Полномочия Государственного пожарного надзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия Государственного пожарного надзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 28.3 "Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях" КоАП РФНаличие у государственного инспектора Красноармейского района по пожарному надзору Кожакова М.Ю.полномочий по составлению протокола об административном правонарушении подтверждает Перечень должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденный приказом МЧС России от 05.04.2012 N 176."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Федеральный государственный пожарный надзор: проблемы привлечения к административной ответственности физических лиц в связи с изменением законодательства
(Винокуров В.А., Шманцарь Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)В целях однозначного понимания нормы ч. 3.1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимости выполнения органами государственного контроля (надзора) своих полномочий, включая государственный пожарный надзор, авторами сформулированы предложения по внесению изменений в указанный Кодекс и Федеральный закон "О пожарной безопасности".
(Винокуров В.А., Шманцарь Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)В целях однозначного понимания нормы ч. 3.1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимости выполнения органами государственного контроля (надзора) своих полномочий, включая государственный пожарный надзор, авторами сформулированы предложения по внесению изменений в указанный Кодекс и Федеральный закон "О пожарной безопасности".
Статья: Проблемы привлечения физических лиц к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности
(Винокуров В.А., Шманцарь Д.А.)
("Законность", 2023, N 7)Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. N 290 утверждено Положение о федеральном государственном пожарном надзоре. Одним из предметов федерального государственного пожарного надзора указанное Положение определяет соблюдение контролируемыми лицами (к которым относятся в том числе граждане, имеющие во владении или пользовании объекты надзора) требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, на территориях и земельных участках, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности. В числе полномочий государственных инспекторов по пожарному надзору - проведение различных видов плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
(Винокуров В.А., Шманцарь Д.А.)
("Законность", 2023, N 7)Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. N 290 утверждено Положение о федеральном государственном пожарном надзоре. Одним из предметов федерального государственного пожарного надзора указанное Положение определяет соблюдение контролируемыми лицами (к которым относятся в том числе граждане, имеющие во владении или пользовании объекты надзора) требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, на территориях и земельных участках, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности. В числе полномочий государственных инспекторов по пожарному надзору - проведение различных видов плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699
(ред. от 26.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"56(1)) организует и осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный пожарный надзор на объектах подчиненных органов и организаций;
(ред. от 26.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"56(1)) организует и осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный пожарный надзор на объектах подчиненных органов и организаций;
Распоряжение МЧС России от 13.11.2025 N 1010
"Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора органами государственного пожарного надзора на 2026 год"2.1. Полномочия должностных лиц органов государственного пожарного надзора по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности
"Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора органами государственного пожарного надзора на 2026 год"2.1. Полномочия должностных лиц органов государственного пожарного надзора по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности
Статья: Законодательство о пожарной безопасности: итоги "регуляторной гильотины"
(Немченко С.Б., Маханов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Переопределены полномочия главных государственных инспекторов по пожарному надзору субъектов Российской Федерации <4>, конкретизированы органы государственной власти, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор, должностные лица МЧС России и сотрудники органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы наделены правами по проверке документов граждан.
(Немченко С.Б., Маханов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Переопределены полномочия главных государственных инспекторов по пожарному надзору субъектов Российской Федерации <4>, конкретизированы органы государственной власти, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор, должностные лица МЧС России и сотрудники органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы наделены правами по проверке документов граждан.
Статья: Компания не может диктовать и указывать проверяющим, как поступить во время проверки
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 28)Общество осуществляло деятельность по передаче в аренду и/или субаренду буровых установок для разведки и разработки месторождения нефти и газа и предоставлению услуг, связанных с добычей газа. Для обеспечения и сопровождения этой деятельности полномочия единоличного исполнительного органа переданы по договору управляющей организации - ООО "ГПН-Нефтесервис". Отказывая в вычете НДС по данному договору, инспекция сослалась на то, что управленческие услуги направлены на приобретение буровой установки, которая в полном объеме не изготовлена, не установлена и в аренду не передана, что свидетельствует об отсутствии перспектив получения дохода в 2022 г. Суд удовлетворил требование организации. Приобретение буровой установки, которая является предметом договора субаренды, соответствует основному виду деятельности заявителя, а значит, приобретение управленческих услуг направлено на обеспечение будущей деятельности налогоплательщика, связанной с облагаемой НДС. Общество представило акты об оказанных услугах, оформленные в соответствии с заключенным договором и Законом о бухучете. Факт учета доходов, полученных управляющей организацией от заявителя, и включения этой выручки в базу НДС налоговым органом не оспаривался. Отсутствие прибыли в текущих периодах не влияет на право налогоплательщика на вычет НДС. Исполнение договора с поставщиком оборудования продолжается. Инспекция не имеет права оспаривать цену товаров, работ или услуг, указанную сторонами сделки и учтенную ими при налогообложении, если это не предусмотрено разделом V.1 НК РФ. Доказательства, подтверждающие нереальность сделки или получение необоснованной налоговой выгоды, налоговым органом не представлены.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 28)Общество осуществляло деятельность по передаче в аренду и/или субаренду буровых установок для разведки и разработки месторождения нефти и газа и предоставлению услуг, связанных с добычей газа. Для обеспечения и сопровождения этой деятельности полномочия единоличного исполнительного органа переданы по договору управляющей организации - ООО "ГПН-Нефтесервис". Отказывая в вычете НДС по данному договору, инспекция сослалась на то, что управленческие услуги направлены на приобретение буровой установки, которая в полном объеме не изготовлена, не установлена и в аренду не передана, что свидетельствует об отсутствии перспектив получения дохода в 2022 г. Суд удовлетворил требование организации. Приобретение буровой установки, которая является предметом договора субаренды, соответствует основному виду деятельности заявителя, а значит, приобретение управленческих услуг направлено на обеспечение будущей деятельности налогоплательщика, связанной с облагаемой НДС. Общество представило акты об оказанных услугах, оформленные в соответствии с заключенным договором и Законом о бухучете. Факт учета доходов, полученных управляющей организацией от заявителя, и включения этой выручки в базу НДС налоговым органом не оспаривался. Отсутствие прибыли в текущих периодах не влияет на право налогоплательщика на вычет НДС. Исполнение договора с поставщиком оборудования продолжается. Инспекция не имеет права оспаривать цену товаров, работ или услуг, указанную сторонами сделки и учтенную ими при налогообложении, если это не предусмотрено разделом V.1 НК РФ. Доказательства, подтверждающие нереальность сделки или получение необоснованной налоговой выгоды, налоговым органом не представлены.
Статья: Особенности привлечения должностными лицами МЧС России виновных лиц к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности
(Семенова У.С., Шеншин В.М., Шеншина Л.А.)
("Юрист", 2022, N 5)Ярким примером указанного является практика Отдела надзорной деятельности по городу Симферополю, где имелся случай, когда юридическое лицо, обвиняемое в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, подало жалобу на законность составления протокола и его рассмотрения соответствующим должностным лицом. В жалобе юридического лица делается ссылка на ст. 28.3 КоАП РФ, которая напрямую не предоставляет должностному лицу органа государственного пожарного надзора полномочий на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ.
(Семенова У.С., Шеншин В.М., Шеншина Л.А.)
("Юрист", 2022, N 5)Ярким примером указанного является практика Отдела надзорной деятельности по городу Симферополю, где имелся случай, когда юридическое лицо, обвиняемое в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, подало жалобу на законность составления протокола и его рассмотрения соответствующим должностным лицом. В жалобе юридического лица делается ссылка на ст. 28.3 КоАП РФ, которая напрямую не предоставляет должностному лицу органа государственного пожарного надзора полномочий на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ.