Подготовка муниципальных правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Подготовка муниципальных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Представление Счетной палаты РФ (контрольно-счетного органа)
(КонсультантПлюс, 2025)Представление контрольно-счетного органа признается недействительным, если оно вынесено по итогам экспертно-аналитического мероприятия, по результатам которого муниципальным правовым актом предусмотрено составление иных документов
(КонсультантПлюс, 2025)Представление контрольно-счетного органа признается недействительным, если оно вынесено по итогам экспертно-аналитического мероприятия, по результатам которого муниципальным правовым актом предусмотрено составление иных документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы противодействия коррупции на муниципальном уровне власти
(Бычкова Е.И., Говердовская М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)Правовое пространство нашей страны является единым, и нормативные правовые акты федерального, регионального и местного уровней публичной власти должны в совокупности создавать целостное правовое поле и регулировать совместными усилиями все общественные отношения. Соблюдение принципа единства правового пространства устанавливается положениями российской Конституции и правоприменительной практикой и не должно обеспечиваться только устранением изъянов правотворческой деятельности уполномоченных органов и должностных лиц <7>. Именно поэтому еще на стадии подготовки муниципальных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения следует проводить антикоррупционную экспертизу, которая должна стать обязательной стадией муниципального правотворческого процесса, а муниципальные образования должны разработать соответствующие муниципальные правовые акты о порядке проведения антикоррупционной экспертизы.
(Бычкова Е.И., Говердовская М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)Правовое пространство нашей страны является единым, и нормативные правовые акты федерального, регионального и местного уровней публичной власти должны в совокупности создавать целостное правовое поле и регулировать совместными усилиями все общественные отношения. Соблюдение принципа единства правового пространства устанавливается положениями российской Конституции и правоприменительной практикой и не должно обеспечиваться только устранением изъянов правотворческой деятельности уполномоченных органов и должностных лиц <7>. Именно поэтому еще на стадии подготовки муниципальных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения следует проводить антикоррупционную экспертизу, которая должна стать обязательной стадией муниципального правотворческого процесса, а муниципальные образования должны разработать соответствующие муниципальные правовые акты о порядке проведения антикоррупционной экспертизы.
Статья: Территориальное общественное самоуправление в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)1. В Федеральном законе от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" правовому регулированию ТОС отводилась лишь одна (профильная) статья - 27. Она сохранилась и в Федеральном законе N 131-ФЗ. Правовое регулирование, затрагивающее ТОС, появилось и в других статьях действующего Федерального закона N 131-ФЗ. Так, с 1 января 2021 г. действует статья 26.1 "Инициативные проекты". Упоминание о ТОС есть и в ст. 29 "Собрание граждан", ст. 30 "Конференция граждан (собрание делегатов)", ст. 44 "Устав муниципального образования", а также в ст. 46 "Подготовка муниципальных правовых актов", наделившей ТОС правом внесения проектов муниципальных правовых актов. Вместе с тем, как отмечается в литературе, этого недостаточно <21>. Однако сфера ТОС развивается, о чем свидетельствует появление различных законопроектов. Так, сегодня в Государственной Думе Федерального Собрания РФ на рассмотрении находится законопроект N 40361-8, внесенный в конце 2021 г.
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)1. В Федеральном законе от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" правовому регулированию ТОС отводилась лишь одна (профильная) статья - 27. Она сохранилась и в Федеральном законе N 131-ФЗ. Правовое регулирование, затрагивающее ТОС, появилось и в других статьях действующего Федерального закона N 131-ФЗ. Так, с 1 января 2021 г. действует статья 26.1 "Инициативные проекты". Упоминание о ТОС есть и в ст. 29 "Собрание граждан", ст. 30 "Конференция граждан (собрание делегатов)", ст. 44 "Устав муниципального образования", а также в ст. 46 "Подготовка муниципальных правовых актов", наделившей ТОС правом внесения проектов муниципальных правовых актов. Вместе с тем, как отмечается в литературе, этого недостаточно <21>. Однако сфера ТОС развивается, о чем свидетельствует появление различных законопроектов. Так, сегодня в Государственной Думе Федерального Собрания РФ на рассмотрении находится законопроект N 40361-8, внесенный в конце 2021 г.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 52. Система муниципальных правовых актов, порядок их подготовки и вступления в силу
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 52. Система муниципальных правовых актов, порядок их подготовки и вступления в силу
Справочная информация: "Понятие и структура правовой информации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Муниципальные правовые акты принимаются в виде решений, постановлений, распоряжений, приказов. Виды правовых актов муниципального образования определяются в соответствии с требованиями устава муниципального образования в зависимости от полномочий субъектов по их принятию (подробнее см. Методические рекомендации по подготовке муниципальных нормативных правовых актов, утвержденных Минюстом России).
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Муниципальные правовые акты принимаются в виде решений, постановлений, распоряжений, приказов. Виды правовых актов муниципального образования определяются в соответствии с требованиями устава муниципального образования в зависимости от полномочий субъектов по их принятию (подробнее см. Методические рекомендации по подготовке муниципальных нормативных правовых актов, утвержденных Минюстом России).
Статья: Становление и развитие системы правового обеспечения противодействия коррупции в Ульяновской области
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)Закон N 273-ФЗ и областная программа, принятая в Ульяновской области, стали правовой основой для формирования в муниципальных образованиях региона общественных советов по профилактике коррупции. Так, например, в 2009 г. был создан муниципальный Совет по противодействию коррупции, а также утвержден его состав <7>. В городском округе и самом крупном муниципальном образовании региона на данный совет были возложены следующие наиболее важные функции: координация подготовки проектов муниципальных правовых актов; рассмотрение и разрешение при согласовании проекта муниципального нормативного правового акта разногласий о наличии в нем коррупционных факторов и т.д. Важно подчеркнуть, что рекомендации, выработанные членами совета, носили рекомендательный характер. Отметим, что из 27 членов Совета только двое не осуществляли профессиональную деятельность в органах государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления, а совет возглавил и мэр Ульяновска С.Н. Ермаков. Спустя два года было утверждено новое распоряжение мэрии Ульяновска <8>, которое существенным образом изменило состав действующего совета. Так, из 24 его членов только семеро являлись муниципальными служащими и один - депутатом Ульяновской городской Думы. В его состав входили представители предпринимательского сообщества, представители ульяновских вузов, сотрудники правоохранительных органов, что подтверждает его статус общественного.
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)Закон N 273-ФЗ и областная программа, принятая в Ульяновской области, стали правовой основой для формирования в муниципальных образованиях региона общественных советов по профилактике коррупции. Так, например, в 2009 г. был создан муниципальный Совет по противодействию коррупции, а также утвержден его состав <7>. В городском округе и самом крупном муниципальном образовании региона на данный совет были возложены следующие наиболее важные функции: координация подготовки проектов муниципальных правовых актов; рассмотрение и разрешение при согласовании проекта муниципального нормативного правового акта разногласий о наличии в нем коррупционных факторов и т.д. Важно подчеркнуть, что рекомендации, выработанные членами совета, носили рекомендательный характер. Отметим, что из 27 членов Совета только двое не осуществляли профессиональную деятельность в органах государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления, а совет возглавил и мэр Ульяновска С.Н. Ермаков. Спустя два года было утверждено новое распоряжение мэрии Ульяновска <8>, которое существенным образом изменило состав действующего совета. Так, из 24 его членов только семеро являлись муниципальными служащими и один - депутатом Ульяновской городской Думы. В его состав входили представители предпринимательского сообщества, представители ульяновских вузов, сотрудники правоохранительных органов, что подтверждает его статус общественного.
Ситуация: Как отказаться от участия в приватизации квартиры?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Форма отказа от участия в приватизации и порядок его оформления также могут быть установлены региональным или муниципальным правовым актом. В частности, отказ от участия в приватизации может быть выражен в соответствующем заявлении (п. 3.1 Положения, утв. Решением Совета депутатов городского поселения Руза Рузского муниципального района МО от 25.02.2010 N 54/10).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Форма отказа от участия в приватизации и порядок его оформления также могут быть установлены региональным или муниципальным правовым актом. В частности, отказ от участия в приватизации может быть выражен в соответствующем заявлении (п. 3.1 Положения, утв. Решением Совета депутатов городского поселения Руза Рузского муниципального района МО от 25.02.2010 N 54/10).
Статья: Правовые пределы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)В статье выделены проблемы правового регулирования и реализации отдельных мер ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством (отзыв, удаление в отставку и др.) и сформулированы возможные направления совершенствования правового регулирования. Подчеркивается важность соблюдения баланса при осуществлении регулирующего воздействия исходя из принципов самостоятельности местного самоуправления, стабильности и непрерывности функционирования публичной власти, самостоятельности осуществления органами публичной власти своих полномочий. Отмечен положительный эффект реализации соглашений между органами местного самоуправления и органами прокуратуры в сфере правотворчества: данная форма взаимодействия позволяет повысить качество подготовки муниципальных нормативных правовых актов, снижает вероятность их противоречия федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)В статье выделены проблемы правового регулирования и реализации отдельных мер ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством (отзыв, удаление в отставку и др.) и сформулированы возможные направления совершенствования правового регулирования. Подчеркивается важность соблюдения баланса при осуществлении регулирующего воздействия исходя из принципов самостоятельности местного самоуправления, стабильности и непрерывности функционирования публичной власти, самостоятельности осуществления органами публичной власти своих полномочий. Отмечен положительный эффект реализации соглашений между органами местного самоуправления и органами прокуратуры в сфере правотворчества: данная форма взаимодействия позволяет повысить качество подготовки муниципальных нормативных правовых актов, снижает вероятность их противоречия федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации.