Полномочия уполномоченного органа в деле о банкротстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия уполномоченного органа в деле о банкротстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 48 "Процессуальное правопреемство" АПК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогового органа неправомерной, инспекция реорганизована путем присоединения к Управлению ФНС России. Органом, уполномоченным представлять интересы РФ как кредитора в деле о банкротстве, является ФНС России, которая осуществляет свои полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогового органа неправомерной, инспекция реорганизована путем присоединения к Управлению ФНС России. Органом, уполномоченным представлять интересы РФ как кредитора в деле о банкротстве, является ФНС России, которая осуществляет свои полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.
Позиция ВС РФ: Заявление о признании незаконными решений (действий, бездействия) уполномоченного органа, принятых (совершенных) им в рамках представления интересов РФ в деле о банкротстве, суд оставляет без рассмотрения, если возникающие в связи с реализацией данных полномочий споры должны разрешаться в деле о банкротстве
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства
Применимые нормы: п. 4 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, п. 4 ст. 15, п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗСуд оставляет без рассмотрения поданное в порядке гл. 24 АПК РФ заявление о признании незаконными решений (действий, бездействия) уполномоченного органа, принятых (совершенных) в рамках реализации его полномочий по представлению интересов РФ в деле о банкротстве (применяемых в нем процедурах), если возникающие в связи с реализацией данных полномочий споры подлежат разрешению в деле о банкротстве.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства
Применимые нормы: п. 4 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, п. 4 ст. 15, п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗСуд оставляет без рассмотрения поданное в порядке гл. 24 АПК РФ заявление о признании незаконными решений (действий, бездействия) уполномоченного органа, принятых (совершенных) в рамках реализации его полномочий по представлению интересов РФ в деле о банкротстве (применяемых в нем процедурах), если возникающие в связи с реализацией данных полномочий споры подлежат разрешению в деле о банкротстве.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)такими понятиями, как финансы государственных и муниципальных предприятий и учреждений, основными принципами финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, особенностями организации осуществления деятельности рассматриваемых субъектов; понятиями бухгалтерского учета и аудита, международных, федеральных и отраслевых стандартов финансовой отчетности, понятием учетной политики организации; понятием форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, понятием особых экономических зон, примерами государственного регулирования инвестиционной деятельности; представлениями о статусе, функциях и полномочиях уполномоченных органов в делах о банкротстве.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)такими понятиями, как финансы государственных и муниципальных предприятий и учреждений, основными принципами финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, особенностями организации осуществления деятельности рассматриваемых субъектов; понятиями бухгалтерского учета и аудита, международных, федеральных и отраслевых стандартов финансовой отчетности, понятием учетной политики организации; понятием форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, понятием особых экономических зон, примерами государственного регулирования инвестиционной деятельности; представлениями о статусе, функциях и полномочиях уполномоченных органов в делах о банкротстве.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)- исполнение полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а также органа, уполномоченного обеспечивать защиту интересов Российской Федерации при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций;
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)- исполнение полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а также органа, уполномоченного обеспечивать защиту интересов Российской Федерации при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций;
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/663@
(ред. от 31.03.2016)
"Об утверждении Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России"МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 31.03.2016)
"Об утверждении Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России"МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
(ред. от 26.12.2018)В другом деле суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, которым удовлетворено заявление о признании незаконными действий территориального органа ФНС России по направлению временному управляющему требования о созыве собрания кредиторов по мотиву нарушения уполномоченным органом положений приказа ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/663@ "Об утверждении Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
(ред. от 26.12.2018)В другом деле суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, которым удовлетворено заявление о признании незаконными действий территориального органа ФНС России по направлению временному управляющему требования о созыве собрания кредиторов по мотиву нарушения уполномоченным органом положений приказа ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/663@ "Об утверждении Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России".
Статья: Субсидиарная ответственность и взыскание убытков. Различия в доказывании с учетом применимых презумпций
(Орлов Е.К.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 4)Более того, Законом о банкротстве кредиторам после удовлетворения иска о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности предоставлено полномочие выбрать способ распоряжения требованием к контролирующему лицу в виде уступки кредитору части этого требования в размере требования кредитора (подп. 3 п. 2 ст. 61.17 Закона о банкротстве). Заявив прямой иск к руководителю должника о возмещении причиненного вреда вне рамок дела о банкротстве, уполномоченный орган фактически выбрал способ распоряжения частью принадлежащего ему требования.
(Орлов Е.К.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 4)Более того, Законом о банкротстве кредиторам после удовлетворения иска о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности предоставлено полномочие выбрать способ распоряжения требованием к контролирующему лицу в виде уступки кредитору части этого требования в размере требования кредитора (подп. 3 п. 2 ст. 61.17 Закона о банкротстве). Заявив прямой иск к руководителю должника о возмещении причиненного вреда вне рамок дела о банкротстве, уполномоченный орган фактически выбрал способ распоряжения частью принадлежащего ему требования.
Вопрос: На возмещение каких расходов имеет право арбитражный управляющий?
(Консультация эксперта, 2025)Финансовый управляющий вправе привлекать за счет имущества должника других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий только на основании определения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина. Для привлечения сторонних специалистов финансовый управляющий обязан доказать такую необходимость, также требуется согласие гражданина, в отношении которого было возбуждено дело о банкротстве. Указанные расходы могут быть также оплачены за счет конкурсных кредиторов или уполномоченного органа (п. 6 ст. 213.9 Закона N 127-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Финансовый управляющий вправе привлекать за счет имущества должника других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий только на основании определения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина. Для привлечения сторонних специалистов финансовый управляющий обязан доказать такую необходимость, также требуется согласие гражданина, в отношении которого было возбуждено дело о банкротстве. Указанные расходы могут быть также оплачены за счет конкурсных кредиторов или уполномоченного органа (п. 6 ст. 213.9 Закона N 127-ФЗ).
Статья: Субсидиарная ответственность - размер имеет значение
(Некрасов А.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Приведенные цифры подтверждают уверенность юристов, которые считают, что дел о банкротстве юридических лиц меньше не будет, а споры по вопросу о привлечении к субсидиарной ответственности станут еще актуальнее и ожесточеннее. Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) является системным участником дел о банкротстве юридических лиц. Так, по данным Федресурса, налоговые органы инициировали 14,3 процента дел о банкротстве юридических лиц <2>. Роль ФНС России в делах о банкротстве не ограничивается только подачей заявления о возбуждении дел о несостоятельности (банкротстве) юридического лица при наличии задолженности перед бюджетом свыше 300 000 рублей. Представляется, что более важными являются иные полномочия налоговых органов как участников банкротных процедур, которые и будут рассмотрены в рамках настоящей статьи.
(Некрасов А.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Приведенные цифры подтверждают уверенность юристов, которые считают, что дел о банкротстве юридических лиц меньше не будет, а споры по вопросу о привлечении к субсидиарной ответственности станут еще актуальнее и ожесточеннее. Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) является системным участником дел о банкротстве юридических лиц. Так, по данным Федресурса, налоговые органы инициировали 14,3 процента дел о банкротстве юридических лиц <2>. Роль ФНС России в делах о банкротстве не ограничивается только подачей заявления о возбуждении дел о несостоятельности (банкротстве) юридического лица при наличии задолженности перед бюджетом свыше 300 000 рублей. Представляется, что более важными являются иные полномочия налоговых органов как участников банкротных процедур, которые и будут рассмотрены в рамках настоящей статьи.
Статья: Особенности участия нотариуса при банкротстве наследственной массы и банкротстве наследника
(Андропова Т.В.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 10)Закон о банкротстве предусматривает, что смерть гражданина-должника, а также объявление его умершим не являются основанием для прекращения производства по делу о банкротстве, если оно было возбуждено при жизни должника. Однако процедура банкротства может быть возбуждена и после смерти должника. Таким образом, согласно статье 223.1 Закона о банкротстве банкротство наследственной массы может быть осуществлено в двух формах: продолжение уже начатой при жизни должника процедуры банкротства в случае смерти должника (в таком случае арбитражный суд выносит определение о дальнейшем рассмотрении дела) либо в форме дела о банкротстве, которое возбуждается уже после фактической или юридической (объявление умершим) смерти должника конкурсным кредитором, уполномоченным органом, наследниками гражданина и нотариусом.
(Андропова Т.В.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 10)Закон о банкротстве предусматривает, что смерть гражданина-должника, а также объявление его умершим не являются основанием для прекращения производства по делу о банкротстве, если оно было возбуждено при жизни должника. Однако процедура банкротства может быть возбуждена и после смерти должника. Таким образом, согласно статье 223.1 Закона о банкротстве банкротство наследственной массы может быть осуществлено в двух формах: продолжение уже начатой при жизни должника процедуры банкротства в случае смерти должника (в таком случае арбитражный суд выносит определение о дальнейшем рассмотрении дела) либо в форме дела о банкротстве, которое возбуждается уже после фактической или юридической (объявление умершим) смерти должника конкурсным кредитором, уполномоченным органом, наследниками гражданина и нотариусом.
"Механизмы банкротства и их роль в обеспечении благосостояния человека: монография"
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2022)В попытке найти верный способ правового регулирования процессов несостоятельности должника законодатель по-прежнему оставляет без внимания факторы, как внутренние, так и внешние, повлиявшие в конечном результате на его статус банкрота. Стоит отметить, что внутренние факторы, порожденные субъектом предпринимательской деятельности и его социально-экономическим окружением (правовая культура, правовое сознание, нигилизм или стремление к номологическим ценностям, например), подлежат дискуссии и теоретической оценке только на доктринальном поле. Часть внешних факторов так или иначе имплицитно затрагиваются в судебной практике, пытающейся "подсветить" законодателю проблемные места для обсуждения и надлежащего регулирования. Российское позитивное право между тем не оставило совсем без внимания анализ сделок несостоятельного юридического лица, рассмотрение которых направлено на объективизацию формальных критериев экономического упадка должника, определение размера такого падения в рублевом эквиваленте и фиксацию субъекта управленческой деятельности, юридически ответственного за негативные последствия для управляемого им лица. Законопроектом N 1172553-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <16> (далее - законопроект N 1172553-7), предложенным Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития) в рамках реформы законодательства о банкротстве, рассматривается расширение правомочий налоговых органов, являющихся уполномоченными органами в делах о банкротстве, или иным федеральным органом исполнительной власти, выбранным Правительством Российской Федерации. Данный орган должен будет перенять на себя императивные полномочия арбитражного управляющего по составлению заключения о выявлении наличия (отсутствия) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства в отношении должников - юридических лиц, обладающих следующими признаками: 1) наличие бремени обязательных платежей более 100 миллионов рублей; 2) наличие у отдельных категорий должников, указанных Законом о банкротстве, статуса стратегического предприятия; 3) наличие у акционерных обществ, чей размер уставного капитала более чем на 25% принадлежит государству либо его субъекту; 4) наличие у организаций публично-правовых элементов у ГУП и МУП <17>.
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2022)В попытке найти верный способ правового регулирования процессов несостоятельности должника законодатель по-прежнему оставляет без внимания факторы, как внутренние, так и внешние, повлиявшие в конечном результате на его статус банкрота. Стоит отметить, что внутренние факторы, порожденные субъектом предпринимательской деятельности и его социально-экономическим окружением (правовая культура, правовое сознание, нигилизм или стремление к номологическим ценностям, например), подлежат дискуссии и теоретической оценке только на доктринальном поле. Часть внешних факторов так или иначе имплицитно затрагиваются в судебной практике, пытающейся "подсветить" законодателю проблемные места для обсуждения и надлежащего регулирования. Российское позитивное право между тем не оставило совсем без внимания анализ сделок несостоятельного юридического лица, рассмотрение которых направлено на объективизацию формальных критериев экономического упадка должника, определение размера такого падения в рублевом эквиваленте и фиксацию субъекта управленческой деятельности, юридически ответственного за негативные последствия для управляемого им лица. Законопроектом N 1172553-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <16> (далее - законопроект N 1172553-7), предложенным Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития) в рамках реформы законодательства о банкротстве, рассматривается расширение правомочий налоговых органов, являющихся уполномоченными органами в делах о банкротстве, или иным федеральным органом исполнительной власти, выбранным Правительством Российской Федерации. Данный орган должен будет перенять на себя императивные полномочия арбитражного управляющего по составлению заключения о выявлении наличия (отсутствия) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства в отношении должников - юридических лиц, обладающих следующими признаками: 1) наличие бремени обязательных платежей более 100 миллионов рублей; 2) наличие у отдельных категорий должников, указанных Законом о банкротстве, статуса стратегического предприятия; 3) наличие у акционерных обществ, чей размер уставного капитала более чем на 25% принадлежит государству либо его субъекту; 4) наличие у организаций публично-правовых элементов у ГУП и МУП <17>.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Буквальное толкование действующего законодательства (отдельных статей ГК РФ и Закона о банкротстве) позволяет сделать вывод о возможности развития конкурсного процесса при участии только лишь единственного конкурсного кредитора или уполномоченного органа. Согласно п. 6 ст. 61 ГК РФ, п. 3 ст. 65 ГК РФ ликвидация несостоятельных юридических лиц, признанных таковыми арбитражным судом, возможна исключительно в конкурсном производстве. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 12 Закона о банкротстве, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Буквальное толкование действующего законодательства (отдельных статей ГК РФ и Закона о банкротстве) позволяет сделать вывод о возможности развития конкурсного процесса при участии только лишь единственного конкурсного кредитора или уполномоченного органа. Согласно п. 6 ст. 61 ГК РФ, п. 3 ст. 65 ГК РФ ликвидация несостоятельных юридических лиц, признанных таковыми арбитражным судом, возможна исключительно в конкурсном производстве. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 12 Закона о банкротстве, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.
Статья: Сфера применения норм о представительстве: реальность и перспективы
(Каримов Д.А.)
("Закон", 2023, N 12)В российской судебной практике немало случаев применения к полномочиям представителя в суде положения п. 1 ст. 183 ГК РФ <24>. Например, в п. 5 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года, рассматривается случай, когда от имени государства исковое заявление подано не уполномоченным на это государственным органом. ВС РФ указал, что "[в] случае когда предъявление заявления (требования) не одобрено уполномоченным органом применительно к пункту 1 статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации, соответствующее заявление (требование) подлежит оставлению судом без рассмотрения на основании пункта 7 части 1 статьи 148 АПК РФ".
(Каримов Д.А.)
("Закон", 2023, N 12)В российской судебной практике немало случаев применения к полномочиям представителя в суде положения п. 1 ст. 183 ГК РФ <24>. Например, в п. 5 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года, рассматривается случай, когда от имени государства исковое заявление подано не уполномоченным на это государственным органом. ВС РФ указал, что "[в] случае когда предъявление заявления (требования) не одобрено уполномоченным органом применительно к пункту 1 статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации, соответствующее заявление (требование) подлежит оставлению судом без рассмотрения на основании пункта 7 части 1 статьи 148 АПК РФ".
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)- властно-управленческих полномочий арбитражных судов в делах о банкротстве;
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)- властно-управленческих полномочий арбитражных судов в делах о банкротстве;