Показатели эффективности деятельности медицинских организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Показатели эффективности деятельности медицинских организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Аналитические методы контроля обеспеченности коммерческих медицинских организаций основными средствами
(Серебрякова Т.Ю., Егоров Н.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)3. Эльбек Ю.В. Система показателей для оценки эффективности деятельности медицинских организаций на примере московских поликлиник // Здоровье мегаполиса. 2023. Т. 4. N 2. С. 4 - 14. URL: https://doi.org/10.47619/2713-2617.zm.2023.v.4i2;4-14.
(Серебрякова Т.Ю., Егоров Н.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)3. Эльбек Ю.В. Система показателей для оценки эффективности деятельности медицинских организаций на примере московских поликлиник // Здоровье мегаполиса. 2023. Т. 4. N 2. С. 4 - 14. URL: https://doi.org/10.47619/2713-2617.zm.2023.v.4i2;4-14.
Статья: Достойное социальное обеспечение как одна из стратегических целей Международной организации труда
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Проблема доступности медицинской помощи является одной из наиболее актуальных для России, вызывающих справедливое недовольство у населения. Чем дальше от европейской части страны расположен населенный пункт, тем меньше в нем медицинских организаций и медицинских работников. Экономический подход к здравоохранению, введение показателей рентабельности в оценку эффективности деятельности медицинских организаций привели к закрытию участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) во многих населенных пунктах. Результатом оптимизации расходов на здравоохранение стало отсутствие медицинских работников в поселках, где численность жителей не превышает 500 человек. В 14 субъектах РФ отсутствуют краевые, республиканские и областные многопрофильные детские больницы. В ряде регионов существующие больницы не имеют необходимого оборудования для выхаживания детей с тяжелой патологией, экстремально низким весом тела. Не во всех больницах имеется автономное аварийное энергообеспечение, системы вакуума, необходимой вентиляции помещений.
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Проблема доступности медицинской помощи является одной из наиболее актуальных для России, вызывающих справедливое недовольство у населения. Чем дальше от европейской части страны расположен населенный пункт, тем меньше в нем медицинских организаций и медицинских работников. Экономический подход к здравоохранению, введение показателей рентабельности в оценку эффективности деятельности медицинских организаций привели к закрытию участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) во многих населенных пунктах. Результатом оптимизации расходов на здравоохранение стало отсутствие медицинских работников в поселках, где численность жителей не превышает 500 человек. В 14 субъектах РФ отсутствуют краевые, республиканские и областные многопрофильные детские больницы. В ряде регионов существующие больницы не имеют необходимого оборудования для выхаживания детей с тяжелой патологией, экстремально низким весом тела. Не во всех больницах имеется автономное аварийное энергообеспечение, системы вакуума, необходимой вентиляции помещений.
Нормативные акты
Приказ Минздрава России от 21.08.2025 N 496н
"Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2025 N 83407)2) разрабатывает и устанавливает показатели эффективности деятельности медицинских организаций, позволяющие провести оценку возможности реализации заявленных медицинской организацией объемов медицинской помощи;
"Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2025 N 83407)2) разрабатывает и устанавливает показатели эффективности деятельности медицинских организаций, позволяющие провести оценку возможности реализации заявленных медицинской организацией объемов медицинской помощи;
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)17. Руководители медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, несут ответственность за непринятие мер по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, в соответствии с трудовым законодательством. В трудовых договорах с руководителями указанных медицинских организаций в показатели эффективности работы руководителей включаются результаты независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями и выполнения плана по устранению недостатков, выявленных в ходе такой оценки.
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)17. Руководители медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, несут ответственность за непринятие мер по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, в соответствии с трудовым законодательством. В трудовых договорах с руководителями указанных медицинских организаций в показатели эффективности работы руководителей включаются результаты независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями и выполнения плана по устранению недостатков, выявленных в ходе такой оценки.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Кроме того, Законом предусмотрена возможность привлечения к работе в сфере пробации коммерческих и некоммерческих, в том числе религиозных, социально ориентированных некоммерческих организаций, организаций и общественных объединений, негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных, медицинских организаций, индивидуальных предпринимателей, в том числе на основании соглашений, заключенных с субъектами пробации, общественных наблюдательных комиссий, а также граждан.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Кроме того, Законом предусмотрена возможность привлечения к работе в сфере пробации коммерческих и некоммерческих, в том числе религиозных, социально ориентированных некоммерческих организаций, организаций и общественных объединений, негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных, медицинских организаций, индивидуальных предпринимателей, в том числе на основании соглашений, заключенных с субъектами пробации, общественных наблюдательных комиссий, а также граждан.
Статья: Стандартные операционные процедуры: аптечная и медицинская организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Управление качеством и безопасностью медицинской деятельности в медицинской организации. Цель направления: информирование медицинских организаций об основных показателях, которые позволят обеспечить условия для организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, соблюсти принципы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Управление качеством и безопасностью медицинской деятельности в медицинской организации. Цель направления: информирование медицинских организаций об основных показателях, которые позволят обеспечить условия для организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, соблюсти принципы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности.
Статья: Здравоохранение. Мнения
(Перминова Е., Башанкаев Б., Моор А., Катренко В., Попович Л., Хан Н., Смирнов К., Цывова В., Домников А., Кузнецов Д., Муравьев Д., Толстов Д., Трошин А., Устюгов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 4)Выявлены проблемы эффективного использования средств ОМС регионами, несовершенства методики оценки деятельности медицинских организаций в части использования показателей, отражающих результативность оказания медицинской помощи.
(Перминова Е., Башанкаев Б., Моор А., Катренко В., Попович Л., Хан Н., Смирнов К., Цывова В., Домников А., Кузнецов Д., Муравьев Д., Толстов Д., Трошин А., Устюгов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 4)Выявлены проблемы эффективного использования средств ОМС регионами, несовершенства методики оценки деятельности медицинских организаций в части использования показателей, отражающих результативность оказания медицинской помощи.
Статья: Актуальные вопросы применения законодательства об обязательном медицинском страховании
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Несмотря на то что распределение объемов и финансового обеспечения медицинской помощи осуществляется Комиссией, медицинские организации не лишены права направлять предложения по формированию объемов предоставления медицинской помощи указанными организациями, а также о возможном участии медицинской организации в реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в части заявленных объемов оказания медицинской помощи с учетом показателей эффективности такой организации.
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Несмотря на то что распределение объемов и финансового обеспечения медицинской помощи осуществляется Комиссией, медицинские организации не лишены права направлять предложения по формированию объемов предоставления медицинской помощи указанными организациями, а также о возможном участии медицинской организации в реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в части заявленных объемов оказания медицинской помощи с учетом показателей эффективности такой организации.
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Качество медицинской помощи имеет значение не только как показатель эффективности функционирования системы ОМС или конкретно взятой медицинской организации, но и как характеристика правомерности/неправомерности действий субъекта медицинской деятельности в гражданско-правовом споре о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью пациента.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Качество медицинской помощи имеет значение не только как показатель эффективности функционирования системы ОМС или конкретно взятой медицинской организации, но и как характеристика правомерности/неправомерности действий субъекта медицинской деятельности в гражданско-правовом споре о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью пациента.
Статья: Первичное звено государственной системы здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовой статус
(Стасевич Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)<9> Царева О.В., Веселов Н.С. Внедрение стимулирования медицинских организаций первичного звена здравоохранения на основании показателей результативности их деятельности // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. 2023. N 2. С. 38 - 41. EDN: LWYDZF.
(Стасевич Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)<9> Царева О.В., Веселов Н.С. Внедрение стимулирования медицинских организаций первичного звена здравоохранения на основании показателей результативности их деятельности // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. 2023. N 2. С. 38 - 41. EDN: LWYDZF.
Статья: О критериях риска государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2023, N 1)Основным инструментом, призванным обеспечить баланс между названными ценностями, является внедрение нового порядка осуществления контрольных (надзорных) мероприятий на основе учета рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (иначе говоря, риск-ориентированный подход). Тремя целями внедрения данного подхода названы: оптимальное использование ресурсов контрольно-надзорных органов, снижение издержек у подконтрольных лиц и повышение результативности контроля (надзора) <1>. Метод достижения данных целей - корреляция интенсивности контроля (формы, продолжительности, периодичности) от категории риска, присвоенной медицинской организации. При этом отнесение медицинской организации к одной из категорий риска осуществляется путем сопоставления ее характеристик со специальными критериями риска. В то же время в научно-правовой литературе отмечались следующие актуальные аспекты риск-ориентированного подхода государственного контроля (надзора): недостаточное теоретико-правовое и административно-процедурное обоснование, в том числе в контексте соотношения критериев риска с показателями результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности <2>, субъективный характер критериев риска, не связанных напрямую с опасностью объекта или подконтрольного субъекта <3>, высокая зависимость эффективности контроля от качества правовых норм в соответствующих положениях о видах контроля <4>. Иными словами, ахиллесовой пятой риск-ориентированного подхода государственного контроля (надзора) являются критерии риска - при их неправильном выборе снижается его эффективность и результативность.
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2023, N 1)Основным инструментом, призванным обеспечить баланс между названными ценностями, является внедрение нового порядка осуществления контрольных (надзорных) мероприятий на основе учета рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (иначе говоря, риск-ориентированный подход). Тремя целями внедрения данного подхода названы: оптимальное использование ресурсов контрольно-надзорных органов, снижение издержек у подконтрольных лиц и повышение результативности контроля (надзора) <1>. Метод достижения данных целей - корреляция интенсивности контроля (формы, продолжительности, периодичности) от категории риска, присвоенной медицинской организации. При этом отнесение медицинской организации к одной из категорий риска осуществляется путем сопоставления ее характеристик со специальными критериями риска. В то же время в научно-правовой литературе отмечались следующие актуальные аспекты риск-ориентированного подхода государственного контроля (надзора): недостаточное теоретико-правовое и административно-процедурное обоснование, в том числе в контексте соотношения критериев риска с показателями результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности <2>, субъективный характер критериев риска, не связанных напрямую с опасностью объекта или подконтрольного субъекта <3>, высокая зависимость эффективности контроля от качества правовых норм в соответствующих положениях о видах контроля <4>. Иными словами, ахиллесовой пятой риск-ориентированного подхода государственного контроля (надзора) являются критерии риска - при их неправильном выборе снижается его эффективность и результативность.
Статья: Отчет о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия "Аудит использования средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями в 2021 - 2023 годах"
(Изотова Г.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 1)Это может свидетельствовать о неэффективной работе комиссий по разработке территориальных программ ОМС в части распределения и перераспределения в течение отчетного финансового года объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи между медицинскими организациями.
(Изотова Г.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 1)Это может свидетельствовать о неэффективной работе комиссий по разработке территориальных программ ОМС в части распределения и перераспределения в течение отчетного финансового года объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи между медицинскими организациями.
Статья: Особенности обеспечения амбулаторной помощи в государственной системе здравоохранения Российской Федерации: правовой и управленческий аспекты
(Смышляев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)6. Ложников А.А. Информационные аспекты повышения эффективности государственных расходов в сфере здравоохранения / А.А. Ложников // Экономика и предпринимательство. 2019. N 12. С. 1097 - 1100.
(Смышляев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)6. Ложников А.А. Информационные аспекты повышения эффективности государственных расходов в сфере здравоохранения / А.А. Ложников // Экономика и предпринимательство. 2019. N 12. С. 1097 - 1100.