поддержали вывод антимонопольного органа о нарушении им при формировании конкурсной документации принципов, закрепленных в... Законе N 223-ФЗ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Последние изменения: Закупки у СМСП по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Не позднее 1 января 2019 г. надо утвердить и разместить в ЕИС положение о закупке, учитывающее изменения, внесенные в Закон N 223-ФЗ Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ. Закупки, начатые до размещения в ЕИС измененного положения, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения извещения об осуществлении соответствующей закупки (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Не позднее 1 января 2019 г. надо утвердить и разместить в ЕИС положение о закупке, учитывающее изменения, внесенные в Закон N 223-ФЗ Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ. Закупки, начатые до размещения в ЕИС измененного положения, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения извещения об осуществлении соответствующей закупки (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ).
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Заключение договора по Закону N 223-ФЗ.
Можно ли изменить проект договора после выбора победителя по итогам закупки по Закону N 223-ФЗ, но до заключения договора
(КонсультантПлюс, 2025) ФАС России может признать неправомерным включение в документацию положения о том, что по соглашению сторон можно изменить наименование, количество товаров, объем работ, услуг при заключении договора или в ходе его исполнения. См., например, Решения от 10.04.2019 N 223ФЗ-404/19, от 12.10.2020 N 223ФЗ-800/20.
Можно ли изменить проект договора после выбора победителя по итогам закупки по Закону N 223-ФЗ, но до заключения договора
(КонсультантПлюс, 2025) ФАС России может признать неправомерным включение в документацию положения о том, что по соглашению сторон можно изменить наименование, количество товаров, объем работ, услуг при заключении договора или в ходе его исполнения. См., например, Решения от 10.04.2019 N 223ФЗ-404/19, от 12.10.2020 N 223ФЗ-800/20.
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)12.1. До 1 октября 2019 года бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 4, подпунктом "а" пункта 5 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в 2019 году.
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)12.1. До 1 октября 2019 года бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 4, подпунктом "а" пункта 5 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в 2019 году.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 02.07.2019 N АПЛ19-216
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 02.04.2019 N АКПИ19-4, которым было отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими абзацев пятого, восьмого и десятого информационного письма Министерства финансов Российской Федерации от 28 августа 2018 г. N 24-03-07/61247 "По вопросу изменения цены контрактов после повышения ставки налога на добавленную стоимость">В административном исковом заявлении указано, что Общество является подрядчиком по договору N 65-БЗС на выполнение работ по строительству головного универсального атомного ледокола проекта 22220 от 23 августа 2012 г. и по государственному контракту N 169/Д-469-2014 на выполнение работ по строительству первого и второго серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220 от 27 мая 2014 г. По мнению административного истца, Письмо в оспариваемой части запрещает увеличивать за счет государственного заказчика ставку НДС с 2019 г., ставит в неравное положение исполнителей государственных контрактов, поражая их в правах, по сравнению с участниками гражданского оборота, исполнителями договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", исполнителями государственного оборонного заказа. Запрещая изменять цену государственных контрактов в связи с повышением НДС в 2019 г., Минфин России заставляет поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по Закону о контрактной системе соразмерно уменьшать эквивалентный размер оплаты за выполненные работы, поставленную продукцию, оказанные услуги. Тем самым нарушаются права административного истца.
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 02.04.2019 N АКПИ19-4, которым было отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими абзацев пятого, восьмого и десятого информационного письма Министерства финансов Российской Федерации от 28 августа 2018 г. N 24-03-07/61247 "По вопросу изменения цены контрактов после повышения ставки налога на добавленную стоимость">В административном исковом заявлении указано, что Общество является подрядчиком по договору N 65-БЗС на выполнение работ по строительству головного универсального атомного ледокола проекта 22220 от 23 августа 2012 г. и по государственному контракту N 169/Д-469-2014 на выполнение работ по строительству первого и второго серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220 от 27 мая 2014 г. По мнению административного истца, Письмо в оспариваемой части запрещает увеличивать за счет государственного заказчика ставку НДС с 2019 г., ставит в неравное положение исполнителей государственных контрактов, поражая их в правах, по сравнению с участниками гражданского оборота, исполнителями договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", исполнителями государственного оборонного заказа. Запрещая изменять цену государственных контрактов в связи с повышением НДС в 2019 г., Минфин России заставляет поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по Закону о контрактной системе соразмерно уменьшать эквивалентный размер оплаты за выполненные работы, поставленную продукцию, оказанные услуги. Тем самым нарушаются права административного истца.
Статья: Проблемные вопросы разработки положения о закупках на примере заказчиков Забайкальского края
(Гладких О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Вопросы, связанные с разработкой Положения о закупке, которое одновременно удовлетворяло бы интересы заказчика и соответствовало бы требованиям действующего законодательства, нашли отражение в публикациях представителей профессионального сообщества <3> и руководителей органов государственной власти <4>, которые оказались вовлеченными в этот процесс, так как под сферу регулирования Закона N 223-ФЗ подпали подведомственные бюджетные учреждения в части закупок за счет внебюджетных средств, а также автономные учреждения и унитарные предприятия.
(Гладких О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Вопросы, связанные с разработкой Положения о закупке, которое одновременно удовлетворяло бы интересы заказчика и соответствовало бы требованиям действующего законодательства, нашли отражение в публикациях представителей профессионального сообщества <3> и руководителей органов государственной власти <4>, которые оказались вовлеченными в этот процесс, так как под сферу регулирования Закона N 223-ФЗ подпали подведомственные бюджетные учреждения в части закупок за счет внебюджетных средств, а также автономные учреждения и унитарные предприятия.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)При проведении закупок безусловным приоритетом является обеспечение безопасности при осуществлении организациями атомной отрасли деятельности в области использования атомной энергии (ч. 6 ст. 1.2 Положения о закупке) Согласно п. 6 извещения оборудование по предмету запроса котировок предназначено для АО "...". Следовательно, организатором торгов неправомерно не применен п. 2 ПП 925, что противоречит п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона 223-ФЗ <2>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)При проведении закупок безусловным приоритетом является обеспечение безопасности при осуществлении организациями атомной отрасли деятельности в области использования атомной энергии (ч. 6 ст. 1.2 Положения о закупке) Согласно п. 6 извещения оборудование по предмету запроса котировок предназначено для АО "...". Следовательно, организатором торгов неправомерно не применен п. 2 ПП 925, что противоречит п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона 223-ФЗ <2>.
Статья: Антиконкурентные действия заказчиков при закупках
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 3)Суды поддержали контролеров (см., например, Постановление АС ВСО от 06.06.2022 N Ф02-2371/2022 по делу N А33-10536/2021). В числе прочего они опровергли довод заказчика о том, что договоры, заключенные с единственным поставщиком до вступления в силу Закона N 223-ФЗ, не могут регулироваться данным Законом. Положение о закупке, позволяющее заказчику привлекать контрагента без проведения публичных закупочных процедур путем пролонгации договоров на оказание процессинговых услуг, утверждено в 2019 году и изменено в 2021-м. В документе учтены спорные ситуации.
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 3)Суды поддержали контролеров (см., например, Постановление АС ВСО от 06.06.2022 N Ф02-2371/2022 по делу N А33-10536/2021). В числе прочего они опровергли довод заказчика о том, что договоры, заключенные с единственным поставщиком до вступления в силу Закона N 223-ФЗ, не могут регулироваться данным Законом. Положение о закупке, позволяющее заказчику привлекать контрагента без проведения публичных закупочных процедур путем пролонгации договоров на оказание процессинговых услуг, утверждено в 2019 году и изменено в 2021-м. В документе учтены спорные ситуации.
Статья: Динамика договора в корпоративных закупках
(Джафаров Ш.М.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 12)В ситуации очередного витка санкционного давления и роста инфляции Минфин России вовремя напомнил о возможности внесения заказчиком изменений в уже заключенный по Федеральному закону N 223-ФЗ договор. Информационным письмом от 11 апреля 2022 г. N 24-07-08/30988 <14>, отражающим лояльную позицию Минфина России к указанному вопросу, разъяснено, что заказчик вправе изменить положение о закупках, если им запрещается изменять условия договора. Также стороны договора вправе изменить его условия по соглашению, если это не противоречит положению о закупках и к этому имеется существенное изменение обстоятельств.
(Джафаров Ш.М.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 12)В ситуации очередного витка санкционного давления и роста инфляции Минфин России вовремя напомнил о возможности внесения заказчиком изменений в уже заключенный по Федеральному закону N 223-ФЗ договор. Информационным письмом от 11 апреля 2022 г. N 24-07-08/30988 <14>, отражающим лояльную позицию Минфина России к указанному вопросу, разъяснено, что заказчик вправе изменить положение о закупках, если им запрещается изменять условия договора. Также стороны договора вправе изменить его условия по соглашению, если это не противоречит положению о закупках и к этому имеется существенное изменение обстоятельств.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)332. Распоряжение Правительства РФ от 12 июля 2018 г. N 1447-р "Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ".
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)332. Распоряжение Правительства РФ от 12 июля 2018 г. N 1447-р "Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ".
Вопрос: При осуществлении в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 закупки радиоэлектронной продукции какие документы заказчик должен потребовать от участников закупки в подтверждение того, что предлагаемая ими радиоэлектронная продукция включена в реестр российской радиоэлектронной продукции?
("Вестник Института госзакупок", 2020, N 12)При осуществлении закупки по Закону N 223-ФЗ заказчик самостоятельно в соответствии с положением о закупке может установить в документации о закупке в качестве требования к содержанию заявки требование о предоставлении участником номера реестровой записи. В случае же, если заказчик такое требование не установит, то участник в соответствии с Постановлением N 925 должен будет предоставить только сведения о стране происхождения товара, а нахождение товара в реестре заказчик определит самостоятельно без учета данных о реестровом номере.
("Вестник Института госзакупок", 2020, N 12)При осуществлении закупки по Закону N 223-ФЗ заказчик самостоятельно в соответствии с положением о закупке может установить в документации о закупке в качестве требования к содержанию заявки требование о предоставлении участником номера реестровой записи. В случае же, если заказчик такое требование не установит, то участник в соответствии с Постановлением N 925 должен будет предоставить только сведения о стране происхождения товара, а нахождение товара в реестре заказчик определит самостоятельно без учета данных о реестровом номере.
Готовое решение: Как действовать заказчику при закупках по Закону N 223-ФЗ в условиях коронавирусной инфекции (COVID-19) до 1 июля 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)2. Как в условиях пандемии заказчику исполнять, изменять или расторгать договор
(КонсультантПлюс, 2022)2. Как в условиях пандемии заказчику исполнять, изменять или расторгать договор
Статья: Особенности реализации государственной политики по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках системы закупок: вопросы теории и практики
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Равно как и госзаказчики, заказчики по Закону N 223-ФЗ обязаны составлять и размещать отчет о закупках у СМСП в ЕИС. От выполнения такой обязанности освобождены лишь те заказчики, которые сами являются СМСП. При этом неисполнение такой обязанности либо ее исполнение с нарушением (по сроку или по достоверности) не предполагает привлечения к административной ответственности, а влечет необходимость применения заказчиком положений Закона N 44-ФЗ, которые существенно ограничивают объем его "закупочной" свободы.
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Равно как и госзаказчики, заказчики по Закону N 223-ФЗ обязаны составлять и размещать отчет о закупках у СМСП в ЕИС. От выполнения такой обязанности освобождены лишь те заказчики, которые сами являются СМСП. При этом неисполнение такой обязанности либо ее исполнение с нарушением (по сроку или по достоверности) не предполагает привлечения к административной ответственности, а влечет необходимость применения заказчиком положений Закона N 44-ФЗ, которые существенно ограничивают объем его "закупочной" свободы.