Полномочия по выдаче разрешений на строительство
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия по выдаче разрешений на строительство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11 "Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений" ЗК РФ"Таким образом, в силу возложенных на администрацию полномочий по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, а также полномочий по решению вопросов местного значения, обращение в суд с указанным иском к ФИО10 является реализацией исполнения этих полномочий с целью защиты публичного интереса.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1065 "Предупреждение причинения вреда" ГК РФ"При этом, как верно указал суд первой инстанции, администрация муниципального образования не наделана какими-либо универсальными и всеобъемлющими полномочиями в области градостроительной деятельности и само по себе наличие у нее полномочий на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства не предоставляет ей автоматически право на обращение в суд с иском на основании п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.6.1. Полномочия на выдачу разрешения на строительство
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.6.1. Полномочия на выдачу разрешения на строительство
Статья: Конституционная география России: как не заблудиться в лабиринтах особых режимов и статусов территорий?
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)Управляющие компании ИНТЦ наделены полномочиями по внесению предложений в основные документы планирования территориального развития тех муниципальных образований, на которых располагаются эти центры (пункт 2 статьи 12 Федерального закона об ИНТЦ). В то же время компетенция по подготовке и утверждению указанных планов, схем, правил землепользования и застройки остается за муниципальными субъектами. Вместе с тем в "Сколково" предусматриваются подготовка и утверждение управляющей компанией отдельного генерального плана Центра, разрабатываемого наряду с генеральным планом поселения, на территории которого находится Центр. При этом ни согласование проекта генплана ИЦ "Сколково" с органами государственной власти и органами местного самоуправления, ни его общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся (части 5 и 6 статьи 15 Федерального закона о Сколково). Подготовка документации по планировке территории инновационных центров полностью передается в ведение управляющих компаний (статья 19 Федерального закона об ИНТЦ; часть 15 статьи 15 Федерального закона о Сколково), а общественные обсуждения и общественные слушания по вопросу утверждения документации по планировке территории ИНТЦ также не проводятся (статья 19 Федерального закона об ИНТЦ). В компетенции управляющих компаний сосредоточены, помимо прочего, полномочия по проведению экспертизы проектной документации объектов капитального строительства на территории инновационных центров, полномочия по выдаче разрешений на строительство и на ввод таких объектов в эксплуатацию, по осуществлению надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом. При этом как государственная экспертиза такого рода документации, так и государственный надзор над указанной деятельностью не осуществляются вовсе (части 7 - 9 статьи 19 Федерального закона об ИНТЦ; части 20 - 23 статьи 15 Федерального закона о Сколково).
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)Управляющие компании ИНТЦ наделены полномочиями по внесению предложений в основные документы планирования территориального развития тех муниципальных образований, на которых располагаются эти центры (пункт 2 статьи 12 Федерального закона об ИНТЦ). В то же время компетенция по подготовке и утверждению указанных планов, схем, правил землепользования и застройки остается за муниципальными субъектами. Вместе с тем в "Сколково" предусматриваются подготовка и утверждение управляющей компанией отдельного генерального плана Центра, разрабатываемого наряду с генеральным планом поселения, на территории которого находится Центр. При этом ни согласование проекта генплана ИЦ "Сколково" с органами государственной власти и органами местного самоуправления, ни его общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся (части 5 и 6 статьи 15 Федерального закона о Сколково). Подготовка документации по планировке территории инновационных центров полностью передается в ведение управляющих компаний (статья 19 Федерального закона об ИНТЦ; часть 15 статьи 15 Федерального закона о Сколково), а общественные обсуждения и общественные слушания по вопросу утверждения документации по планировке территории ИНТЦ также не проводятся (статья 19 Федерального закона об ИНТЦ). В компетенции управляющих компаний сосредоточены, помимо прочего, полномочия по проведению экспертизы проектной документации объектов капитального строительства на территории инновационных центров, полномочия по выдаче разрешений на строительство и на ввод таких объектов в эксплуатацию, по осуществлению надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом. При этом как государственная экспертиза такого рода документации, так и государственный надзор над указанной деятельностью не осуществляются вовсе (части 7 - 9 статьи 19 Федерального закона об ИНТЦ; части 20 - 23 статьи 15 Федерального закона о Сколково).
Нормативные акты
<Письмо> Минфина России от 16.05.2011 N 12-08-22/1959
"Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).
"Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).
Приказ Росстата от 10.09.2025 N 470
"Об утверждении официальных статистических методологий"код служебного признака (поле 97) - "60" - "Органы исполнительной власти и местного самоуправления, наделенные полномочиями по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов для формы 1-разрешение";
"Об утверждении официальных статистических методологий"код служебного признака (поле 97) - "60" - "Органы исполнительной власти и местного самоуправления, наделенные полномочиями по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов для формы 1-разрешение";
Статья: Особенности правового режима использования и застройки земельных участков в зонах затопления и подтопления
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В связи с принятием Федерального закона от 1 мая 2022 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации" важен вопрос о разграничении полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению инженерной защиты территорий и земельных участков от негативного воздействия вод. Этот, казалось бы, частный вопрос приводит к постановке более общей проблемы - о соотношении градостроительного и водного (экологического) законодательства <17>. Должны ли в данном случае использоваться нормы о разграничении полномочий градостроительного законодательства (ч. 4 - 6 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее также - ГрК РФ) - применительно к полномочиям по выдаче разрешений на строительство) или же водного законодательства (ст. 24 - 27 ВК РФ - применительно к полномочиям по осуществлению водохозяйственных мероприятий)? В первом случае субъектами, ответственными за обеспечение инженерной защиты территорий, будут по умолчанию органы местного самоуправления, а во втором - федеральные органы исполнительной власти. Вверенные соответствующим субъектам полномочия, в свою очередь, означают не только ответственность за их неисполнение, но и необходимость финансового обеспечения их реализации за счет средств того или иного бюджета.
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В связи с принятием Федерального закона от 1 мая 2022 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации" важен вопрос о разграничении полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению инженерной защиты территорий и земельных участков от негативного воздействия вод. Этот, казалось бы, частный вопрос приводит к постановке более общей проблемы - о соотношении градостроительного и водного (экологического) законодательства <17>. Должны ли в данном случае использоваться нормы о разграничении полномочий градостроительного законодательства (ч. 4 - 6 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее также - ГрК РФ) - применительно к полномочиям по выдаче разрешений на строительство) или же водного законодательства (ст. 24 - 27 ВК РФ - применительно к полномочиям по осуществлению водохозяйственных мероприятий)? В первом случае субъектами, ответственными за обеспечение инженерной защиты территорий, будут по умолчанию органы местного самоуправления, а во втором - федеральные органы исполнительной власти. Вверенные соответствующим субъектам полномочия, в свою очередь, означают не только ответственность за их неисполнение, но и необходимость финансового обеспечения их реализации за счет средств того или иного бюджета.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с положениями ст. ст. 14 - 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также п. 5 ч. 1, п. 5 ч. 2, п. 5 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ выдача разрешений на строительство является полномочием органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. По общему правилу такое разрешение выдается по месту нахождения земельного участка (ч. 4 ст. 51 ГрК РФ). В рамках его выдачи проверяется допустимость размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными земельным и иным законодательством (п. 2 ч. 11 ст. 51 ГрК РФ), в том числе и в области охраны памятников.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с положениями ст. ст. 14 - 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также п. 5 ч. 1, п. 5 ч. 2, п. 5 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ выдача разрешений на строительство является полномочием органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. По общему правилу такое разрешение выдается по месту нахождения земельного участка (ч. 4 ст. 51 ГрК РФ). В рамках его выдачи проверяется допустимость размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными земельным и иным законодательством (п. 2 ч. 11 ст. 51 ГрК РФ), в том числе и в области охраны памятников.
Статья: Тенденции в перераспределении муниципальных полномочий в области градостроительной деятельности
(Гудзь Т.В., Бабейкин Р.В., Самоловских Н.В.)
("Закон", 2024, N 2)4) модель, при которой перераспределение полномочий осуществляется выборочно, но в отношении всех муниципальных образований в регионе. Например, в Самарской области в отношении всех муниципальных образований перераспределены только полномочия по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию, кроме объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится.
(Гудзь Т.В., Бабейкин Р.В., Самоловских Н.В.)
("Закон", 2024, N 2)4) модель, при которой перераспределение полномочий осуществляется выборочно, но в отношении всех муниципальных образований в регионе. Например, в Самарской области в отношении всех муниципальных образований перераспределены только полномочия по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию, кроме объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится.
Статья: Деградация вечной мерзлоты: юридические последствия
(Козырь О.М., Новикова Е.В.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Территориальное планирование в отношении строительства линейных объектов, инфраструктурных объектов, объектов недвижимости необходимо осуществлять на уровне не ниже субъекта Российской Федерации; соответственно, полномочия по выдаче разрешений на строительство следует перенести на уровень либо соответствующих субъектов Российской Федерации, либо специально уполномоченного органа, осуществляющего управление природными ресурсами в зоне вечной мерзлоты.
(Козырь О.М., Новикова Е.В.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Территориальное планирование в отношении строительства линейных объектов, инфраструктурных объектов, объектов недвижимости необходимо осуществлять на уровне не ниже субъекта Российской Федерации; соответственно, полномочия по выдаче разрешений на строительство следует перенести на уровень либо соответствующих субъектов Российской Федерации, либо специально уполномоченного органа, осуществляющего управление природными ресурсами в зоне вечной мерзлоты.