Полномочия главы местной администрации
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия главы местной администрации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Устав муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)...Часть 1 статьи 27 Устава во взаимосвязи с частью 2 статьи 28 Устава противоречит статье 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", содержащей запрет одновременного исполнения полномочий председателя представительного органа муниципального образования и полномочий главы местной администрации.
(КонсультантПлюс, 2025)...Часть 1 статьи 27 Устава во взаимосвязи с частью 2 статьи 28 Устава противоречит статье 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", содержащей запрет одновременного исполнения полномочий председателя представительного органа муниципального образования и полномочий главы местной администрации.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 "Конфликт интересов" Федерального закона "О противодействии коррупции"Исходя из вышеприведенных выше норм, предусмотрено решение вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку досрочно, а также досрочное прекращение полномочий главы местной администрации, в том числе в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренных вышеуказанными нормативными правовыми актами."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Полномочия по изданию актов местной администрации
(Роньжина О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)В статье исследуются муниципальные правовые акты, принимаемые в целях осуществления исполнительно-распорядительных полномочий. Проводится сравнение предписаний, регулирующих виды таких актов и порядок их принятия, установленных Федеральным законом от 20 марта 2025 г. N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Автором исследованы доктринальные положения по вопросу о делегировании полномочий главой местной администрации подчиненным ему должностным лицам, обобщена судебная практика. На основе выдвинутых теоретических тезисов сформулирован комплекс условий, которые следует закрепить в федеральном законодательстве и уставах муниципальных образований, с тем чтобы обеспечить законность деятельности местной администрации при принятии правовых актов и соблюдение интересов местного населения.
(Роньжина О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)В статье исследуются муниципальные правовые акты, принимаемые в целях осуществления исполнительно-распорядительных полномочий. Проводится сравнение предписаний, регулирующих виды таких актов и порядок их принятия, установленных Федеральным законом от 20 марта 2025 г. N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Автором исследованы доктринальные положения по вопросу о делегировании полномочий главой местной администрации подчиненным ему должностным лицам, обобщена судебная практика. На основе выдвинутых теоретических тезисов сформулирован комплекс условий, которые следует закрепить в федеральном законодательстве и уставах муниципальных образований, с тем чтобы обеспечить законность деятельности местной администрации при принятии правовых актов и соблюдение интересов местного населения.
Статья: Институт главы местной администрации в механизме публичной власти стран Бенилюкса
(Черкасов А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Свои полномочия глава местной администрации осуществляет в тесном взаимодействии с "коллегией олдерменов" - неким аналогом городского правительства. Указанный термин используется в настоящей работе в качестве обобщающего применительно ко всем странам Бенилюкса. При этом следует учитывать, что в последнее время в интересах политкорректности термин "олдермены" стал заменяться каким-либо другим, более нейтральным в гендерном плане термином. Так, полное наименование подобной коллегии в Амстердаме в настоящее время - "Коллегия мэра и олдерперсон" (именуемых также "заместителями мэра") <4>, а в Роттердаме - "Муниципальный исполнительный комитет" (состоящий из мэра и вице-мэров) <5>.
(Черкасов А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Свои полномочия глава местной администрации осуществляет в тесном взаимодействии с "коллегией олдерменов" - неким аналогом городского правительства. Указанный термин используется в настоящей работе в качестве обобщающего применительно ко всем странам Бенилюкса. При этом следует учитывать, что в последнее время в интересах политкорректности термин "олдермены" стал заменяться каким-либо другим, более нейтральным в гендерном плане термином. Так, полное наименование подобной коллегии в Амстердаме в настоящее время - "Коллегия мэра и олдерперсон" (именуемых также "заместителями мэра") <4>, а в Роттердаме - "Муниципальный исполнительный комитет" (состоящий из мэра и вице-мэров) <5>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 23. Досрочное прекращение полномочий главы местной администрации
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 23. Досрочное прекращение полномочий главы местной администрации
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"з) должности глав городских округов, глав муниципальных округов, глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций;
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"з) должности глав городских округов, глав муниципальных округов, глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций;
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Контрольные полномочия главы муниципального образования как высшего должностного лица различаются в зависимости от способа его избрания и места в системе органов местного самоуправления. Глава, избранный населением на муниципальных выборах, совмещает эту должность с должностью руководителя местной администрации, и в этом случае контрольные полномочия главы муниципального образования довольно широкие. Так, в соответствии с п. 14 ст. 39 Устава города Ханты-Мансийска глава города осуществляет контроль за деятельностью органов администрации города. В случае избрания главы представительным органом муниципального образования руководство местной администрацией осуществляет не он, а лицо, назначенное по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, и контрольные полномочия за исполнением законодательства принадлежат этому лицу. При этом глава может возглавлять представительный орган. Например, глава Боровского района Калужской области избирается Районным Собранием из его состава и исполняет полномочия председателя Районного Собрания. Согласно ч. 4 ст. 36 Устава Боровского района к компетенции главы района отнесено издание постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности Районного Собрания <1>. Как видим, контрольные полномочия главы муниципального образования при такой организационной модели могут касаться лишь вопросов организации деятельности представительного органа. Еще одна организационно-правовая модель разрешает совмещение полномочий главы муниципального образования с должностью главы администрации и председателя представительного органа (ч. 2 ст. 34 Закона N 131-ФЗ). В данном случае контрольные полномочия главы муниципального образования весьма обширны, что, впрочем, было предметом судебных споров <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Контрольные полномочия главы муниципального образования как высшего должностного лица различаются в зависимости от способа его избрания и места в системе органов местного самоуправления. Глава, избранный населением на муниципальных выборах, совмещает эту должность с должностью руководителя местной администрации, и в этом случае контрольные полномочия главы муниципального образования довольно широкие. Так, в соответствии с п. 14 ст. 39 Устава города Ханты-Мансийска глава города осуществляет контроль за деятельностью органов администрации города. В случае избрания главы представительным органом муниципального образования руководство местной администрацией осуществляет не он, а лицо, назначенное по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, и контрольные полномочия за исполнением законодательства принадлежат этому лицу. При этом глава может возглавлять представительный орган. Например, глава Боровского района Калужской области избирается Районным Собранием из его состава и исполняет полномочия председателя Районного Собрания. Согласно ч. 4 ст. 36 Устава Боровского района к компетенции главы района отнесено издание постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности Районного Собрания <1>. Как видим, контрольные полномочия главы муниципального образования при такой организационной модели могут касаться лишь вопросов организации деятельности представительного органа. Еще одна организационно-правовая модель разрешает совмещение полномочий главы муниципального образования с должностью главы администрации и председателя представительного органа (ч. 2 ст. 34 Закона N 131-ФЗ). В данном случае контрольные полномочия главы муниципального образования весьма обширны, что, впрочем, было предметом судебных споров <2>.
Статья: Конституционный запрет открывать счета в иностранных банках: закрепление, содержание, перспективы
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Закон о запрете открывать счета в иностранных банках описывает максимально широкий круг обязанных субъектов. В него включены все лица, замещающие государственные и муниципальные должности, в том числе все лица, замещающие государственные должности Российской Федерации; все лица, замещающие государственные должности субъектов РФ; лица, замещающие "должности глав городских округов, глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций", депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, и депутаты, замещающие должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов; многие другие категории должностных лиц, а также их супруги и несовершеннолетние дети.
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Закон о запрете открывать счета в иностранных банках описывает максимально широкий круг обязанных субъектов. В него включены все лица, замещающие государственные и муниципальные должности, в том числе все лица, замещающие государственные должности Российской Федерации; все лица, замещающие государственные должности субъектов РФ; лица, замещающие "должности глав городских округов, глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций", депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, и депутаты, замещающие должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов; многие другие категории должностных лиц, а также их супруги и несовершеннолетние дети.
Статья: Принцип разделения муниципально-властных полномочий - концептуальная основа предупреждения компетенционных конфликтов в муниципалитетах
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2022, N 8)4) ч. 13 ст. 35 закрепляет механизм реализации права вето у главы муниципального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации, которое может быть преодолено субъектом муниципальной представительной власти;
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2022, N 8)4) ч. 13 ст. 35 закрепляет механизм реализации права вето у главы муниципального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации, которое может быть преодолено субъектом муниципальной представительной власти;
Статья: Местные традиции в историко-правовом и организационно-кадровом контексте самоуправления в России
(Чуб Н.В.)
("Местное право", 2025, N 4)Элементом защиты традиционных ценностей и круга общественно-публичных интересов в рамках муниципального управления в целом является специальная организационно-кадровая мера, направленная на необоснованное вмешательство извне в профессиональную деятельность муниципальных глав, служащих, депутатов, иных лиц, предотвращающая деструктивное воздействие зарубежных источников в сферу их компетенции. Приобретение статуса иностранного агента - норма, которая уже год является основанием досрочного прекращения полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления в России. Продолжается применение такой меры и в Законе N 33 2025 г.: статья 23 "Досрочное прекращение полномочий главы местной администрации"; статья 30 "Досрочное прекращение полномочий лиц, замещающих муниципальные должности"; в статье 51 сказано, что старостой сельского населенного пункта не может быть лицо, имеющее статус иностранного агента.
(Чуб Н.В.)
("Местное право", 2025, N 4)Элементом защиты традиционных ценностей и круга общественно-публичных интересов в рамках муниципального управления в целом является специальная организационно-кадровая мера, направленная на необоснованное вмешательство извне в профессиональную деятельность муниципальных глав, служащих, депутатов, иных лиц, предотвращающая деструктивное воздействие зарубежных источников в сферу их компетенции. Приобретение статуса иностранного агента - норма, которая уже год является основанием досрочного прекращения полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления в России. Продолжается применение такой меры и в Законе N 33 2025 г.: статья 23 "Досрочное прекращение полномочий главы местной администрации"; статья 30 "Досрочное прекращение полномочий лиц, замещающих муниципальные должности"; в статье 51 сказано, что старостой сельского населенного пункта не может быть лицо, имеющее статус иностранного агента.
Статья: Конституционно-правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти в системе публичной власти
(Киреева Е.Ю., Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Сохраняется возможность высшего должностного лица субъекта РФ влиять на досрочное прекращение полномочий главы местной администрации, которое реализуется по соглашению сторон или в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренных подп. 2, 3 п. 2 и 3 ст. 23 Федерального закона 2022 г.
(Киреева Е.Ю., Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Сохраняется возможность высшего должностного лица субъекта РФ влиять на досрочное прекращение полномочий главы местной администрации, которое реализуется по соглашению сторон или в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренных подп. 2, 3 п. 2 и 3 ст. 23 Федерального закона 2022 г.
Статья: Проблемы правотворческой деятельности органов местного самоуправления
(Лихачев А.С., Михеева Т.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Ниже в иерархии муниципальных правовых актов располагаются правовые акты главы муниципального образования, местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления. Для населения наиболее существенны правовые акты местной администрации как исполнительно-распорядительного органа, чья основная функция - осуществление повседневной управленческой, организационной деятельности <9>. Согласно ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения местной администрации. "Полномочия главы местной администрации" и "полномочия местной администрации" - это не тождественные понятия. Например, как следует из ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ, представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы местной администрации о результатах его деятельности, деятельности местной администрации. Издавая распоряжение по вопросу, который относится к полномочиям администрации, но не принадлежит к компетенции ее руководителя, последний выходит за пределы своих полномочий <10>.
(Лихачев А.С., Михеева Т.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Ниже в иерархии муниципальных правовых актов располагаются правовые акты главы муниципального образования, местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления. Для населения наиболее существенны правовые акты местной администрации как исполнительно-распорядительного органа, чья основная функция - осуществление повседневной управленческой, организационной деятельности <9>. Согласно ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения местной администрации. "Полномочия главы местной администрации" и "полномочия местной администрации" - это не тождественные понятия. Например, как следует из ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ, представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы местной администрации о результатах его деятельности, деятельности местной администрации. Издавая распоряжение по вопросу, который относится к полномочиям администрации, но не принадлежит к компетенции ее руководителя, последний выходит за пределы своих полномочий <10>.
Статья: Конституционное судопроизводство - процессуальная форма защиты нарушенных прав
(Михайлова Е.В.)
("Российский судья", 2023, N 1)Во-вторых, компетенция Конституционного Суда не ограничена Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <4> (далее - Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"). С тем же успехом можно сказать, что полномочия Президента ограничены в сравнении с полномочиями главы местной администрации. Компетенция Конституционного Суда не ограничена, а определена законодательством с учетом особого высокого статуса Конституционного Суда и важности рассматриваемых им дел.
(Михайлова Е.В.)
("Российский судья", 2023, N 1)Во-вторых, компетенция Конституционного Суда не ограничена Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <4> (далее - Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"). С тем же успехом можно сказать, что полномочия Президента ограничены в сравнении с полномочиями главы местной администрации. Компетенция Конституционного Суда не ограничена, а определена законодательством с учетом особого высокого статуса Конституционного Суда и важности рассматриваемых им дел.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Под последним понимается система управления, при которой все руководство сосредоточено в руках одного лица. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Под последним понимается система управления, при которой все руководство сосредоточено в руках одного лица. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.
Статья: Президенциалистская система правления на местном уровне и ее особенности в европейских странах
(Черкасов А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Подобная ситуация вынудила внести в декабре 2012 г. поправки в действующее законодательство, расширившие полномочия глав местной администрации. В целях разрешения противоречий между местными представительными и исполнительными органами была закреплена возможность в случае непринятия бюджета одновременного роспуска муниципального совета и отставки главы местной администрации и проведения их досрочных выборов по инициативе любой из сторон.
(Черкасов А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Подобная ситуация вынудила внести в декабре 2012 г. поправки в действующее законодательство, расширившие полномочия глав местной администрации. В целях разрешения противоречий между местными представительными и исполнительными органами была закреплена возможность в случае непринятия бюджета одновременного роспуска муниципального совета и отставки главы местной администрации и проведения их досрочных выборов по инициативе любой из сторон.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)- в случае избрания сотрудника органа принудительного исполнения депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования или назначения сотрудника на должность главы местной администрации - до дня прекращения исполнения им соответствующих полномочий;
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)- в случае избрания сотрудника органа принудительного исполнения депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования или назначения сотрудника на должность главы местной администрации - до дня прекращения исполнения им соответствующих полномочий;