Полномочия органов федерального казначейства
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия органов федерального казначейства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 242.3 "Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений" БК РФ"Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1070 "Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда" ГК РФ"Рассмотрение иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1070 ГК РФ, также возможно по месту нахождения территориального органа Федерального казначейства, если он наделен полномочиями представлять в суде интересы Минфина России."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Следует отметить, что при выявлении признаков финансовых нарушений меры реагирования не применялись, что было обусловлено отсутствием соответствующих полномочий у органов Федерального казначейства. При этом полученная информация стала поводом для внесения соответствующих дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые предусматривают в том числе применение по результатам казначейского мониторинга мер реагирования ко всем участникам системы казначейских платежей.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Следует отметить, что при выявлении признаков финансовых нарушений меры реагирования не применялись, что было обусловлено отсутствием соответствующих полномочий у органов Федерального казначейства. При этом полученная информация стала поводом для внесения соответствующих дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые предусматривают в том числе применение по результатам казначейского мониторинга мер реагирования ко всем участникам системы казначейских платежей.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что негосударственная медицинская организация является объектом государственного финансового контроля и проведение спорной проверки не выходило за пределы полномочий органа Федерального казначейства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что негосударственная медицинская организация является объектом государственного финансового контроля и проведение спорной проверки не выходило за пределы полномочий органа Федерального казначейства.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13
"О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
"О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
Статья: Влияние принципа правового государства на исполнение арбитражных решений против бюджета
(Савенков А.В.)
("Третейский суд", 2021, N 3/4)Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные или ведомственные акты не наделяют финансовые органы публично-правовых образований или органы Федерального казначейства полномочиями на исполнение таких арбитражных решений. Следовательно, данные органы не вправе исполнять арбитражные решения против бюджета, поскольку иное вступало бы в противоречие с закрепленным пониманием правового государства и, как следствие, нарушало бы ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации.
(Савенков А.В.)
("Третейский суд", 2021, N 3/4)Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные или ведомственные акты не наделяют финансовые органы публично-правовых образований или органы Федерального казначейства полномочиями на исполнение таких арбитражных решений. Следовательно, данные органы не вправе исполнять арбитражные решения против бюджета, поскольку иное вступало бы в противоречие с закрепленным пониманием правового государства и, как следствие, нарушало бы ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации.
Статья: Видовая и правовая характеристики мониторинга в бюджетной сфере и его реализация в информационном пространстве
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2023, N 2)В настоящее время активно выстраиваются информационные инструментарии, позволяющие Федеральному казначейству и территориальным органам Федерального казначейства реализовывать полномочия по выявлению нарушений в финансово-бюджетной сфере. Мониторинг при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации направлен на соблюдение бюджетного законодательства с использованием соответствующих информационных систем.
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2023, N 2)В настоящее время активно выстраиваются информационные инструментарии, позволяющие Федеральному казначейству и территориальным органам Федерального казначейства реализовывать полномочия по выявлению нарушений в финансово-бюджетной сфере. Мониторинг при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации направлен на соблюдение бюджетного законодательства с использованием соответствующих информационных систем.
Статья: Участие прокуроров в рассмотрении судами дел об оспаривании актов прокурорского реагирования
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 1)Так, решением Арбитражного суда Свердловской области, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, отказано в удовлетворении требований управления федерального казначейства по Свердловской области (далее - УФК) о признании недействительным представления прокуратуры области. Основанием для него послужили результаты проверки, в ходе которой выявлено, что УФК в течение нескольких лет не планировало и не проводило проверки правильности использования Региональным фондом содействия капитальному ремонту общего имущества и денежных средств жителей в многоквартирных домах Свердловской области (далее - Фонд). Заявитель в обоснование своих требований указывал, что представление носит общий характер, не конкретизировано. Удовлетворяя требования прокурора, суд отметил, что планирование деятельности УФК, являющегося единственным уполномоченным органом по контролю за расходованием Фондом денежных средств собственников, должно осуществляться таким образом, чтобы достичь максимального эффекта и объективных, достоверных результатов. С этой целью территориальным органам Федерального казначейства предоставлены необходимые полномочия. При этом Фондом за указанный период проведено свыше 400 аукционов на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов во исполнение Региональной программы на 2015 - 2044 гг., израсходовано более 6 млрд руб., собранных с жителей области. В ходе прокурорской проверки в Фонде выявлены нарушения финансовой дисциплины. Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу, что внесенное прокуратурой области представление руководителю управления федерального казначейства по Свердловской области законно и обоснованно, содержит конкретные указания на нарушения со стороны УФК (дело N А60-22673/2019).
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 1)Так, решением Арбитражного суда Свердловской области, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, отказано в удовлетворении требований управления федерального казначейства по Свердловской области (далее - УФК) о признании недействительным представления прокуратуры области. Основанием для него послужили результаты проверки, в ходе которой выявлено, что УФК в течение нескольких лет не планировало и не проводило проверки правильности использования Региональным фондом содействия капитальному ремонту общего имущества и денежных средств жителей в многоквартирных домах Свердловской области (далее - Фонд). Заявитель в обоснование своих требований указывал, что представление носит общий характер, не конкретизировано. Удовлетворяя требования прокурора, суд отметил, что планирование деятельности УФК, являющегося единственным уполномоченным органом по контролю за расходованием Фондом денежных средств собственников, должно осуществляться таким образом, чтобы достичь максимального эффекта и объективных, достоверных результатов. С этой целью территориальным органам Федерального казначейства предоставлены необходимые полномочия. При этом Фондом за указанный период проведено свыше 400 аукционов на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов во исполнение Региональной программы на 2015 - 2044 гг., израсходовано более 6 млрд руб., собранных с жителей области. В ходе прокурорской проверки в Фонде выявлены нарушения финансовой дисциплины. Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу, что внесенное прокуратурой области представление руководителю управления федерального казначейства по Свердловской области законно и обоснованно, содержит конкретные указания на нарушения со стороны УФК (дело N А60-22673/2019).
Статья: Структура системы бюджетного права в условиях цифровой реальности
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Продолжающееся реформирование системы Федерального казначейства РФ в целях создания современной системы управления публичными финансами обеспечивается расширением полномочий Федерального казначейства РФ. Так, в целях реализации своих новых правоприменительных функций Федеральное казначейство РФ наделено правом осуществления нормотворчества, в рамках которого казначейство разрабатывает правила организации и функционирования системы казначейских платежей по согласованию с Центральным банком РФ <20>; порядок казначейского обслуживания <21>; общие требования к порядку открытия и ведения лицевых счетов <22>; порядок открытия казначейских счетов <23>; порядок открытия и ведения лицевых счетов <24>; порядок обеспечения органами Федерального казначейства наличными денежными средствами и денежными средствами, предназначенными для осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, участников системы казначейских платежей; порядок прогнозирования движения средств на едином казначейском счете <25>; порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства полномочий получателя средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение <26>; порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах по согласованию с Центральным банком Российской Федерации <27>, а также целый ряд нормативных документов, связанных с осуществлением контроля за аудиторскими организациями, выполняющими проверку финансовой деятельности субъектов бюджетных правоотношений.
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Продолжающееся реформирование системы Федерального казначейства РФ в целях создания современной системы управления публичными финансами обеспечивается расширением полномочий Федерального казначейства РФ. Так, в целях реализации своих новых правоприменительных функций Федеральное казначейство РФ наделено правом осуществления нормотворчества, в рамках которого казначейство разрабатывает правила организации и функционирования системы казначейских платежей по согласованию с Центральным банком РФ <20>; порядок казначейского обслуживания <21>; общие требования к порядку открытия и ведения лицевых счетов <22>; порядок открытия казначейских счетов <23>; порядок открытия и ведения лицевых счетов <24>; порядок обеспечения органами Федерального казначейства наличными денежными средствами и денежными средствами, предназначенными для осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, участников системы казначейских платежей; порядок прогнозирования движения средств на едином казначейском счете <25>; порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства полномочий получателя средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение <26>; порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах по согласованию с Центральным банком Российской Федерации <27>, а также целый ряд нормативных документов, связанных с осуществлением контроля за аудиторскими организациями, выполняющими проверку финансовой деятельности субъектов бюджетных правоотношений.