Поэтапное повышение пенсионного возраста
Подборка наиболее важных документов по запросу Поэтапное повышение пенсионного возраста (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 32 "Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан" Федерального закона "О страховых пенсиях""Довод кассационной жалобы о том, что истец имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по ранее действующему пенсионному законодательству вследствие достижения возраста и соблюдения иных обязательных условий, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ до вступления в действие поэтапного повышения пенсионного возраста основан на неправильном толковании норм материального права и не влечет отмену обжалуемых судебных постановлений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сочетание страховых и бюджетных механизмов в пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц: дефекты российской модели пенсионного страхования
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)<23> Общеустановленный пенсионный возраст достигнет указанных величин к 2028 г. В настоящее время в результате пенсионной реформы 2019 - 2028 гг. поэтапное повышение пенсионного возраста в 2024 г. составляет для женщин - 58 лет и для мужчин - 63 года (см. подробно: Право социального обеспечения: учебник / В.П. Галаганов, Н.В. Антонова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2021. С. 302 - 350).
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)<23> Общеустановленный пенсионный возраст достигнет указанных величин к 2028 г. В настоящее время в результате пенсионной реформы 2019 - 2028 гг. поэтапное повышение пенсионного возраста в 2024 г. составляет для женщин - 58 лет и для мужчин - 63 года (см. подробно: Право социального обеспечения: учебник / В.П. Галаганов, Н.В. Антонова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2021. С. 302 - 350).
Статья: Нетрудоспособность гражданина как основание возникновения права на обязательную долю в наследстве
(Фрик О.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 6)В соответствии с Федеральным законом от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" правила о наследовании нетрудоспособными лицами, установленные пунктом 1 статьи 1149 ГК РФ, применяются также к лицам предпенсионного возраста: женщинам, достигшим 55 лет, и мужчинам, достигшим 60 лет. Согласно же Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" нетрудоспособными признаются лица по достижении 65 и 70 лет (если мы не берем во внимание поэтапное повышение пенсионного возраста в переходный период до 2028 года). Логично, что повышение пенсионного возраста неизбежно должно затронуть смежные правоотношения. В то же время применительно к основаниям признания нетрудоспособным в силу возраста в рамках наследственных правоотношений этого не произошло. Итак, законодатель предполагает, что граждане трудоспособны, не нуждаются в особой социальной защите и вполне могут трудиться, если они не достигли 65 и 70 лет. В то же время наследники вопреки воле завещателя имеют право на обязательную долю в наследстве, если им исполнилось 55 и 60 лет. Цель введения права на обязательную долю - это особая защита членов семьи наследодателя, которые в силу старости или инвалидности нуждаются в таковой. Тогда возникает вопрос: почему с точки зрения права социального обеспечения старость у таких лиц не наступила и они вполне трудоспособны, в то время как согласно положениям наследственного права данные граждане нуждаются в повышенной социальной защите?
(Фрик О.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 6)В соответствии с Федеральным законом от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" правила о наследовании нетрудоспособными лицами, установленные пунктом 1 статьи 1149 ГК РФ, применяются также к лицам предпенсионного возраста: женщинам, достигшим 55 лет, и мужчинам, достигшим 60 лет. Согласно же Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" нетрудоспособными признаются лица по достижении 65 и 70 лет (если мы не берем во внимание поэтапное повышение пенсионного возраста в переходный период до 2028 года). Логично, что повышение пенсионного возраста неизбежно должно затронуть смежные правоотношения. В то же время применительно к основаниям признания нетрудоспособным в силу возраста в рамках наследственных правоотношений этого не произошло. Итак, законодатель предполагает, что граждане трудоспособны, не нуждаются в особой социальной защите и вполне могут трудиться, если они не достигли 65 и 70 лет. В то же время наследники вопреки воле завещателя имеют право на обязательную долю в наследстве, если им исполнилось 55 и 60 лет. Цель введения права на обязательную долю - это особая защита членов семьи наследодателя, которые в силу старости или инвалидности нуждаются в таковой. Тогда возникает вопрос: почему с точки зрения права социального обеспечения старость у таких лиц не наступила и они вполне трудоспособны, в то время как согласно положениям наследственного права данные граждане нуждаются в повышенной социальной защите?
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 15.03.2025 N 615-р
<Об утверждении Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в Российской Федерации до 2036 года>Возрастная структура населения Российской Федерации значительно изменилась за годы реализации Концепции демографической политики. В основном эти изменения обусловлены старением населения, демографическими волнами и колебаниями суммарного коэффициента рождаемости. В 2006 году доля населения моложе трудоспособного возраста составляла 16,5 процента, доля населения в трудоспособном возрасте - 63 процента, доля населения старше трудоспособного возраста - 20,5 процента. В 2013 году по сравнению с 2006 годом проявились тенденции значительного сокращения доли населения в трудоспособном возрасте до 60,1 процента и значительного роста доли населения старше трудоспособного возраста до 23,1 процента. При этом доля населения моложе трудоспособного возраста практически не изменилась и составила 16,8 процента. К 2019 году, когда началось поэтапное повышение пенсионного возраста, доли населения старше и моложе трудоспособного возраста выросли соответственно до 25,8 процента и 18,6 процента. При этом доля населения в трудоспособном возрасте снизилась до 55,6 процента, что до критического уровня повысило демографическую нагрузку на трудоспособное население.
<Об утверждении Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в Российской Федерации до 2036 года>Возрастная структура населения Российской Федерации значительно изменилась за годы реализации Концепции демографической политики. В основном эти изменения обусловлены старением населения, демографическими волнами и колебаниями суммарного коэффициента рождаемости. В 2006 году доля населения моложе трудоспособного возраста составляла 16,5 процента, доля населения в трудоспособном возрасте - 63 процента, доля населения старше трудоспособного возраста - 20,5 процента. В 2013 году по сравнению с 2006 годом проявились тенденции значительного сокращения доли населения в трудоспособном возрасте до 60,1 процента и значительного роста доли населения старше трудоспособного возраста до 23,1 процента. При этом доля населения моложе трудоспособного возраста практически не изменилась и составила 16,8 процента. К 2019 году, когда началось поэтапное повышение пенсионного возраста, доли населения старше и моложе трудоспособного возраста выросли соответственно до 25,8 процента и 18,6 процента. При этом доля населения в трудоспособном возрасте снизилась до 55,6 процента, что до критического уровня повысило демографическую нагрузку на трудоспособное население.
Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2022 N 1089-р
(ред. от 21.10.2024)
<Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года>В совокупности при реализации благоприятного прогноза Федеральной службы государственной статистики численность трудоспособного населения в Северо-Кавказском федеральном округе увеличится на 644,6 тыс. человек, в том числе на 303,9 тыс. человек - в результате поэтапного повышения пенсионного возраста, а 149,5 тыс. человек впервые выйдут на рынок труда в период до 2030 года.
(ред. от 21.10.2024)
<Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года>В совокупности при реализации благоприятного прогноза Федеральной службы государственной статистики численность трудоспособного населения в Северо-Кавказском федеральном округе увеличится на 644,6 тыс. человек, в том числе на 303,9 тыс. человек - в результате поэтапного повышения пенсионного возраста, а 149,5 тыс. человек впервые выйдут на рынок труда в период до 2030 года.
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Законом N 350-ФЗ предусмотрено поэтапное повышение (начиная с 1 января 2019 г.) пенсионного возраста, дающего право на страховую пенсию по старости мужчинам и женщинам соответственно с 60 и 55 лет до 65 и 60 лет и на социальную пенсию по старости мужчинам и женщинам соответственно с 65 и 60 лет до 70 и 65 лет. Ни в пояснительной записке к соответствующему законопроекту, ни в ходе парламентских слушаний, ни в докладе Государственной Думе полномочного представителя Правительства РФ не были представлены какие-либо результаты специальных исследований актуального типового возраста утраты трудоспособности большинством российских работников и научно обоснованные расчеты новых параметров пенсионного возраста как возраста старческой нетрудоспособности.
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Законом N 350-ФЗ предусмотрено поэтапное повышение (начиная с 1 января 2019 г.) пенсионного возраста, дающего право на страховую пенсию по старости мужчинам и женщинам соответственно с 60 и 55 лет до 65 и 60 лет и на социальную пенсию по старости мужчинам и женщинам соответственно с 65 и 60 лет до 70 и 65 лет. Ни в пояснительной записке к соответствующему законопроекту, ни в ходе парламентских слушаний, ни в докладе Государственной Думе полномочного представителя Правительства РФ не были представлены какие-либо результаты специальных исследований актуального типового возраста утраты трудоспособности большинством российских работников и научно обоснованные расчеты новых параметров пенсионного возраста как возраста старческой нетрудоспособности.
Статья: Отдельные проблемы реализации права на пенсионное обеспечение военнослужащих
(Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)<3> Пенсионный возраст повышается поэтапно начиная с 2019 г. на 1 год с каждым календарным годом, продолжительность стажа увеличивается поэтапно с 5 до 15 лет начиная с 2015 г. на один год за каждый календарный год, ИПК повышается начиная с 2015 г. - с 6,6 ежегодно на 2,4 до 30.
(Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)<3> Пенсионный возраст повышается поэтапно начиная с 2019 г. на 1 год с каждым календарным годом, продолжительность стажа увеличивается поэтапно с 5 до 15 лет начиная с 2015 г. на один год за каждый календарный год, ИПК повышается начиная с 2015 г. - с 6,6 ежегодно на 2,4 до 30.
Статья: Уголовно-правовые механизмы обеспечения безопасности пожилых лиц
(Бирюков И.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Указание на преклонный возраст человека в качестве юридического факта связано с возникновением права на пенсионное обеспечение по старости и иных форм социального обеспечения, что презюмирует его нетрудоспособность <10> и возникновение различного рода социальных рисков. В соответствии с проводимой в стране пенсионной реформой предусмотрено поэтапное увеличение возраста, достижение которого влечет возникновение права на страховую пенсию по старости, до 65 и 60 лет (для мужчин и женщин соответственно) к 2028 г. <11>.
(Бирюков И.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Указание на преклонный возраст человека в качестве юридического факта связано с возникновением права на пенсионное обеспечение по старости и иных форм социального обеспечения, что презюмирует его нетрудоспособность <10> и возникновение различного рода социальных рисков. В соответствии с проводимой в стране пенсионной реформой предусмотрено поэтапное увеличение возраста, достижение которого влечет возникновение права на страховую пенсию по старости, до 65 и 60 лет (для мужчин и женщин соответственно) к 2028 г. <11>.