Полномочия профсоюзов
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия профсоюзов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Отказ от отраслевого соглашения
(КонсультантПлюс, 2025)Отказ от присоединения к отраслевому соглашению не считается законным, если работодатель из-за отсутствия органа первичной профсоюзной организации приложил к отказу протокол консультаций с советом трудового коллектива, избранным не тайным голосованием и не обладающим в полной мере полномочиями профсоюзной организации
(КонсультантПлюс, 2025)Отказ от присоединения к отраслевому соглашению не считается законным, если работодатель из-за отсутствия органа первичной профсоюзной организации приложил к отказу протокол консультаций с советом трудового коллектива, избранным не тайным голосованием и не обладающим в полной мере полномочиями профсоюзной организации
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. ПрофсоюзПРАВА ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Готовое решение: Какие особенности есть при увольнении членов профсоюза по инициативе работодателя
(КонсультантПлюс, 2025)После окончания срока полномочий в профсоюзе вы должны предоставить ему прежнюю работу (должность) либо другую равноценную работу (при наличии). Во втором случае необходимо получить письменное согласие работника (ч. 1 ст. 375 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)После окончания срока полномочий в профсоюзе вы должны предоставить ему прежнюю работу (должность) либо другую равноценную работу (при наличии). Во втором случае необходимо получить письменное согласие работника (ч. 1 ст. 375 ТК РФ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ
(ред. от 21.12.2021)
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"Глава II. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ
(ред. от 21.12.2021)
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"Глава II. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Глава 58. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
(ред. от 29.09.2025)Глава 58. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
Статья: Влияние институтов гражданского общества на фискальную политику государства
(Нагайцев В.В., Пустовалова Е.В., Савченко М.С., Петренко Е.Г., Гончаров В.В.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 3)Во-вторых, значительной проблемой выступает то обстоятельство, что российское законодательство в части возможности организации и осуществления контроля населения за аппаратом публичной власти (и иными субъектами, наделенными правом реализации отдельных публичных полномочий) детально регламентировало лишь институт общественного контроля. В то же время федеральные законы, посвященные иным институтам гражданского общества, закрепили минимальные права субъектов гражданского общества по контролю за вышеназванными объектами. Решение данной проблемы видится в системном расширении полномочий субъектов гражданского общества по контролю за органами публичной власти и иными субъектами, наделенными правом реализации отдельных публичных полномочий. В частности, необходимо расширить указанные полномочия профессиональных союзов, общественных и религиозных организаций и т.д.
(Нагайцев В.В., Пустовалова Е.В., Савченко М.С., Петренко Е.Г., Гончаров В.В.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 3)Во-вторых, значительной проблемой выступает то обстоятельство, что российское законодательство в части возможности организации и осуществления контроля населения за аппаратом публичной власти (и иными субъектами, наделенными правом реализации отдельных публичных полномочий) детально регламентировало лишь институт общественного контроля. В то же время федеральные законы, посвященные иным институтам гражданского общества, закрепили минимальные права субъектов гражданского общества по контролю за вышеназванными объектами. Решение данной проблемы видится в системном расширении полномочий субъектов гражданского общества по контролю за органами публичной власти и иными субъектами, наделенными правом реализации отдельных публичных полномочий. В частности, необходимо расширить указанные полномочия профессиональных союзов, общественных и религиозных организаций и т.д.
Готовое решение: Какие есть особенности увольнения работника в связи с переходом на выборную работу (должность)
(КонсультантПлюс, 2025)Например, это основание увольнения применяется к работнику, когда он освобождается от работы в связи с избранием на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации. При этом учтите, что после окончания срока полномочий в профсоюзном органе ему нужно предоставить прежнюю работу (должность). Если ее нет, с письменного согласия работника следует предоставить другую равноценную работу (должность), имеющуюся у вас (ч. 1 ст. 375 ТК РФ, п. 1 ст. 26 Закона о профсоюзах).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, это основание увольнения применяется к работнику, когда он освобождается от работы в связи с избранием на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации. При этом учтите, что после окончания срока полномочий в профсоюзном органе ему нужно предоставить прежнюю работу (должность). Если ее нет, с письменного согласия работника следует предоставить другую равноценную работу (должность), имеющуюся у вас (ч. 1 ст. 375 ТК РФ, п. 1 ст. 26 Закона о профсоюзах).
Статья: Защита прав и законных интересов работников как задача трудового законодательства
(Буянова М.О.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Решение российского законодателя ограничить полномочия профсоюзов защитой прав и интересов их членов видится неправильным и не соответствующим цели установления гарантий трудовых прав и свобод граждан.
(Буянова М.О.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Решение российского законодателя ограничить полномочия профсоюзов защитой прав и интересов их членов видится неправильным и не соответствующим цели установления гарантий трудовых прав и свобод граждан.
Статья: Отношения, входящие в предмет трудового права: современное состояние и необходимость изменений
(Васильева Ю.В., Драчук М.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Согласно статье 19 Федерального закона N 10 и статье 370 ТК РФ общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, полномочия которых должны соответствовать части 6 статьи 370 ТК РФ о правах профсоюзных инспекторов труда и их уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Свои инспекции труда по части 4 статьи 370 ТК РФ также могут создавать межрегиональные объединения профсоюзов. Здесь имеется коллизия, так как согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона N 10 создавать инспекции труда могут любые профсоюзы, то есть и межрегиональные, но в силу статьи 5 ТК РФ приоритет необходимо отдать нормам ТК РФ.
(Васильева Ю.В., Драчук М.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Согласно статье 19 Федерального закона N 10 и статье 370 ТК РФ общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, полномочия которых должны соответствовать части 6 статьи 370 ТК РФ о правах профсоюзных инспекторов труда и их уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Свои инспекции труда по части 4 статьи 370 ТК РФ также могут создавать межрегиональные объединения профсоюзов. Здесь имеется коллизия, так как согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона N 10 создавать инспекции труда могут любые профсоюзы, то есть и межрегиональные, но в силу статьи 5 ТК РФ приоритет необходимо отдать нормам ТК РФ.
Статья: Актуальные вопросы защиты социально-трудовых прав работников профсоюзами на современном этапе
(Купреев Я.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 4)В действующем трудовом законодательстве России закрепляются более широкие полномочия профсоюзов, которые касаются их участия в разработке и реализации государственной политики в сфере занятости населения. В документе зафиксировано, что профсоюзы, как одна из сторон социального партнерства, участвуют в разработке и обсуждении нормативных правовых актов, подготовке и реализации госпрограмм в сфере занятости.
(Купреев Я.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 4)В действующем трудовом законодательстве России закрепляются более широкие полномочия профсоюзов, которые касаются их участия в разработке и реализации государственной политики в сфере занятости населения. В документе зафиксировано, что профсоюзы, как одна из сторон социального партнерства, участвуют в разработке и обсуждении нормативных правовых актов, подготовке и реализации госпрограмм в сфере занятости.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)"...исходя из этого осуществляемые организацией отчисления (взносы) в компенсационные фонды, формируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) правилами и стандартами саморегулируемых организаций, профессиональных объединений, союзов, ассоциаций, к полномочиям которых относится аккумулирование средств таких компенсационных фондов, в бухгалтерском учете признаются расходами".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)"...исходя из этого осуществляемые организацией отчисления (взносы) в компенсационные фонды, формируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) правилами и стандартами саморегулируемых организаций, профессиональных объединений, союзов, ассоциаций, к полномочиям которых относится аккумулирование средств таких компенсационных фондов, в бухгалтерском учете признаются расходами".