Полномочия главы муниципального района
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия главы муниципального района (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.06.2024 N 88А-11465/2024 по делу N 2а-360/2023
Категория: Споры с органами власти.
Требования прокурора: О признании незаконным решения совета муниципального района; о прекращении досрочно полномочий главы муниципального района.
Обстоятельства: Предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах свидетельствует о несоблюдении выборным должностным лицом местного самоуправления ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных законом, и является безусловным основанием для досрочного прекращения полномочий главы муниципального района в связи с утратой доверия.
Решение: Удовлетворено в части.Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из отсутствия оснований для признания незаконным решения Совета муниципального района "Нерчинский район" от 28 апреля 2023 года, поскольку процедура назначения и проведения заседания Совета муниципального района "Нерчинский район" проведена с учетом Регламента Совета муниципального района "Нерчинский район", утвержденного Советом муниципального района "Нерчинский район". Так же суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требование прокурора о досрочном прекращении полномочий главы муниципального района "Нерчинский район" С., исходя из того, что не указание в разделе "доходы" суммы премий, о выплате которой административный ответчик не знал, не является фактом ее сокрытия, поскольку остаток на банковском счете с учетом данной суммы указан верно, иных неучтенных доходов ответчик не имел, доказательств этому суду не представлено.
Категория: Споры с органами власти.
Требования прокурора: О признании незаконным решения совета муниципального района; о прекращении досрочно полномочий главы муниципального района.
Обстоятельства: Предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах свидетельствует о несоблюдении выборным должностным лицом местного самоуправления ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных законом, и является безусловным основанием для досрочного прекращения полномочий главы муниципального района в связи с утратой доверия.
Решение: Удовлетворено в части.Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из отсутствия оснований для признания незаконным решения Совета муниципального района "Нерчинский район" от 28 апреля 2023 года, поскольку процедура назначения и проведения заседания Совета муниципального района "Нерчинский район" проведена с учетом Регламента Совета муниципального района "Нерчинский район", утвержденного Советом муниципального района "Нерчинский район". Так же суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требование прокурора о досрочном прекращении полномочий главы муниципального района "Нерчинский район" С., исходя из того, что не указание в разделе "доходы" суммы премий, о выплате которой административный ответчик не знал, не является фактом ее сокрытия, поскольку остаток на банковском счете с учетом данной суммы указан верно, иных неучтенных доходов ответчик не имел, доказательств этому суду не представлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционный принцип доверия в современном российском обществе
(Нарутто С.В., Никитина А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" допускает досрочное прекращение полномочий главы муниципального района, главы муниципального округа, главы городского округа в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации (ч. 6.1 ст. 36). Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено полномочие парламента субъекта РФ принять решение о недоверии (доверии) главе субъекта, а также отдельным министрам, если этот законодательный орган участвовал в их назначении (п. "б" ч. 1 ст. 19). Также Президент РФ вправе отрешить главу субъекта РФ от должности в связи с утратой доверия Президента за выявление фактов коррупции (п. "г" ч. 1 ст. 19). Служебным законодательством предусмотрено увольнение государственных и муниципальных служащих в связи с утратой доверия <2>.
(Нарутто С.В., Никитина А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" допускает досрочное прекращение полномочий главы муниципального района, главы муниципального округа, главы городского округа в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации (ч. 6.1 ст. 36). Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено полномочие парламента субъекта РФ принять решение о недоверии (доверии) главе субъекта, а также отдельным министрам, если этот законодательный орган участвовал в их назначении (п. "б" ч. 1 ст. 19). Также Президент РФ вправе отрешить главу субъекта РФ от должности в связи с утратой доверия Президента за выявление фактов коррупции (п. "г" ч. 1 ст. 19). Служебным законодательством предусмотрено увольнение государственных и муниципальных служащих в связи с утратой доверия <2>.
Статья: Деяния, несовместимые с должностью, как основание конституционно-правовой ответственности
(Трофимова Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)2. Нарушен принцип независимости одного органа государственной власти от другого (как по горизонтали, так и по вертикали) в связи с предоставлением определенным органам права по принятию исполнения антикоррупционных обязанностей, контролю или его назначению в отношении надлежащего исполнения требований антикоррупционного законодательства (в частности, в соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам высшее должностное лицо субъекта РФ либо уполномоченное им лицо принимает решение об осуществлении контроля за расходованием лиц, занимающих муниципальные должности; в соответствии с ч. 6.1 ст. 36 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ полномочия главы муниципального района и главы городского округа прекращаются в связи с утратой доверия Президента РФ); в связи с предоставлением безусловного права по преданию гласности факта несоблюдения требований антикоррупционного законодательства, а также права по применению к правонарушителю санкций. Впрочем, Законом РФ о поправке к Конституции РФ (ст. 1) самостоятельность местного самоуправления ограничивается путем введения права органов государственной власти участвовать в освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления.
(Трофимова Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)2. Нарушен принцип независимости одного органа государственной власти от другого (как по горизонтали, так и по вертикали) в связи с предоставлением определенным органам права по принятию исполнения антикоррупционных обязанностей, контролю или его назначению в отношении надлежащего исполнения требований антикоррупционного законодательства (в частности, в соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам высшее должностное лицо субъекта РФ либо уполномоченное им лицо принимает решение об осуществлении контроля за расходованием лиц, занимающих муниципальные должности; в соответствии с ч. 6.1 ст. 36 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ полномочия главы муниципального района и главы городского округа прекращаются в связи с утратой доверия Президента РФ); в связи с предоставлением безусловного права по преданию гласности факта несоблюдения требований антикоррупционного законодательства, а также права по применению к правонарушителю санкций. Впрочем, Законом РФ о поправке к Конституции РФ (ст. 1) самостоятельность местного самоуправления ограничивается путем введения права органов государственной власти участвовать в освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"1) продление срока полномочий глав поселений, муниципальных районов, представительных органов поселений, муниципальных районов не более чем на два года;
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"1) продление срока полномочий глав поселений, муниципальных районов, представительных органов поселений, муниципальных районов не более чем на два года;
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"з) должности глав городских округов, глав муниципальных округов, глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций;
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"з) должности глав городских округов, глав муниципальных округов, глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций;
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Доверие населения к власти - одно из важнейших составляющих демократического государства, определяющее уверенность в результативности и предсказуемости публичной власти. Поэтому отрешение от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации с формулировкой "в связи с утратой доверия Президента РФ" занимает особое место в сегодняшнем законодательстве <24>, а порядок досрочного прекращения полномочий главы муниципального района, главы городского округа - недавно введенный институт <25>. Представляется, что норма п. "г" п. 1 ст. 19 Федерального закона N 184-ФЗ, закрепившая возможность отрешения главы субъекта Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента РФ, впервые возникла именно в трудовом праве и законодательстве о государственной гражданской службе. Об этом свидетельствуют сходные формулировки, общие черты и признаки, а также хронология внесения соответствующих изменений в законодательство: институт отрешения в связи с утратой доверия Президента РФ был введен в действие менее чем через полгода после принятия Федерального закона N 79-ФЗ, содержавшего рассматриваемые правовые нормы. Это говорит о последовательной политике законодателя.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Доверие населения к власти - одно из важнейших составляющих демократического государства, определяющее уверенность в результативности и предсказуемости публичной власти. Поэтому отрешение от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации с формулировкой "в связи с утратой доверия Президента РФ" занимает особое место в сегодняшнем законодательстве <24>, а порядок досрочного прекращения полномочий главы муниципального района, главы городского округа - недавно введенный институт <25>. Представляется, что норма п. "г" п. 1 ст. 19 Федерального закона N 184-ФЗ, закрепившая возможность отрешения главы субъекта Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента РФ, впервые возникла именно в трудовом праве и законодательстве о государственной гражданской службе. Об этом свидетельствуют сходные формулировки, общие черты и признаки, а также хронология внесения соответствующих изменений в законодательство: институт отрешения в связи с утратой доверия Президента РФ был введен в действие менее чем через полгода после принятия Федерального закона N 79-ФЗ, содержавшего рассматриваемые правовые нормы. Это говорит о последовательной политике законодателя.
Статья: Президент и местное самоуправление в России: теория и практика взаимодействия
(Будаев А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Особо отметим появление такого основания досрочного прекращения полномочий главы городского округа, главы муниципального района и муниципального округа, как утрата доверия Президента Российской Федерации в связи с нарушением законодательства о запрете владеть иностранными финансовыми инструментами (часть 6.1 ст. 36 введена в 2013 г.). Досрочное прекращение полномочий в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации ассоциируется в первую очередь с региональным уровнем публичного управления в России. Наличие такого положения на уровне местного самоуправления, учитывая конституционно закрепленную организационную обособленность последнего, свидетельствует о стремлении федеральных органов власти получить дополнительные возможности влияния и контроля за местным самоуправлением.
(Будаев А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Особо отметим появление такого основания досрочного прекращения полномочий главы городского округа, главы муниципального района и муниципального округа, как утрата доверия Президента Российской Федерации в связи с нарушением законодательства о запрете владеть иностранными финансовыми инструментами (часть 6.1 ст. 36 введена в 2013 г.). Досрочное прекращение полномочий в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации ассоциируется в первую очередь с региональным уровнем публичного управления в России. Наличие такого положения на уровне местного самоуправления, учитывая конституционно закрепленную организационную обособленность последнего, свидетельствует о стремлении федеральных органов власти получить дополнительные возможности влияния и контроля за местным самоуправлением.