Подготовка жалобы на постановление о назначении административного наказания
Подборка наиболее важных документов по запросу Подготовка жалобы на постановление о назначении административного наказания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Ознакомление с материалами дела об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)"...основанием для составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о назначении административного наказания в отношении должностного лица Э. послужили обстоятельства проведения собрания участников общества, состоявшегося... с нарушением требований к порядку его проведения.
(КонсультантПлюс, 2025)"...основанием для составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о назначении административного наказания в отношении должностного лица Э. послужили обстоятельства проведения собрания участников общества, состоявшегося... с нарушением требований к порядку его проведения.
Решение Московского городского суда от 22.04.2025 по делу N 7-8040/2025 (УИД 77RS0029-02-2024-009590-52)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ за мелкое хулиганство.
Решение: Отказано.Ссылка в жалобе на не извещение Р. о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении также не свидетельствует о незаконности обжалуемых актов, учитывая, что постановление о назначении административного наказания вынесено должностным лицом в день составления протокола об административном правонарушении.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ за мелкое хулиганство.
Решение: Отказано.Ссылка в жалобе на не извещение Р. о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении также не свидетельствует о незаконности обжалуемых актов, учитывая, что постановление о назначении административного наказания вынесено должностным лицом в день составления протокола об административном правонарушении.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сущность принципа гласности в производстве по делам об административных правонарушениях и его элементы
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)3. Непосредственное и опосредованное ознакомление с юрисдикционными актами, принимаемыми по делам об административных правонарушениях. В силу ч. 1 ст. 29.11, ч. 1 ст. 30.8 КоАП РФ процессуальные акты подлежат обязательному публичному объявлению, независимо от формы рассмотрения дела об административном правонарушении <28>. То есть участники производства и иные лица вправе непосредственно воспринимать содержание принятого решения немедленно по окончании рассмотрения дела. Исключение составляют постановления о назначении административного наказания без составления протокола и постановления, принимаемые по жалобам (протестам) на вступившие в законную силу решения по делам об административных правонарушениях <29>.
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)3. Непосредственное и опосредованное ознакомление с юрисдикционными актами, принимаемыми по делам об административных правонарушениях. В силу ч. 1 ст. 29.11, ч. 1 ст. 30.8 КоАП РФ процессуальные акты подлежат обязательному публичному объявлению, независимо от формы рассмотрения дела об административном правонарушении <28>. То есть участники производства и иные лица вправе непосредственно воспринимать содержание принятого решения немедленно по окончании рассмотрения дела. Исключение составляют постановления о назначении административного наказания без составления протокола и постановления, принимаемые по жалобам (протестам) на вступившие в законную силу решения по делам об административных правонарушениях <29>.
Статья: Упрощенный порядок производства по делам об административных правонарушениях при применении ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ и анализ судебной практики, складывающейся по результатам пересмотра постановлений о назначении административных наказаний
(Ландерсон (Тиунова) Н.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)В статье рассмотрены актуальные вопросы применения ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ, которая предусматривает порядок осуществления процессуальных действий должностных лиц в случае несогласия лица, в отношении которого ведется производство, с событием нарушения или назначаемым административным наказанием без составления протокола на месте совершения проступка. Приведены позиции судебных органов власти при рассмотрении жалоб на постановления по данной категории дел, предложен вариант новой редакции ст. 28.6 КоАП РФ, что позволит упорядочить правоприменительную практику по данной норме, сведет к минимуму спорные моменты, связанные с решением вопроса о доказанности события совершенного проступка, значительно сократит нагрузку судов общей юрисдикции по пересмотру дел об административных правонарушениях данной категории.
(Ландерсон (Тиунова) Н.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)В статье рассмотрены актуальные вопросы применения ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ, которая предусматривает порядок осуществления процессуальных действий должностных лиц в случае несогласия лица, в отношении которого ведется производство, с событием нарушения или назначаемым административным наказанием без составления протокола на месте совершения проступка. Приведены позиции судебных органов власти при рассмотрении жалоб на постановления по данной категории дел, предложен вариант новой редакции ст. 28.6 КоАП РФ, что позволит упорядочить правоприменительную практику по данной норме, сведет к минимуму спорные моменты, связанные с решением вопроса о доказанности события совершенного проступка, значительно сократит нагрузку судов общей юрисдикции по пересмотру дел об административных правонарушениях данной категории.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.2023 N 42-П
"По делу о проверке конституционности части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда"Впоследствии общество обжаловало в районный суд постановление о назначении административного наказания, заявив ходатайство о восстановлении срока его обжалования. Сначала судья этого суда определением от 6 июля 2022 года возвратил жалобу в связи с недостатками в оформлении доверенности защитника, а затем определением от 30 сентября 2022 года, не найдя уважительных причин для удовлетворения ходатайства, отклонил его. Решением Костромского областного суда от 24 ноября 2022 года, принятым по жалобе общества, определение районного суда об отказе в удовлетворении ходатайства отменено и дело возвращено на новое рассмотрение в тот же суд.
"По делу о проверке конституционности части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда"Впоследствии общество обжаловало в районный суд постановление о назначении административного наказания, заявив ходатайство о восстановлении срока его обжалования. Сначала судья этого суда определением от 6 июля 2022 года возвратил жалобу в связи с недостатками в оформлении доверенности защитника, а затем определением от 30 сентября 2022 года, не найдя уважительных причин для удовлетворения ходатайства, отклонил его. Решением Костромского областного суда от 24 ноября 2022 года, принятым по жалобе общества, определение районного суда об отказе в удовлетворении ходатайства отменено и дело возвращено на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2024 N 51-П
"По делу о проверке конституционности пункта 3 части 1 статьи 30.1 и иных положений о подсудности Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Подольского городского суда Московской области"Судья Подольского городского суда Московской области, рассмотрев материалы дела и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.9 КоАП Российской Федерации, пришел к выводу о том, что подсудность жалобы на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении определяется по месту вынесения указанного постановления, а не по месту совершения административного правонарушения. По мнению суда, единственным исключением из данного правила являются постановления, вынесенные в особом порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 "Назначение административного наказания без составления протокола" КоАП Российской Федерации, обжалование которых осуществляется по месту совершения административного правонарушения. Поэтому, принимая во внимание место расположения Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге, судья этого суда определением от 24 мая 2023 года возвратил жалобу и иные материалы дела по территориальной подсудности в Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга.
"По делу о проверке конституционности пункта 3 части 1 статьи 30.1 и иных положений о подсудности Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Подольского городского суда Московской области"Судья Подольского городского суда Московской области, рассмотрев материалы дела и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.9 КоАП Российской Федерации, пришел к выводу о том, что подсудность жалобы на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении определяется по месту вынесения указанного постановления, а не по месту совершения административного правонарушения. По мнению суда, единственным исключением из данного правила являются постановления, вынесенные в особом порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 "Назначение административного наказания без составления протокола" КоАП Российской Федерации, обжалование которых осуществляется по месту совершения административного правонарушения. Поэтому, принимая во внимание место расположения Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге, судья этого суда определением от 24 мая 2023 года возвратил жалобу и иные материалы дела по территориальной подсудности в Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)В заключительной части судебного заседания судья выносит решение по делу. Промежуточные процессуальные решения судьи оформляются в виде определений, а итоговые, окончательные решения - в форме постановлений. В соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ могут быть вынесены два вида постановлений: а) о назначении административного наказания; б) о прекращении производства по делу.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)В заключительной части судебного заседания судья выносит решение по делу. Промежуточные процессуальные решения судьи оформляются в виде определений, а итоговые, окончательные решения - в форме постановлений. В соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ могут быть вынесены два вида постановлений: а) о назначении административного наказания; б) о прекращении производства по делу.
Статья: Правовая конструкция, закрепленная в КоАП РФ, предполагающая нейтрализацию применения принципа презумпции невиновности
(Волкова И.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Так, в 2018 г. количество дел об административных правонарушениях, поступивших в федеральные суды общей юрисдикции и к мировым судьям, составило 7 055 686, из них вынесено 5 943 047 постановлений о назначении административного наказания. Из этого количества всего по 381 556 были поданы жалобы и протесты, в результате по 147 827 делам решения были отменены и производство прекращено, что составило 2,48% от общего числа дел, по которым вынесено постановление о назначении административного наказания.
(Волкова И.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Так, в 2018 г. количество дел об административных правонарушениях, поступивших в федеральные суды общей юрисдикции и к мировым судьям, составило 7 055 686, из них вынесено 5 943 047 постановлений о назначении административного наказания. Из этого количества всего по 381 556 были поданы жалобы и протесты, в результате по 147 827 делам решения были отменены и производство прекращено, что составило 2,48% от общего числа дел, по которым вынесено постановление о назначении административного наказания.
Статья: О месте МЧС России в процессуальном порядке производства по делам об административных правонарушениях
(Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)5. Лицо, в отношении которого производилось рассмотрение возбужденного должностным лицом МЧС России дела об АП, либо пострадавшее в ходе совершения АП лицо законодательством наделено правом на осуществление действий по обжалованию административного наказания. Право на осуществление действий по обжалованию административного наказания способствует тому, что еще одной структурной составляющей административной процедуры, осуществляемой должностным лицом МЧС России, может стать пересмотр принятого решения.
(Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)5. Лицо, в отношении которого производилось рассмотрение возбужденного должностным лицом МЧС России дела об АП, либо пострадавшее в ходе совершения АП лицо законодательством наделено правом на осуществление действий по обжалованию административного наказания. Право на осуществление действий по обжалованию административного наказания способствует тому, что еще одной структурной составляющей административной процедуры, осуществляемой должностным лицом МЧС России, может стать пересмотр принятого решения.
Вопрос: Каков порядок обжалования постановления государственной инспекции труда о привлечении к административной ответственности?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
Статья: Об оценке состояния опьянения военнослужащего, совершившего административное правонарушение (по материалам военно-судебной практики)
(Сотникова В.В., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)Постановлением мирового судьи судебного участка Лоухского района Республики Карелии от 19 мая 2021 г., вступившим в законную силу, А. признан виновным в совершении указанного административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного ареста сроком на 10 суток.
(Сотникова В.В., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)Постановлением мирового судьи судебного участка Лоухского района Республики Карелии от 19 мая 2021 г., вступившим в законную силу, А. признан виновным в совершении указанного административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного ареста сроком на 10 суток.
Статья: Реализуемы ли в жизни принципы производства по делам об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг?
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Принцип ответственности должностных лиц имеет свое выражение в том, что соблюдение требований законности в производстве по делам об административных правонарушениях обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования в административном и судебном порядке. Право на обжалование постановления о назначении административного наказания предусматривается положениями главы 30 КоАП РФ и § 2 АПК РФ. Следует отметить, что именно на стадии обжалования постановления об административном наказании в области рынка ценных бумаг участники производства обращаются к вышестоящему должностному лицу, органу, в суд с жалобой, ссылаясь на то, что протокол составлен неуполномоченным лицом. Например, в Определении Верховного Суда РФ от 31 марта 2017 г. N 305-АД17-2237 по делу N А40-158099/2016 с требованием о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным и отмене постановления в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ было отказано, так как суды пришли к правильному выводу о доказанности наличия в действиях заявителя признаков состава административного правонарушения <13>.
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Принцип ответственности должностных лиц имеет свое выражение в том, что соблюдение требований законности в производстве по делам об административных правонарушениях обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования в административном и судебном порядке. Право на обжалование постановления о назначении административного наказания предусматривается положениями главы 30 КоАП РФ и § 2 АПК РФ. Следует отметить, что именно на стадии обжалования постановления об административном наказании в области рынка ценных бумаг участники производства обращаются к вышестоящему должностному лицу, органу, в суд с жалобой, ссылаясь на то, что протокол составлен неуполномоченным лицом. Например, в Определении Верховного Суда РФ от 31 марта 2017 г. N 305-АД17-2237 по делу N А40-158099/2016 с требованием о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным и отмене постановления в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ было отказано, так как суды пришли к правильному выводу о доказанности наличия в действиях заявителя признаков состава административного правонарушения <13>.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях предусматривает возможность обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты административного штрафа в соответствии со ст. 31.5 КоАП РФ. На данное обстоятельство обращается внимание судьями при рассмотрении жалоб на постановления о назначении административных наказаний <6>.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях предусматривает возможность обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты административного штрафа в соответствии со ст. 31.5 КоАП РФ. На данное обстоятельство обращается внимание судьями при рассмотрении жалоб на постановления о назначении административных наказаний <6>.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Несмотря на такие обстоятельства, содержание заявителя в специальном учреждении продолжалось. Рассмотрев его жалобу, суды отметили, что закон предусматривает возможность назначения административного выдворения лицам без гражданства, а отказ от административного выдворения лица без гражданства по причине отсутствия государства, готового его принять, невозможен. Предельный же срок содержания в специальном учреждении, по мнению судов, мог равняться сроку давности исполнения постановления о назначении административного наказания, т.е. составлял до двух лет со дня вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Несмотря на такие обстоятельства, содержание заявителя в специальном учреждении продолжалось. Рассмотрев его жалобу, суды отметили, что закон предусматривает возможность назначения административного выдворения лицам без гражданства, а отказ от административного выдворения лица без гражданства по причине отсутствия государства, готового его принять, невозможен. Предельный же срок содержания в специальном учреждении, по мнению судов, мог равняться сроку давности исполнения постановления о назначении административного наказания, т.е. составлял до двух лет со дня вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении.