Политика конфиденциальности и пользовательское соглашение
Подборка наиболее важных документов по запросу Политика конфиденциальности и пользовательское соглашение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита персональных данных в эпоху надзорного капитализма
(Геращенко А.И., Рыбин А.И., Зюбанов К.А.)
("Международное правосудие", 2023, N 4)По вопросу сбора и дальнейшей обработки персональных данных в Российской Федерации обратимся к части 1 статьи 24 Конституции РФ, в которой закреплено, что "сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается". Данное положение конкретизировано для целей рекламы в Федеральном законе от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных". Так, согласно части 1 статьи 15 обработка персональных данных в маркетинговых целях "путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи. допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных". Онлайн-платформы в ряде случаев недобросовестно исполняют требование данной статьи, "пряча" согласие на обработку персональных данных в другие документы, такие как политика конфиденциальности, пользовательское или лицензионное соглашение, условия банковского обслуживания клиента банка и т.д.
(Геращенко А.И., Рыбин А.И., Зюбанов К.А.)
("Международное правосудие", 2023, N 4)По вопросу сбора и дальнейшей обработки персональных данных в Российской Федерации обратимся к части 1 статьи 24 Конституции РФ, в которой закреплено, что "сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается". Данное положение конкретизировано для целей рекламы в Федеральном законе от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных". Так, согласно части 1 статьи 15 обработка персональных данных в маркетинговых целях "путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи. допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных". Онлайн-платформы в ряде случаев недобросовестно исполняют требование данной статьи, "пряча" согласие на обработку персональных данных в другие документы, такие как политика конфиденциальности, пользовательское или лицензионное соглашение, условия банковского обслуживания клиента банка и т.д.
Статья: Автономия цифровых платформ генеративного искусственного интеллекта в регулировании отношений с пользователями
(Харитонова Ю.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)<12> В основном исследованию подверглись пользовательские соглашения и политики конфиденциальности наиболее популярных платформ, относящихся как к российской, так и к зарубежной юрисдикциям. Общий список популярных ресурсов можно увидеть, например, здесь: URL: https://journal.tinkoff.ru/short/ai-for-all/?ysclid=lngiqp9kyt977835755 (дата обращения: 02.02.2024).
(Харитонова Ю.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)<12> В основном исследованию подверглись пользовательские соглашения и политики конфиденциальности наиболее популярных платформ, относящихся как к российской, так и к зарубежной юрисдикциям. Общий список популярных ресурсов можно увидеть, например, здесь: URL: https://journal.tinkoff.ru/short/ai-for-all/?ysclid=lngiqp9kyt977835755 (дата обращения: 02.02.2024).
Нормативные акты
Приказ ФАС России от 23.05.2025 N 408/25
"Об утверждении политики ФАС России в отношении обработки персональных данных при регистрации пользователей в сервисе обеспечения деятельности в сфере тарифного регулирования (федеральная государственная информационная система "Единая информационно-аналитическая система тарифного регулирования")"7.6. Вся информация, которая собирается сторонними сервисами, в том числе платежными системами, средствами связи и другими поставщиками услуг, хранится и обрабатывается указанными лицами (операторами) в соответствии с их пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности в отношении субъекта персональных данных и (или) с указанными документами. Оператор не несет ответственность за действия третьих лиц, в том числе указанных в настоящем пункте поставщиков услуг.
"Об утверждении политики ФАС России в отношении обработки персональных данных при регистрации пользователей в сервисе обеспечения деятельности в сфере тарифного регулирования (федеральная государственная информационная система "Единая информационно-аналитическая система тарифного регулирования")"7.6. Вся информация, которая собирается сторонними сервисами, в том числе платежными системами, средствами связи и другими поставщиками услуг, хранится и обрабатывается указанными лицами (операторами) в соответствии с их пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности в отношении субъекта персональных данных и (или) с указанными документами. Оператор не несет ответственность за действия третьих лиц, в том числе указанных в настоящем пункте поставщиков услуг.
Приказ Роструда от 30.06.2016 N 246
(ред. от 27.03.2024)
"Об утверждении Положения о системе электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф" и регламентов эксплуатации сервисов"4. Конфиденциальность и защита персональных данных
(ред. от 27.03.2024)
"Об утверждении Положения о системе электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф" и регламентов эксплуатации сервисов"4. Конфиденциальность и защита персональных данных
Статья: Гражданско-правовые аспекты регулирования оборота персональных данных
(Савельев А.И.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)Нельзя сказать, что в России никаких мер не было принято в отношении бесплатных интернет-сервисов или мобильных приложений в части их регулирования в контексте законодательства о защите прав потребителей. В 2018 г. были приняты изменения в Закон о защите прав потребителей, в рамках которых было введено понятие "владелец агрегатора информации о товарах (услугах)" <7>. Они позволили в определенном объеме подвести ряд информационных интернет-сервисов посреднического характера под некоторое регулирование законодательства о защите прав потребителей. И если ранее такие интернет-платформы могли ссылаться на свой посреднический характер и формально безвозмездный характер своих сервисов как основание для отказа потребителям в удовлетворении их требований, то сейчас у них появился ряд обязанностей в рамках Закона о защите прав потребителей <8>. Однако это не позволило охватить данным регулированием значительное количество интернет-сервисов, которые по-прежнему могут ссылаться на безвозмездный характер своей деятельности для выведения себя из-под действия законодательства о защите прав потребителей, в частности это касается поисковых сервисов, социальных сетей и мессенджеров, навигационных и картографических сервисов. Однако именно они собирают значительные объемы персональных данных граждан, не особенно афишируя это в пользовательских соглашениях с ними, а указывая в отдельных документах вроде "политики конфиденциальности". Таким образом, проблема защиты пользователей подобных сервисов в рамках использования их для личных и семейных нужд пока не решена. В связи с этим возможность квалификации предоставляемой сервисам возможности по обработке персональных данных в расширенном объеме является весьма востребованной, в том числе и для целей защиты самих субъектов персональных данных при вступлении их в потребительские отношения.
(Савельев А.И.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)Нельзя сказать, что в России никаких мер не было принято в отношении бесплатных интернет-сервисов или мобильных приложений в части их регулирования в контексте законодательства о защите прав потребителей. В 2018 г. были приняты изменения в Закон о защите прав потребителей, в рамках которых было введено понятие "владелец агрегатора информации о товарах (услугах)" <7>. Они позволили в определенном объеме подвести ряд информационных интернет-сервисов посреднического характера под некоторое регулирование законодательства о защите прав потребителей. И если ранее такие интернет-платформы могли ссылаться на свой посреднический характер и формально безвозмездный характер своих сервисов как основание для отказа потребителям в удовлетворении их требований, то сейчас у них появился ряд обязанностей в рамках Закона о защите прав потребителей <8>. Однако это не позволило охватить данным регулированием значительное количество интернет-сервисов, которые по-прежнему могут ссылаться на безвозмездный характер своей деятельности для выведения себя из-под действия законодательства о защите прав потребителей, в частности это касается поисковых сервисов, социальных сетей и мессенджеров, навигационных и картографических сервисов. Однако именно они собирают значительные объемы персональных данных граждан, не особенно афишируя это в пользовательских соглашениях с ними, а указывая в отдельных документах вроде "политики конфиденциальности". Таким образом, проблема защиты пользователей подобных сервисов в рамках использования их для личных и семейных нужд пока не решена. В связи с этим возможность квалификации предоставляемой сервисам возможности по обработке персональных данных в расширенном объеме является весьма востребованной, в том числе и для целей защиты самих субъектов персональных данных при вступлении их в потребительские отношения.
Статья: Цифровые следы и цифровые тени: правовая квалификация
(Гапанович А.В.)
("Юрист", 2022, N 6)Однако предоставление субъектом указанного согласия в сети Интернет осуществляется через заранее установленные владельцем сайта формы по модели click-wrap-соглашений, т.е. посредством щелчка мышью и проставления галочки в графе "Согласен с условиями Политики конфиденциальности" (или подобное). Данная модель дачи согласия представляется ограничивающей права пользователя как субъекта персональных данных, установленных Федеральным законом "О персональных данных", ввиду того, что совершение субъектом соответствующих действий на сайте (например, создание аккаунта в определенной социальной сети либо личного кабинета в выбранном банке и т.д.) обусловлено необходимостью подписания политик конфиденциальности, т.е., по сути, дачи согласия на обработку персональных данных. Соответственно, в силу явного неравенства статусов субъекта и оператора утверждать о даче добровольного согласия субъектом данных в таком случае не приходится. В связи с этим фактически подобное "согласие" является формальностью.
(Гапанович А.В.)
("Юрист", 2022, N 6)Однако предоставление субъектом указанного согласия в сети Интернет осуществляется через заранее установленные владельцем сайта формы по модели click-wrap-соглашений, т.е. посредством щелчка мышью и проставления галочки в графе "Согласен с условиями Политики конфиденциальности" (или подобное). Данная модель дачи согласия представляется ограничивающей права пользователя как субъекта персональных данных, установленных Федеральным законом "О персональных данных", ввиду того, что совершение субъектом соответствующих действий на сайте (например, создание аккаунта в определенной социальной сети либо личного кабинета в выбранном банке и т.д.) обусловлено необходимостью подписания политик конфиденциальности, т.е., по сути, дачи согласия на обработку персональных данных. Соответственно, в силу явного неравенства статусов субъекта и оператора утверждать о даче добровольного согласия субъектом данных в таком случае не приходится. В связи с этим фактически подобное "согласие" является формальностью.
Статья: Предмет и гражданско-правовая природа договоров об обработке больших данных (на примере пользовательских соглашений)
(Родионов И.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)Соответственно, в рассматриваемых соглашениях содержатся условия об использовании персональных данных. Так, в соглашении, заключаемом Google, закреплено, что компания "...будет обрабатывать (включая, в зависимости от применимости к Сервисам обработки и Инструкциям по сбору, записи, организации, структурированию, хранению, изменению, извлечению, использованию, раскрытию, объединению, стиранию и уничтожению) Персональные данные Клиента с целью предоставления Услуг обработки и любой связанной с ними технической поддержки Клиенту в соответствии с настоящими Условиями обработки данных" (приложение 1). В политике конфиденциальности закреплены цели использования персональных данных Яндексом, а также уточнены права пользователей. Аналогичные положения содержатся и в преамбуле условий использования Google-аналитики <15>. В соглашении Яндекс.Аналитика закреплена отсылка к отдельным регулирующим документам - "Пользовательское соглашение" <16> и "Политика конфиденциальности" <17>. В п. 1.4 Пользовательского соглашения указано, что "начиная использовать какой-либо сервис/его отдельные функции либо пройдя процедуру регистрации, Пользователь считается принявшим условия Соглашения в полном объеме, без всяких оговорок и исключений. В случае несогласия Пользователя с какими-либо из положений Соглашения Пользователь не вправе использовать сервисы Яндекса".
(Родионов И.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)Соответственно, в рассматриваемых соглашениях содержатся условия об использовании персональных данных. Так, в соглашении, заключаемом Google, закреплено, что компания "...будет обрабатывать (включая, в зависимости от применимости к Сервисам обработки и Инструкциям по сбору, записи, организации, структурированию, хранению, изменению, извлечению, использованию, раскрытию, объединению, стиранию и уничтожению) Персональные данные Клиента с целью предоставления Услуг обработки и любой связанной с ними технической поддержки Клиенту в соответствии с настоящими Условиями обработки данных" (приложение 1). В политике конфиденциальности закреплены цели использования персональных данных Яндексом, а также уточнены права пользователей. Аналогичные положения содержатся и в преамбуле условий использования Google-аналитики <15>. В соглашении Яндекс.Аналитика закреплена отсылка к отдельным регулирующим документам - "Пользовательское соглашение" <16> и "Политика конфиденциальности" <17>. В п. 1.4 Пользовательского соглашения указано, что "начиная использовать какой-либо сервис/его отдельные функции либо пройдя процедуру регистрации, Пользователь считается принявшим условия Соглашения в полном объеме, без всяких оговорок и исключений. В случае несогласия Пользователя с какими-либо из положений Соглашения Пользователь не вправе использовать сервисы Яндекса".
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Здесь важно отметить, что пользовательское соглашение, договор о предоставлении облачных сервисов, о доступе к цифровому контенту или иной договор в цифровой сфере не обязательно существует в виде единого документа, а может состоять из различных элементов: политики конфиденциальности и политики допустимого использования, соглашения об уровне обслуживания, а также иных документов и приложений. При этом возможность оформления условий сделки в виде нескольких документов не препятствует квалификации ее как заключенной в письменной форме.
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Здесь важно отметить, что пользовательское соглашение, договор о предоставлении облачных сервисов, о доступе к цифровому контенту или иной договор в цифровой сфере не обязательно существует в виде единого документа, а может состоять из различных элементов: политики конфиденциальности и политики допустимого использования, соглашения об уровне обслуживания, а также иных документов и приложений. При этом возможность оформления условий сделки в виде нескольких документов не препятствует квалификации ее как заключенной в письменной форме.
Статья: Правовые вопросы внедрения перспективных технологий межотраслевого назначения в условиях экономики данных
(Харитонова Ю.С., Савина В.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Для уяснения существующей ситуации в рассматриваемой сфере в ходе работы научно-образовательного Центра правовых исследований искусственного интеллекта и цифровой экономики юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова было проведено исследование пользовательских и лицензионных соглашений и политик конфиденциальности (документов, адресованных получателям услуг и размещенных от лица владельца платформы на сайтах в открытом доступе, далее - пользовательские соглашения) 30 разноплановых по функционалу платформ генеративного искусственного интеллекта, предназначенных для решения типовых задач <7>.
(Харитонова Ю.С., Савина В.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Для уяснения существующей ситуации в рассматриваемой сфере в ходе работы научно-образовательного Центра правовых исследований искусственного интеллекта и цифровой экономики юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова было проведено исследование пользовательских и лицензионных соглашений и политик конфиденциальности (документов, адресованных получателям услуг и размещенных от лица владельца платформы на сайтах в открытом доступе, далее - пользовательские соглашения) 30 разноплановых по функционалу платформ генеративного искусственного интеллекта, предназначенных для решения типовых задач <7>.
Статья: Правовая природа поминутной аренды транспортного средства (каршеринга)
(Мальцева Т.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2)К примеру, "условия использования сервиса Яндекс.Драйв" <15> содержат внушительный перечень документов-оснований, предлагаемых к подписанию потенциальному пользователю, включая пользовательское соглашение сервисов Яндекса, политику конфиденциальности, правила программы лояльности "Яндекс.Плюс Кэшбэк", условия использования привязанных карт в сервисах Яндекса, лицензионное соглашение на использование программы "Яндекс.Драйв" для мобильных устройств, а также договор аренды транспортного средства. Эти соглашения в совокупности и образуют договорный комплекс. Приведем другой пример. Пользование сервисом "Белкакар" предполагает подписание как минимум трех соглашений, образующих договорный комплекс. В их числе: пользовательское соглашение, договор присоединения, а также политика конфиденциальности <16>.
(Мальцева Т.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2)К примеру, "условия использования сервиса Яндекс.Драйв" <15> содержат внушительный перечень документов-оснований, предлагаемых к подписанию потенциальному пользователю, включая пользовательское соглашение сервисов Яндекса, политику конфиденциальности, правила программы лояльности "Яндекс.Плюс Кэшбэк", условия использования привязанных карт в сервисах Яндекса, лицензионное соглашение на использование программы "Яндекс.Драйв" для мобильных устройств, а также договор аренды транспортного средства. Эти соглашения в совокупности и образуют договорный комплекс. Приведем другой пример. Пользование сервисом "Белкакар" предполагает подписание как минимум трех соглашений, образующих договорный комплекс. В их числе: пользовательское соглашение, договор присоединения, а также политика конфиденциальности <16>.
Статья: Новый вид распоряжений на случай смерти в условиях цифровизации: Digital Legacy
(Костина О.В.)
("Наследственное право", 2023, N 1)Компания Apple позиционирует конфиденциальность данных как приоритетный параметр пользовательского соглашения с владельцами устройств, которым регулируется использование программного обеспечения, служб, веб-сайтов iCloud и других продуктов данной корпорации. Обращаясь к пользовательскому соглашению iCloud, владелец Apple должен ознакомиться и принять условие, что информация пользователя является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Данная политика поставила компанию в сложную ситуацию в связи с запросами и критикой наследников умерших, так как функции доступа к данным умершего получить было невозможно. В настоящее время компания начала предоставлять право определенным при жизни наследодателя лицам - наследникам запросить доступ к учетной записи покойного и выгрузить их.
(Костина О.В.)
("Наследственное право", 2023, N 1)Компания Apple позиционирует конфиденциальность данных как приоритетный параметр пользовательского соглашения с владельцами устройств, которым регулируется использование программного обеспечения, служб, веб-сайтов iCloud и других продуктов данной корпорации. Обращаясь к пользовательскому соглашению iCloud, владелец Apple должен ознакомиться и принять условие, что информация пользователя является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Данная политика поставила компанию в сложную ситуацию в связи с запросами и критикой наследников умерших, так как функции доступа к данным умершего получить было невозможно. В настоящее время компания начала предоставлять право определенным при жизни наследодателя лицам - наследникам запросить доступ к учетной записи покойного и выгрузить их.
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)4) исполнение договора, стороной которого является субъект персональных данных. Здесь следует отметить, что в отличие от положений п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных данное положение сформулировано значительно уже и в нем не предусмотрена возможность передачи персональных данных в связи с заключением договора, а также если субъект персональных данных является выгодоприобретателем или поручителем по такому договору. Для применения рассматриваемого исключения необходимо, чтобы трансграничная передача персональных данных вытекала из предмета заключенного договора. Например, трансграничная передача данных о клиенте туристическим агентством в зарубежный отель для целей бронирования неразрывно связана с предметом туристических услуг. Аналогичным образом исполнение договора на предоставление трансграничных "облачных" сервисов может быть сопряжено с циркулированием данных через различные дата-центры, находящиеся в разных странах. В этой связи принимаемое посредством галочки пользовательское соглашение на предоставление сервисов, оказание которых невозможно без осуществления обработки данных в зарубежных дата-центрах, может являться легитимирующим основанием для трансграничной передачи персональных данных в страны, не обеспечивающие адекватный уровень защиты прав субъектов персональных данных, например в США, Китай, Индию или Беларусь. При этом принятие условий такого пользовательского соглашения не следует путать с выражением согласия с политикой конфиденциальности посредством проставления галочки, что, по сути, эквивалентно даче согласия на обработку персональных данных на условиях такой политики. В последнем случае, поскольку такое согласие должно быть предоставлено обязательно в письменной форме с соблюдением положений ч. 4 ст. 9 Закона о персональных данных, проставления галочки недостаточно. В этой связи надо достаточно четко разграничивать обработку персональных данных на основе пользовательского соглашения и согласия, особенно в случаях, когда и то и другое предполагает проставление галочки субъектом;
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)4) исполнение договора, стороной которого является субъект персональных данных. Здесь следует отметить, что в отличие от положений п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных данное положение сформулировано значительно уже и в нем не предусмотрена возможность передачи персональных данных в связи с заключением договора, а также если субъект персональных данных является выгодоприобретателем или поручителем по такому договору. Для применения рассматриваемого исключения необходимо, чтобы трансграничная передача персональных данных вытекала из предмета заключенного договора. Например, трансграничная передача данных о клиенте туристическим агентством в зарубежный отель для целей бронирования неразрывно связана с предметом туристических услуг. Аналогичным образом исполнение договора на предоставление трансграничных "облачных" сервисов может быть сопряжено с циркулированием данных через различные дата-центры, находящиеся в разных странах. В этой связи принимаемое посредством галочки пользовательское соглашение на предоставление сервисов, оказание которых невозможно без осуществления обработки данных в зарубежных дата-центрах, может являться легитимирующим основанием для трансграничной передачи персональных данных в страны, не обеспечивающие адекватный уровень защиты прав субъектов персональных данных, например в США, Китай, Индию или Беларусь. При этом принятие условий такого пользовательского соглашения не следует путать с выражением согласия с политикой конфиденциальности посредством проставления галочки, что, по сути, эквивалентно даче согласия на обработку персональных данных на условиях такой политики. В последнем случае, поскольку такое согласие должно быть предоставлено обязательно в письменной форме с соблюдением положений ч. 4 ст. 9 Закона о персональных данных, проставления галочки недостаточно. В этой связи надо достаточно четко разграничивать обработку персональных данных на основе пользовательского соглашения и согласия, особенно в случаях, когда и то и другое предполагает проставление галочки субъектом;
"Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов"
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Но Яндекс не проверяет предоставленную персональную информацию, за исключением случаев, предусмотренных пользовательским соглашением или условиями использования отдельных сервисов, и не может судить о ее достоверности, а также о том, обладаете ли вы достаточной правоспособностью для предоставления соответствующей персональной информации. Тем не менее, Яндекс исходит из того, что субъект гражданских отношений представляет достоверную и достаточную информацию, а также своевременно обновляет ее <12>.
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Но Яндекс не проверяет предоставленную персональную информацию, за исключением случаев, предусмотренных пользовательским соглашением или условиями использования отдельных сервисов, и не может судить о ее достоверности, а также о том, обладаете ли вы достаточной правоспособностью для предоставления соответствующей персональной информации. Тем не менее, Яндекс исходит из того, что субъект гражданских отношений представляет достоверную и достаточную информацию, а также своевременно обновляет ее <12>.
Статья: Проблемы защиты персональных данных в цифровом мире и пути их решения
(Дмитриева Е.Г.)
("Право и бизнес", 2021, N 3)- введение обязанности излагать цели сбора и обработки персональных данных в конкретизированной форме, указывать исчерпывающий перечень лиц, которым могут передаваться персональные данные, так как в настоящее время формулировки, которые обнаруживаются в пользовательских соглашениях и соглашениях о конфиденциальности, оставляют желать лучшего. Так, например, сайт сети магазинов Zara в политике конфиденциальности сообщает, что "если вы пользуетесь социальными сетями, мы можем предоставить компаниям, с которыми мы сотрудничаем, определенную информацию" <11>. Вызывает недоумение не только тот факт, что данные могут передаваться неизвестному количеству субъектов, с чьими политиками обработки персональных данных пользователь даже не может ознакомиться в силу того, что в принципе отсутствует понимание, кому эти данные передаются, но и то, что остается неясным, что понимается под "определенной информацией";
(Дмитриева Е.Г.)
("Право и бизнес", 2021, N 3)- введение обязанности излагать цели сбора и обработки персональных данных в конкретизированной форме, указывать исчерпывающий перечень лиц, которым могут передаваться персональные данные, так как в настоящее время формулировки, которые обнаруживаются в пользовательских соглашениях и соглашениях о конфиденциальности, оставляют желать лучшего. Так, например, сайт сети магазинов Zara в политике конфиденциальности сообщает, что "если вы пользуетесь социальными сетями, мы можем предоставить компаниям, с которыми мы сотрудничаем, определенную информацию" <11>. Вызывает недоумение не только тот факт, что данные могут передаваться неизвестному количеству субъектов, с чьими политиками обработки персональных данных пользователь даже не может ознакомиться в силу того, что в принципе отсутствует понимание, кому эти данные передаются, но и то, что остается неясным, что понимается под "определенной информацией";