Плотность населения
Подборка наиболее важных документов по запросу Плотность населения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим населенного пункта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ч. 3 ст. 9 Закона об общих принципах организации местного самоуправления определено, что городским округом является муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько городов и (или) иных городских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее 2/3 населения городского округа. В состав территории городского округа также могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа. Площадь территорий сельских населенных пунктов и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, входящих в состав городского округа, не может превышать в 2 и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов, входящих в состав городского округа. На территории городского округа плотность населения должна в 5 и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ч. 3 ст. 9 Закона об общих принципах организации местного самоуправления определено, что городским округом является муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько городов и (или) иных городских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее 2/3 населения городского округа. В состав территории городского округа также могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа. Площадь территорий сельских населенных пунктов и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, входящих в состав городского округа, не может превышать в 2 и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов, входящих в состав городского округа. На территории городского округа плотность населения должна в 5 и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. В ч. 5 комментируемой статьи речь идет о том, что конкретно входит в содержание нормативов градостроительного проектирования. Следует учитывать, что Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2021 N 71 были утверждены Методические рекомендации по подготовке нормативов градостроительного проектирования. Целью указанных Рекомендаций является раскрытие рекомендуемого состава и содержания нормативов градостроительного проектирования, определенных в ст. 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации: определение единого рекомендуемого порядка их разработки и областей применения, выработка рекомендаций по перечню параметров нормирования (определение перечня параметров объектов регионального и местного значения, которые предлагается нормировать, например такой параметр, как обеспеченность населения спортивными школами - количество мест для посетителей в здании на 1 000 жителей с учетом плотности населения в муниципальном образовании, населенном пункте, половозрастного состава и других факторов) и порядку расчета нормируемых показателей.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. В ч. 5 комментируемой статьи речь идет о том, что конкретно входит в содержание нормативов градостроительного проектирования. Следует учитывать, что Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2021 N 71 были утверждены Методические рекомендации по подготовке нормативов градостроительного проектирования. Целью указанных Рекомендаций является раскрытие рекомендуемого состава и содержания нормативов градостроительного проектирования, определенных в ст. 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации: определение единого рекомендуемого порядка их разработки и областей применения, выработка рекомендаций по перечню параметров нормирования (определение перечня параметров объектов регионального и местного значения, которые предлагается нормировать, например такой параметр, как обеспеченность населения спортивными школами - количество мест для посетителей в здании на 1 000 жителей с учетом плотности населения в муниципальном образовании, населенном пункте, половозрастного состава и других факторов) и порядку расчета нормируемых показателей.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2) социально-демографического состава и плотности населения муниципальных образований на территориях, расположенных в границах субъекта Российской Федерации;
(ред. от 31.07.2025)2) социально-демографического состава и плотности населения муниципальных образований на территориях, расположенных в границах субъекта Российской Федерации;
Статья: Особенности организации местного самоуправления в единой системе публичной власти Российской Федерации
(Пиценко А.И.)
("Современное право", 2025, N 7)Однако указанные положения не получили единогласной поддержки среди депутатского корпуса и экспертного сообщества и стали предметом развернутых дискуссий. Противники одноуровневой системы организации местного самоуправления выражали обеспокоенность риском снижения численности и плотности населения сельских и отдаленных территорий, сопровождаемым оттоком трудоспособных граждан в более урбанизированные центры, дальнейшей утратой культурной и территориальной идентичности и сокращением каналов обратной связи между населением и местными властями.
(Пиценко А.И.)
("Современное право", 2025, N 7)Однако указанные положения не получили единогласной поддержки среди депутатского корпуса и экспертного сообщества и стали предметом развернутых дискуссий. Противники одноуровневой системы организации местного самоуправления выражали обеспокоенность риском снижения численности и плотности населения сельских и отдаленных территорий, сопровождаемым оттоком трудоспособных граждан в более урбанизированные центры, дальнейшей утратой культурной и территориальной идентичности и сокращением каналов обратной связи между населением и местными властями.
Статья: К вопросу о моделях местного самоуправления в современной России
(Марков А.П., Савенков Р.В.)
("Местное право", 2025, N 4)Модель взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления формируют две группы элементов: статические (субъекты взаимоотношений, их статус) и динамические (формы взаимодействия) [18, с. 48 - 49]. Россия - огромная страна, с разнообразными географическими и климатическими условиями, разной плотностью населения и с разными традициями и опытом работы локальной власти: регионы ЦФО и Поволжья сформировали плотную сеть местного самоуправления - поэтому они заинтересованы в сохранении автономии. Напротив, регионы Сибири и Дальнего Востока сталкиваются с проблемой оттока населения, заинтересованы в большем участии государства в решении локальных проблем. Многие исследователи выступают за сокращение автономии местных властей, т.к. муниципальная власть, с их точки зрения, в Российской Федерации по своей природе всегда являлась формой государственной с отдельными чертами общественной власти. С нашей точки зрения, современные потребности развития сообществ и территорий, необходимость эффективного ответа на внешние и внутренние вызовы страны требуют учета гетерогенного характера развития наших территорий и сложившихся региональных традиций. При выборе модели организации МСУ необходимо учитывать еще и положительный политико-психологический эффект, оказываемый на граждан самоуправлением.
(Марков А.П., Савенков Р.В.)
("Местное право", 2025, N 4)Модель взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления формируют две группы элементов: статические (субъекты взаимоотношений, их статус) и динамические (формы взаимодействия) [18, с. 48 - 49]. Россия - огромная страна, с разнообразными географическими и климатическими условиями, разной плотностью населения и с разными традициями и опытом работы локальной власти: регионы ЦФО и Поволжья сформировали плотную сеть местного самоуправления - поэтому они заинтересованы в сохранении автономии. Напротив, регионы Сибири и Дальнего Востока сталкиваются с проблемой оттока населения, заинтересованы в большем участии государства в решении локальных проблем. Многие исследователи выступают за сокращение автономии местных властей, т.к. муниципальная власть, с их точки зрения, в Российской Федерации по своей природе всегда являлась формой государственной с отдельными чертами общественной власти. С нашей точки зрения, современные потребности развития сообществ и территорий, необходимость эффективного ответа на внешние и внутренние вызовы страны требуют учета гетерогенного характера развития наших территорий и сложившихся региональных традиций. При выборе модели организации МСУ необходимо учитывать еще и положительный политико-психологический эффект, оказываемый на граждан самоуправлением.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Необходимо отметить и наличие дел, в которых суды признают необоснованными ссылки на несоответствие НГП как на основание для отказа в выдаче разрешения на строительство. Например, в одном из дел <1> судом было прямо указано, что законодательством не предусматривается такое основание для отказа в выдаче разрешения на строительство, как превышение расчетного показателя плотности населения микрорайона.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Необходимо отметить и наличие дел, в которых суды признают необоснованными ссылки на несоответствие НГП как на основание для отказа в выдаче разрешения на строительство. Например, в одном из дел <1> судом было прямо указано, что законодательством не предусматривается такое основание для отказа в выдаче разрешения на строительство, как превышение расчетного показателя плотности населения микрорайона.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)При установлении количества водохозяйственных участков в пределах гидрографических единиц на первом этапе в качестве ориентировочного критерия антропогенной нагрузки на водные объекты принимается показатель плотности населения.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)При установлении количества водохозяйственных участков в пределах гидрографических единиц на первом этапе в качестве ориентировочного критерия антропогенной нагрузки на водные объекты принимается показатель плотности населения.
Интервью: Переход от УСН к общему налоговому режиму: требуется реформа законодательства
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 5)- труднодоступность населенных пунктов и низкая плотность населения;
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 5)- труднодоступность населенных пунктов и низкая плотность населения;
Информация: Перспективные направления развития рынка микрофинансовых организаций на 2025 - 2027 годы
("Официальный сайт Банка России", 2024)Учитывая высокий уровень социальной значимости сегмента и наличие рисков, связанных с закредитованностью населения, плотность регулирования этой сферы будет наибольшей среди трех категорий компаний.
("Официальный сайт Банка России", 2024)Учитывая высокий уровень социальной значимости сегмента и наличие рисков, связанных с закредитованностью населения, плотность регулирования этой сферы будет наибольшей среди трех категорий компаний.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Несмотря на принятые усилия, в Республике Дагестан все еще существует ряд проблем, требующих внимания. Среди них отметим следующие: ограниченное финансирование создания высокоскоростного Интернета на всей территории Республики Дагестан, что обусловлено географическими особенностями региона - наличием труднодоступных участков с небольшой плотностью населения; низкая компьютерная грамотность среди населения, которая негативно сказывается на уровне использования цифровых сервисов; плохо развитая телекоммуникационная инфраструктура в малонаселенных районах из-за низкой плотности населения и слабой платежеспособности граждан, что делает инфраструктурные проекты экономически невыгодными; недостаточное развитие сервисов, обеспечивающих возможности для удаленной работы; неурегулированность стандартов и требований к доступу к критически важным региональным сервисам, предоставляемым централизованно, что приводит к фрагментированности решений.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Несмотря на принятые усилия, в Республике Дагестан все еще существует ряд проблем, требующих внимания. Среди них отметим следующие: ограниченное финансирование создания высокоскоростного Интернета на всей территории Республики Дагестан, что обусловлено географическими особенностями региона - наличием труднодоступных участков с небольшой плотностью населения; низкая компьютерная грамотность среди населения, которая негативно сказывается на уровне использования цифровых сервисов; плохо развитая телекоммуникационная инфраструктура в малонаселенных районах из-за низкой плотности населения и слабой платежеспособности граждан, что делает инфраструктурные проекты экономически невыгодными; недостаточное развитие сервисов, обеспечивающих возможности для удаленной работы; неурегулированность стандартов и требований к доступу к критически важным региональным сервисам, предоставляемым централизованно, что приводит к фрагментированности решений.
Статья: Административно-правовые инструменты повышения доступности и качества медицинской помощи на малых и удаленных территориях
(Даунгли А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Понятие "медицинская помощь" и ее организационно-правовая модель закреплены в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <2> (далее - Закон об охране здоровья граждан), где подчеркивается, что охрана здоровья осуществляется посредством совокупности правовых и административных мероприятий, реализуемых как на федеральном, так и на региональном уровнях. В отдаленных населенных пунктах именно административные меры играют ключевую роль, так как обеспечивают нормативное закрепление и реализацию организационных моделей, адаптированных к условиям низкой плотности населения, слабой транспортной связности и дефицита ресурсов.
(Даунгли А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Понятие "медицинская помощь" и ее организационно-правовая модель закреплены в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <2> (далее - Закон об охране здоровья граждан), где подчеркивается, что охрана здоровья осуществляется посредством совокупности правовых и административных мероприятий, реализуемых как на федеральном, так и на региональном уровнях. В отдаленных населенных пунктах именно административные меры играют ключевую роль, так как обеспечивают нормативное закрепление и реализацию организационных моделей, адаптированных к условиям низкой плотности населения, слабой транспортной связности и дефицита ресурсов.