Политическая партия некоммерческая организация
Подборка наиболее важных документов по запросу Политическая партия некоммерческая организация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Глава 27. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Глава 27. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
Статья: Политические партии: понятие, правовое положение, порядок создания и деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности процедуры регистрации политической партии (как некоммерческой организации) определены в Административном регламенте по предоставлению государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (утв. Приказом Минюста России от 26.09.2022 N 199). До регистрации политической партии уполномоченный регистрирующий орган должен проверить документы, представленные на регистрацию, на соответствие требованиям Закона о партиях. Изменения в реестр вносятся в течение пяти дней с даты принятия решения регистрирующим органом (п. 5 ст. 15 Закона о партиях).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности процедуры регистрации политической партии (как некоммерческой организации) определены в Административном регламенте по предоставлению государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (утв. Приказом Минюста России от 26.09.2022 N 199). До регистрации политической партии уполномоченный регистрирующий орган должен проверить документы, представленные на регистрацию, на соответствие требованиям Закона о партиях. Изменения в реестр вносятся в течение пяти дней с даты принятия решения регистрирующим органом (п. 5 ст. 15 Закона о партиях).
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 27. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
(ред. от 31.07.2025)Глава 27. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
Приказ Минюста России от 05.06.2024 N 180
"Об утверждении Порядка и сроков размещения некоммерческими организациями (за исключением политических партий) устава на информационном ресурсе Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2024 N 78489)Зарегистрировано в Минюсте России 7 июня 2024 г. N 78489
"Об утверждении Порядка и сроков размещения некоммерческими организациями (за исключением политических партий) устава на информационном ресурсе Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2024 N 78489)Зарегистрировано в Минюсте России 7 июня 2024 г. N 78489
"Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: монография"
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)4) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, некоммерческой организации, не являющейся юридическим лицом, при условии если нарушения являются грубыми, связаны с осуществлением террористической или экстремистской деятельности и не могут быть устранены в установленном законом порядке (п. 1 ч. 3 ст. 1 КАС РФ);
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)4) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, некоммерческой организации, не являющейся юридическим лицом, при условии если нарушения являются грубыми, связаны с осуществлением террористической или экстремистской деятельности и не могут быть устранены в установленном законом порядке (п. 1 ч. 3 ст. 1 КАС РФ);
Статья: Конституционно-правовые механизмы формирования единой системы публичной власти в Российской Федерации
(Чеботарев Г.Н.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 6)Разделяя мнение С.А. Авакьяна об общественной власти как разновидности публичной власти, представляющей собой прежде всего самоорганизацию народа <7>, отметим, что общественной властью обладают различные институты гражданского общества: общественные объединения, включая политические партии, некоммерческие организации, а также такие общественно-государственные структуры, как общественные палаты и др. Общественная власть распространяется на членов данных формирований, которые выполняют ее предписания, как правило, без общественного принуждения, добровольно. Вместе с тем органы общественной власти, выступая от имени гражданского общества или отдельных его структурных элементов, обеспечивают консультативное участие граждан и институтов гражданского общества в осуществлении государственной власти и местного самоуправления. Происходит взаимодействие властей, выстраивается диалог общественных органов с органами государственной и муниципальной власти, в ходе которого согласовываются общественно значимые интересы, вырабатываются, а затем принимаются законы, муниципальные правовые акты, решения по важнейшим вопросам социально-экономического развития регионов, муниципальных образований. Укреплению взаимодействия всех форм публичной власти способствует п. "е.1" ст. 114 Конституции РФ, предусматривающий, что Правительство РФ "осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики".
(Чеботарев Г.Н.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 6)Разделяя мнение С.А. Авакьяна об общественной власти как разновидности публичной власти, представляющей собой прежде всего самоорганизацию народа <7>, отметим, что общественной властью обладают различные институты гражданского общества: общественные объединения, включая политические партии, некоммерческие организации, а также такие общественно-государственные структуры, как общественные палаты и др. Общественная власть распространяется на членов данных формирований, которые выполняют ее предписания, как правило, без общественного принуждения, добровольно. Вместе с тем органы общественной власти, выступая от имени гражданского общества или отдельных его структурных элементов, обеспечивают консультативное участие граждан и институтов гражданского общества в осуществлении государственной власти и местного самоуправления. Происходит взаимодействие властей, выстраивается диалог общественных органов с органами государственной и муниципальной власти, в ходе которого согласовываются общественно значимые интересы, вырабатываются, а затем принимаются законы, муниципальные правовые акты, решения по важнейшим вопросам социально-экономического развития регионов, муниципальных образований. Укреплению взаимодействия всех форм публичной власти способствует п. "е.1" ст. 114 Конституции РФ, предусматривающий, что Правительство РФ "осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики".
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- государственную регистрацию некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- государственную регистрацию некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;
Статья: Об изменении статуса политических партий Российской Федерации в первом десятилетии XXI в.
(Страхов И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Как отмечают исследователи, политические партии являются одним из основных институтов функционирования гражданского общества, задачей которых является то, что данные общественные объединения призваны выражать политическую волю гражданского общества и участвовать в реализации государственной политики <5>. В этой связи следует отметить дуалистическую природу политических партий как участников правоотношения. С одной стороны, политическая партия - это некоммерческая организация, которая имеет соответствующие гражданские права и несет обязанности. С другой стороны, в деятельности партий проявляется их публично-правовая функция, при помощи которой партии участвуют в реализации государственно-правовых отношений.
(Страхов И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Как отмечают исследователи, политические партии являются одним из основных институтов функционирования гражданского общества, задачей которых является то, что данные общественные объединения призваны выражать политическую волю гражданского общества и участвовать в реализации государственной политики <5>. В этой связи следует отметить дуалистическую природу политических партий как участников правоотношения. С одной стороны, политическая партия - это некоммерческая организация, которая имеет соответствующие гражданские права и несет обязанности. С другой стороны, в деятельности партий проявляется их публично-правовая функция, при помощи которой партии участвуют в реализации государственно-правовых отношений.
Статья: Публичная служба и общественное представительство: синергия сотрудничества
(Чеботарев Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)Общественной властью обладают различные институты гражданского общества: общественные объединения, включая политические партии, некоммерческие организации, общественные палаты и другие институты гражданского общества. Общественная власть распространяется на членов данных формирований, которые выполняют ее предписания, как правило, без какого-либо общественного принуждения, добровольно. Вместе с тем органы общественной власти, выступая от имени гражданского общества или отдельных его структурных элементов, обеспечивают консультативное участие граждан и институтов гражданского общества в осуществлении государственной власти и местного самоуправления. Происходит взаимодействие властей, выстраивается диалог общественных органов с органами государственной и муниципальной власти, в ходе которого согласовываются общественно значимые интересы, потребности людей, вырабатываются, а затем принимаются законы, муниципальные правовые акты, решения по важнейшим вопросам социально-экономического развития регионов, муниципальных образований. Таким образом, общественная власть фактически взаимодействует с единой системой органов государственной и муниципальной власти.
(Чеботарев Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)Общественной властью обладают различные институты гражданского общества: общественные объединения, включая политические партии, некоммерческие организации, общественные палаты и другие институты гражданского общества. Общественная власть распространяется на членов данных формирований, которые выполняют ее предписания, как правило, без какого-либо общественного принуждения, добровольно. Вместе с тем органы общественной власти, выступая от имени гражданского общества или отдельных его структурных элементов, обеспечивают консультативное участие граждан и институтов гражданского общества в осуществлении государственной власти и местного самоуправления. Происходит взаимодействие властей, выстраивается диалог общественных органов с органами государственной и муниципальной власти, в ходе которого согласовываются общественно значимые интересы, потребности людей, вырабатываются, а затем принимаются законы, муниципальные правовые акты, решения по важнейшим вопросам социально-экономического развития регионов, муниципальных образований. Таким образом, общественная власть фактически взаимодействует с единой системой органов государственной и муниципальной власти.
Статья: Актуальные задачи для конституционного законодательства в Конвенции ООН против коррупции 2003 г.
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)4. Особое значение для профилактики коррупции имеет направление развития законодательства о статусе различных институтов гражданского общества (политических партий, некоммерческих организаций, средств массовой информации и т.д.), укрепление которого очевидно потребуется для реализации положений ст. 13 Конвенции, посвященной гарантиям прозрачности деятельности органов власти и вовлечению граждан в принятие государственно-властных решений (п. 1 ст. 13 <10>).
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)4. Особое значение для профилактики коррупции имеет направление развития законодательства о статусе различных институтов гражданского общества (политических партий, некоммерческих организаций, средств массовой информации и т.д.), укрепление которого очевидно потребуется для реализации положений ст. 13 Конвенции, посвященной гарантиям прозрачности деятельности органов власти и вовлечению граждан в принятие государственно-властных решений (п. 1 ст. 13 <10>).
Статья: Конституционные преобразования в Российской Федерации и взаимодействие международного и внутригосударственного права: преемственность и новизна
(Морозов А.Н., Каширкина А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Поправка к ст. 79 Конституции РФ вызвала бурные дискуссии. В частности, рабочая группа по разработке конституционных поправок получила более тысячи предложений, которые обсуждались на различных площадках: в ходе встреч с представителями законодательных собраний субъектов РФ, в средствах массовой информации, политических партиях, некоммерческих организациях, на мероприятиях, организованных высшими учебными заведениями, в зарубежных изданиях <8>. В юридическом сообществе различные точки зрения об оценке конституционных поправок высказывали, в частности, А.Я. Капустин <9>, С.А. Авакьян, М.Н. Марченко <10>, А.С. Исполинов <11> и другие ученые. В настоящее время научные исследования по анализу этой поправки находятся в стадии "вызревания", но имеется много материалов в прессе. Например, А.А. Клишас, комментируя конституционные преобразования и, в частности, рассматриваемую поправку, отмечает: "Очень важная поправка касается примата конституционных положений над нормами международного права. Она следует из самой природы Конституции как особого нормативного акта, обладающего свойствами верховенства и высшей юридической силы. Приоритет конституционных норм перед нормами международного права сам по себе является конституционным механизмом, гарантирующим реализацию положений Конституции... Однако очень важно подчеркнуть: мы не идем к какой-то изоляции, мы не пытаемся уйти от исполнения наших международных обязательств. Этого нет. Мы будем отстаивать наш суверенитет и конституционно-правовую идентичность" <12>. Таким образом, суть этой поправки в Российской Федерации не рассматривается как односторонний отказ от выполнения всех международных обязательств, однако прописывается конституционно-правовой механизм защиты национальных интересов от "повреждающего" и деструктивного воздействия международных правовых актов, противоречащих российской Конституции.
(Морозов А.Н., Каширкина А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Поправка к ст. 79 Конституции РФ вызвала бурные дискуссии. В частности, рабочая группа по разработке конституционных поправок получила более тысячи предложений, которые обсуждались на различных площадках: в ходе встреч с представителями законодательных собраний субъектов РФ, в средствах массовой информации, политических партиях, некоммерческих организациях, на мероприятиях, организованных высшими учебными заведениями, в зарубежных изданиях <8>. В юридическом сообществе различные точки зрения об оценке конституционных поправок высказывали, в частности, А.Я. Капустин <9>, С.А. Авакьян, М.Н. Марченко <10>, А.С. Исполинов <11> и другие ученые. В настоящее время научные исследования по анализу этой поправки находятся в стадии "вызревания", но имеется много материалов в прессе. Например, А.А. Клишас, комментируя конституционные преобразования и, в частности, рассматриваемую поправку, отмечает: "Очень важная поправка касается примата конституционных положений над нормами международного права. Она следует из самой природы Конституции как особого нормативного акта, обладающего свойствами верховенства и высшей юридической силы. Приоритет конституционных норм перед нормами международного права сам по себе является конституционным механизмом, гарантирующим реализацию положений Конституции... Однако очень важно подчеркнуть: мы не идем к какой-то изоляции, мы не пытаемся уйти от исполнения наших международных обязательств. Этого нет. Мы будем отстаивать наш суверенитет и конституционно-правовую идентичность" <12>. Таким образом, суть этой поправки в Российской Федерации не рассматривается как односторонний отказ от выполнения всех международных обязательств, однако прописывается конституционно-правовой механизм защиты национальных интересов от "повреждающего" и деструктивного воздействия международных правовых актов, противоречащих российской Конституции.