По Конституции Российской Федерации высшей ценностью является
Подборка наиболее важных документов по запросу По Конституции Российской Федерации высшей ценностью является (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 Конституции РФ"2. Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию демократическим правовым государством, в котором высшей ценностью являются человек, его права и свободы, и обязывая государство соблюдать и защищать права и свободы, прямо предусматривает охрану законом прав потерпевших от преступлений, обеспечение им доступа к правосудию, возлагая на законодателя полномочие вводить необходимые и достаточные правовые меры по защите от преступных посягательств и обеспечению прав потерпевших, в том числе от преступлений против собственности и против правосудия, гарантируя каждому судебную защиту, которая должна быть полной и эффективной, отвечать критериям соразмерности, чтобы был соблюден баланс законных интересов всех участников правоотношений (статьи 1 и 2; статья 19, часть 1; статья 35, часть 1; статья 45, часть 1; статья 46, часть 1; статья 52; статья 55, часть 3; статья 71, пункты "в", "о"). При этом право на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и выступает гарантией всех других прав и свобод, а потому не подлежит ограничению (статьи 17 и 18; статья 56, часть 3, Конституции Российской Федерации)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О принципах введения обязательных требований и их оценки применения
(Полежаев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)введение обязательных требований возможно только для охраны устанавливаемых законами ценностей, например, для охраны права на образование. Как мы знаем, в силу Конституции РФ высшей ценностью являются права и свободы человека. Напомним, государством гарантируется, обеспечивается и защищается конституционное право каждого на образование <7>. То есть, прежде чем установить какие-либо запреты, обязанности, ограничения и условия, уполномоченные органы должны понимать, какую ценность они защищают;
(Полежаев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)введение обязательных требований возможно только для охраны устанавливаемых законами ценностей, например, для охраны права на образование. Как мы знаем, в силу Конституции РФ высшей ценностью являются права и свободы человека. Напомним, государством гарантируется, обеспечивается и защищается конституционное право каждого на образование <7>. То есть, прежде чем установить какие-либо запреты, обязанности, ограничения и условия, уполномоченные органы должны понимать, какую ценность они защищают;
Статья: "Сплошная" кассация приговора, постановленного на основании вердикта коллегии присяжных заседателей, как нарушение правовой определенности, справедливости
(Рожков В.С.)
("Мировой судья", 2023, N 7)В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации <1> (далее - Конституция РФ) высшей ценностью является человек, его права и свободы. Россия приняла на себя обязательство соблюдения данных прав и свобод, что, в частности, предполагает наличие определенности в правовом поле.
(Рожков В.С.)
("Мировой судья", 2023, N 7)В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации <1> (далее - Конституция РФ) высшей ценностью является человек, его права и свободы. Россия приняла на себя обязательство соблюдения данных прав и свобод, что, в частности, предполагает наличие определенности в правовом поле.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья: Парадоксы государственного контроля (надзора) на примере сферы здравоохранения
(Шишов М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Заключение: по своей правовой природе государственный контроль является одним из механизмов защиты конституционно значимых ценностей и, как следствие, неотделим от целей института юридической ответственности, в том числе обеспечения баланса между частными и общими интересами. В свою очередь, право на охрану здоровья, помимо прочего, предполагает, что государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы гарантировать гражданам возможность получения медицинской помощи с соблюдением обязательных требований со стороны медицинской организации. Как уже указывалось в научно-юридической литературе, декларативность правовых норм, присутствующая, к сожалению, в правовой реальности, уменьшает доверие народа к действиям власти <12>. Медицинская деятельность традиционно находится на стыке различных конституционно значимых целей: обеспечения социальной функции государства и свободного осуществления предпринимательской деятельности. В то же время, согласно ст. 2 Конституции России, высшей ценностью являются не интересы предпринимателей как отдельной группы современного общества, а человек, его права и свободы. Как следствие, рассматривая эффективность государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения, нужно ориентироваться не столько на профилактику правонарушений и формирование защитных привилегий предпринимателей, сколько на обеспечение действенных механизмов защиты (восстановления) прав граждан на охрану здоровья.
(Шишов М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Заключение: по своей правовой природе государственный контроль является одним из механизмов защиты конституционно значимых ценностей и, как следствие, неотделим от целей института юридической ответственности, в том числе обеспечения баланса между частными и общими интересами. В свою очередь, право на охрану здоровья, помимо прочего, предполагает, что государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы гарантировать гражданам возможность получения медицинской помощи с соблюдением обязательных требований со стороны медицинской организации. Как уже указывалось в научно-юридической литературе, декларативность правовых норм, присутствующая, к сожалению, в правовой реальности, уменьшает доверие народа к действиям власти <12>. Медицинская деятельность традиционно находится на стыке различных конституционно значимых целей: обеспечения социальной функции государства и свободного осуществления предпринимательской деятельности. В то же время, согласно ст. 2 Конституции России, высшей ценностью являются не интересы предпринимателей как отдельной группы современного общества, а человек, его права и свободы. Как следствие, рассматривая эффективность государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения, нужно ориентироваться не столько на профилактику правонарушений и формирование защитных привилегий предпринимателей, сколько на обеспечение действенных механизмов защиты (восстановления) прав граждан на охрану здоровья.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Имея верховенство в законодательной ветви и прямое действие (ст. 15 Конституции Российской Федерации), Конституция Российской Федерации закрепила право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления как лично, так и посредством направления индивидуальных и коллективных обращений (ст. 33 Конституции Российской Федерации). По факту реализация данного права ложится в основу двух важнейших норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации, - "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2) и "единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (ст. 3).
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Имея верховенство в законодательной ветви и прямое действие (ст. 15 Конституции Российской Федерации), Конституция Российской Федерации закрепила право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления как лично, так и посредством направления индивидуальных и коллективных обращений (ст. 33 Конституции Российской Федерации). По факту реализация данного права ложится в основу двух важнейших норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации, - "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2) и "единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (ст. 3).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)6. Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип основан на статьях Конституции РФ. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в РФ. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства и государственных служащих (ст. 2 Конституции РФ).
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)6. Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип основан на статьях Конституции РФ. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в РФ. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства и государственных служащих (ст. 2 Конституции РФ).
Статья: Актуальные вопросы совершенствования законодательства о реабилитации при незаконном привлечении к административной ответственности
(Палатин А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 5)Возникновение, становление и развитие любого государства неразрывно связано с поиском оптимального соотношения государства и личности. Ступив на путь формирования правового государства и провозгласив себя таковым, Российская Федерация признает, соблюдает и осуществляет защиту прав и свобод человека и гражданина, указывая при этом, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993). Для того чтобы данные нормы не оставались лишь декларациями и для выполнения своей основной функции - защиты прав и свобод человека и гражданина, государство должно иметь соответствующие процедуры, механизмы и институты. Одним из таких институтов, отвечающих требованиям эффективности и гарантирующих защиту прав и свобод человека и гражданина в отношениях государство - личность, стал институт реабилитации. Основанный на принципе взаимной ответственности государства и личности, институт реабилитации нашел свое место в ст. 53 Конституции РФ, установившей, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Особое значение вышеуказанные приоритеты приобретают в сфере уголовного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях, где решаются вопросы о виновности лица в совершении преступления или правонарушения, применении наказания, предусмотренного законом. Несомненно, лица, состоящие в правоотношениях с государством, если в таких правоотношениях имеют место нарушение закона, попрание закона, превышение или злоупотребление полномочиями со стороны должностных лиц государственных органов нуждаются в процессуальных гарантиях восстановления нарушенных прав и возмещении причиненного им вреда. Даже единичные случаи привлечения к юридической ответственности невиновных граждан приводят к тяжелым для личности последствиям, вызывают общественное возмущение, подрывают доверие к правоохранительным органам и государству в целом. Именно поэтому правовая система должна гарантировать высокий уровень защищенности прав человека, попавшего в сферу уголовной, административной или гражданской юстиции, обеспечивать восстановление нарушенных прав. Признание и законодательное закрепление института реабилитации - важный шаг на пути формирования правового государства в России.
(Палатин А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 5)Возникновение, становление и развитие любого государства неразрывно связано с поиском оптимального соотношения государства и личности. Ступив на путь формирования правового государства и провозгласив себя таковым, Российская Федерация признает, соблюдает и осуществляет защиту прав и свобод человека и гражданина, указывая при этом, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993). Для того чтобы данные нормы не оставались лишь декларациями и для выполнения своей основной функции - защиты прав и свобод человека и гражданина, государство должно иметь соответствующие процедуры, механизмы и институты. Одним из таких институтов, отвечающих требованиям эффективности и гарантирующих защиту прав и свобод человека и гражданина в отношениях государство - личность, стал институт реабилитации. Основанный на принципе взаимной ответственности государства и личности, институт реабилитации нашел свое место в ст. 53 Конституции РФ, установившей, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Особое значение вышеуказанные приоритеты приобретают в сфере уголовного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях, где решаются вопросы о виновности лица в совершении преступления или правонарушения, применении наказания, предусмотренного законом. Несомненно, лица, состоящие в правоотношениях с государством, если в таких правоотношениях имеют место нарушение закона, попрание закона, превышение или злоупотребление полномочиями со стороны должностных лиц государственных органов нуждаются в процессуальных гарантиях восстановления нарушенных прав и возмещении причиненного им вреда. Даже единичные случаи привлечения к юридической ответственности невиновных граждан приводят к тяжелым для личности последствиям, вызывают общественное возмущение, подрывают доверие к правоохранительным органам и государству в целом. Именно поэтому правовая система должна гарантировать высокий уровень защищенности прав человека, попавшего в сферу уголовной, административной или гражданской юстиции, обеспечивать восстановление нарушенных прав. Признание и законодательное закрепление института реабилитации - важный шаг на пути формирования правового государства в России.