Полномочия федерального судьи
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия федерального судьи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О судебной системе Российской Федерации"Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов
(ред. от 23.07.2025)
"О судебной системе Российской Федерации"Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов
Федеральный закон от 03.04.2023 N 92-ФЗ
(ред. от 19.12.2023)
"О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территории Херсонской области"Статья 3. Порядок отбора кандидатов и наделения их полномочиями судей федеральных судов
(ред. от 19.12.2023)
"О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территории Херсонской области"Статья 3. Порядок отбора кандидатов и наделения их полномочиями судей федеральных судов
Статья: Отставка судьи: основания, порядок и последствия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 6 ст. 11 Закона о статусе судей полномочия судьи федерального суда в связи с отставкой прекращаются в последний день месяца, в котором он достигает предельного возраста, или на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи. Решения квалификационных коллегий судей вступают в силу с момента их оглашения (п. 7 ст. 31 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 6 ст. 11 Закона о статусе судей полномочия судьи федерального суда в связи с отставкой прекращаются в последний день месяца, в котором он достигает предельного возраста, или на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи. Решения квалификационных коллегий судей вступают в силу с момента их оглашения (п. 7 ст. 31 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007).
Статья: Трудовая функция как трудоправовой элемент профессиональной деятельности судьи
(Луховская Ю.О.)
("Российский судья", 2024, N 1)Факультативный элемент по осуществлению руководства судом состоит в организационно-распорядительных полномочиях судей, назначенных на определенный срок на должности председателей судов, заместителей председателей судов, председателей судебных коллегий и составов и осуществляющих управленческие полномочия в дополнение к основной функции по отправлению правосудия. В данном случае имеет место совмещение профессий (должностей), носящее срочный характер в части факультативного организационно-распорядительного элемента трудовой функции. В то время как главный элемент трудовой функции судьи - отправление правосудия - носит бессрочный характер <14> в силу закрепленной в п. 1 ст. 121 Конституции РФ гарантии несменяемости судей и положения п. 1 ст. 11 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) о неограниченности полномочий федеральных судей определенным сроком.
(Луховская Ю.О.)
("Российский судья", 2024, N 1)Факультативный элемент по осуществлению руководства судом состоит в организационно-распорядительных полномочиях судей, назначенных на определенный срок на должности председателей судов, заместителей председателей судов, председателей судебных коллегий и составов и осуществляющих управленческие полномочия в дополнение к основной функции по отправлению правосудия. В данном случае имеет место совмещение профессий (должностей), носящее срочный характер в части факультативного организационно-распорядительного элемента трудовой функции. В то время как главный элемент трудовой функции судьи - отправление правосудия - носит бессрочный характер <14> в силу закрепленной в п. 1 ст. 121 Конституции РФ гарантии несменяемости судей и положения п. 1 ст. 11 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) о неограниченности полномочий федеральных судей определенным сроком.
Статья: Статус судей в Российской Федерации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Полномочия судьи федерального суда (как суда общей юрисдикции, так и арбитражного суда) не ограничены определенным сроком. Однако предельный возраст пребывания в должности судьи составляет 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом (п. 1 ст. 11 Закона о статусе судей). Три исключения из этого общего правила в настоящее время предусмотрены ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и ст. 12 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", согласно которым на Председателя Конституционного Суда РФ и на Председателя Верховного Суда РФ предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется, а предельный возраст пребывания в должности заместителя Председателя Конституционного Суда РФ составляет семьдесят шесть лет.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Полномочия судьи федерального суда (как суда общей юрисдикции, так и арбитражного суда) не ограничены определенным сроком. Однако предельный возраст пребывания в должности судьи составляет 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом (п. 1 ст. 11 Закона о статусе судей). Три исключения из этого общего правила в настоящее время предусмотрены ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и ст. 12 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", согласно которым на Председателя Конституционного Суда РФ и на Председателя Верховного Суда РФ предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется, а предельный возраст пребывания в должности заместителя Председателя Конституционного Суда РФ составляет семьдесят шесть лет.
Статья: Квазисудебные парламентарные процедуры лишения судьи статуса в России и Соединенных Штатах Америки
(Кузнецова И.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 2)Информация, содержащаяся на сайте Комиссии, предоставляет сведения только о количестве принятых решений в отношении кандидатур на должности судей федеральных судов. На сайте Комиссии отсутствует информация об особых мнениях членов Комиссии, сведения о рекомендациях относительно прекращения полномочий федеральных судей также пока не опубликованы <33>, поскольку прецедентов прекращения полномочий судей по новым правилам еще не было. В дополнение к процедуре, не предполагающей проведения открытых заседаний Комиссии, анализ информации о ее деятельности, размещенной в сети Интернет и касающейся данных только о количественных показателях, подтверждает вывод о том, что названные кадровые функции не предполагают их осуществления в условиях прозрачности и открытости для судейского сообщества и для общественности. Это укрепляет позицию назначающих судью инстанций, делая их фактически работодателем, который впоследствии по результатам судейской деятельности уполномочивается также инициировать удаление назначенного судьи. Нельзя не согласиться с тем, что "судья не может быть безгласным объектом деятельности включенных в такие процедуры структур, в том числе если последние, осуществляя контрольные функции, собирают информацию о нем: он должен получить доступ к этим сведениям... и быть заслушан... С точки зрения международных стандартов и других национальных практик дискреционные полномочия таких структур, как Комиссия в президентской Администрации, должны иметь формальные рамки" <34>, обусловленные конституционными гарантиями статуса судьи и прав личности. Так, статья 24 Конституции РФ предусматривает право каждого на возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права. Следовательно, судье должно быть обеспечено право доступа к материалам, а также право быть выслушанным и возражать по любому поводу, касающемуся его обвинения.
(Кузнецова И.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 2)Информация, содержащаяся на сайте Комиссии, предоставляет сведения только о количестве принятых решений в отношении кандидатур на должности судей федеральных судов. На сайте Комиссии отсутствует информация об особых мнениях членов Комиссии, сведения о рекомендациях относительно прекращения полномочий федеральных судей также пока не опубликованы <33>, поскольку прецедентов прекращения полномочий судей по новым правилам еще не было. В дополнение к процедуре, не предполагающей проведения открытых заседаний Комиссии, анализ информации о ее деятельности, размещенной в сети Интернет и касающейся данных только о количественных показателях, подтверждает вывод о том, что названные кадровые функции не предполагают их осуществления в условиях прозрачности и открытости для судейского сообщества и для общественности. Это укрепляет позицию назначающих судью инстанций, делая их фактически работодателем, который впоследствии по результатам судейской деятельности уполномочивается также инициировать удаление назначенного судьи. Нельзя не согласиться с тем, что "судья не может быть безгласным объектом деятельности включенных в такие процедуры структур, в том числе если последние, осуществляя контрольные функции, собирают информацию о нем: он должен получить доступ к этим сведениям... и быть заслушан... С точки зрения международных стандартов и других национальных практик дискреционные полномочия таких структур, как Комиссия в президентской Администрации, должны иметь формальные рамки" <34>, обусловленные конституционными гарантиями статуса судьи и прав личности. Так, статья 24 Конституции РФ предусматривает право каждого на возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права. Следовательно, судье должно быть обеспечено право доступа к материалам, а также право быть выслушанным и возражать по любому поводу, касающемуся его обвинения.
Статья: Производство по уголовным делам частного обвинения: к вопросу об оптимизации правового регулирования
(Орлова А.А.)
("Мировой судья", 2022, N 8)Так, уголовное дело по указанному преступлению не может быть рассмотрено по специально предусмотренным правилам производства у мирового судьи (ст. 318, 319, 321 - 323 УПК РФ), а "уголовно-процессуальным законом полномочия федерального судьи по уголовному делу частного обвинения не определены" <9>.
(Орлова А.А.)
("Мировой судья", 2022, N 8)Так, уголовное дело по указанному преступлению не может быть рассмотрено по специально предусмотренным правилам производства у мирового судьи (ст. 318, 319, 321 - 323 УПК РФ), а "уголовно-процессуальным законом полномочия федерального судьи по уголовному делу частного обвинения не определены" <9>.
Статья: Рассмотрение замечаний на протокол судебного заседания
(Милицин С.Д.)
("Уголовное судопроизводство", 2022, N 3)В настоящее время в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 (ред. от 31.07.2020) "О статусе судей в Российской Федерации" <6> полномочия федеральных судей не ограничены определенным сроком и прекращаются только в связи с вступлением в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи либо достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи. При этом ч. 6 ст. 11 указанного Закона прямо устанавливает, что судья федерального суда, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием. Принимая во внимание, что процедура рассмотрения замечаний на протокол судебного заседания непосредственно и неразрывно связана с рассмотрением дела по существу, хотя и осуществляется после постановления приговора, следует признать, что судья, рассматривающий дело по существу, должен рассматривать замечания на протокол судебного заседания, продолжая при этом осуществлять свои полномочия.
(Милицин С.Д.)
("Уголовное судопроизводство", 2022, N 3)В настоящее время в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 (ред. от 31.07.2020) "О статусе судей в Российской Федерации" <6> полномочия федеральных судей не ограничены определенным сроком и прекращаются только в связи с вступлением в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи либо достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи. При этом ч. 6 ст. 11 указанного Закона прямо устанавливает, что судья федерального суда, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием. Принимая во внимание, что процедура рассмотрения замечаний на протокол судебного заседания непосредственно и неразрывно связана с рассмотрением дела по существу, хотя и осуществляется после постановления приговора, следует признать, что судья, рассматривающий дело по существу, должен рассматривать замечания на протокол судебного заседания, продолжая при этом осуществлять свои полномочия.
Статья: Привлечение к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 116.1 УК
(Трофина И.А., Тютюник Р.Н.)
("Законность", 2021, N 5)Уголовно-процессуальным законом полномочия федерального судьи по уголовному делу частного обвинения не определены.
(Трофина И.А., Тютюник Р.Н.)
("Законность", 2021, N 5)Уголовно-процессуальным законом полномочия федерального судьи по уголовному делу частного обвинения не определены.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Дело в том, что анализ норм Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", касающихся отбора кандидатов на должности мировых судей, полномочий и порядка осуществления ими своей деятельности, прекращения полномочий мировых судей, свидетельствует о включении данного института именно в государственный судебный механизм, идентичный соответствующему механизму организации отбора, деятельности и прекращения полномочий судей федеральных судов.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Дело в том, что анализ норм Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", касающихся отбора кандидатов на должности мировых судей, полномочий и порядка осуществления ими своей деятельности, прекращения полномочий мировых судей, свидетельствует о включении данного института именно в государственный судебный механизм, идентичный соответствующему механизму организации отбора, деятельности и прекращения полномочий судей федеральных судов.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Дисциплинарная коллегия является преемником упраздненного Дисциплинарного судебного присутствия, которое действовало в 2010 - 2014 гг. и рассматривало жалобы на решения квалификационных коллегий судей страны о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращения Председателя Верховного Суда РФ или Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда квалификационными коллегиями судей было отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков <1>.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Дисциплинарная коллегия является преемником упраздненного Дисциплинарного судебного присутствия, которое действовало в 2010 - 2014 гг. и рассматривало жалобы на решения квалификационных коллегий судей страны о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращения Председателя Верховного Суда РФ или Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда квалификационными коллегиями судей было отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков <1>.