Плата за размещение нестационарных торговых объектов
Подборка наиболее важных документов по запросу Плата за размещение нестационарных торговых объектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Аренда торгового места
(КонсультантПлюс, 2025)...Предприниматель как арендатор по заключенному... договору аренды земельного участка, использующий объект аренды для эксплуатации торгового павильона, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов, вправе претендовать на заключение без проведения торгов договора о размещении нестационарного торгового объекта на новый срок. Освобождение земельного участка от торгового павильона не является обязательным условием реализации названного права..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Предприниматель как арендатор по заключенному... договору аренды земельного участка, использующий объект аренды для эксплуатации торгового павильона, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов, вправе претендовать на заключение без проведения торгов договора о размещении нестационарного торгового объекта на новый срок. Освобождение земельного участка от торгового павильона не является обязательным условием реализации названного права..."
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2023 N 11АП-4012/2023 по делу N А55-3051/2022
Требование: Об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Решение: Требование удовлетворено.Не согласившись с принятым судебным актом, администрация городского округа Тольятти обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что проведенная судебная экспертиза не может быть принята в качестве надлежащего доказательства; считает, что отчет, выполненный ООО "Феникс" в рамках муниципального контракта, наиболее достоверно отражает годовой размер платы за размещение нестационарного торгового объекта на спорном земельном участке.
Требование: Об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Решение: Требование удовлетворено.Не согласившись с принятым судебным актом, администрация городского округа Тольятти обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что проведенная судебная экспертиза не может быть принята в качестве надлежащего доказательства; считает, что отчет, выполненный ООО "Феникс" в рамках муниципального контракта, наиболее достоверно отражает годовой размер платы за размещение нестационарного торгового объекта на спорном земельном участке.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Использование публичных земель или земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Принципиально иную позицию по данному вопросу занял ВС РФ, обоснованно указав следующее: "Договор на размещение на государственных или муниципальных землях соответствующего объекта и договор аренды земельного участка имеют схожую правовую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земель. Следовательно, использование земли по договору на размещение объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное правовое регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 ЗК РФ, в соответствии с которой одной из форм платы за использование земли является арендная плата. Иное ставило бы в неравное положение участников данных правоотношений. При этом размещение нестационарных торговых объектов, являясь одним из способов использования земельных участков, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации" <26>.
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Принципиально иную позицию по данному вопросу занял ВС РФ, обоснованно указав следующее: "Договор на размещение на государственных или муниципальных землях соответствующего объекта и договор аренды земельного участка имеют схожую правовую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земель. Следовательно, использование земли по договору на размещение объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное правовое регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 ЗК РФ, в соответствии с которой одной из форм платы за использование земли является арендная плата. Иное ставило бы в неравное положение участников данных правоотношений. При этом размещение нестационарных торговых объектов, являясь одним из способов использования земельных участков, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации" <26>.
Статья: Особенности действия норм об использовании земли (земельных участков) без предоставления
(Корнеев А.Л.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)Фактически идет процесс формирования нового правового института, опирающегося на ряд ключевых положений. Однако трудно согласиться с тем, что в числе таких положений (элементов) присутствует "безвозмездность" <16>. Да, общей нормы о необходимости платы нет, нет ее и в некоторых отдельных ситуациях. Минэкономразвития РФ в ряде писем частично разъяснил некоторые положения о плате, в частности, отмечено, что использование земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов, включенных в утвержденную схему размещения, по общему правилу, не предполагает взимания платы <17>. Однако, как следует из других писем Минэкономразвития, обоснованно ссылающегося на свою ограниченную компетенцию в разрешении всех подобных вопросов, "порядок предоставления права на размещение НТО определяется органами власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках их полномочий".
(Корнеев А.Л.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)Фактически идет процесс формирования нового правового института, опирающегося на ряд ключевых положений. Однако трудно согласиться с тем, что в числе таких положений (элементов) присутствует "безвозмездность" <16>. Да, общей нормы о необходимости платы нет, нет ее и в некоторых отдельных ситуациях. Минэкономразвития РФ в ряде писем частично разъяснил некоторые положения о плате, в частности, отмечено, что использование земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов, включенных в утвержденную схему размещения, по общему правилу, не предполагает взимания платы <17>. Однако, как следует из других писем Минэкономразвития, обоснованно ссылающегося на свою ограниченную компетенцию в разрешении всех подобных вопросов, "порядок предоставления права на размещение НТО определяется органами власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках их полномочий".
Нормативные акты
Вопрос: Об НДС при предоставлении прав на заключение договоров о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.
(Письмо Минфина России от 17.10.2023 N 03-07-11/98289)Пунктом 3 статьи 161 Кодекса установлены особенности уплаты налога на добавленную стоимость при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, а также при реализации (передаче) на территории Российской Федерации имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего казну. В указанных случаях налог на добавленную стоимость в бюджет уплачивают арендаторы и покупатели (получатели) указанного имущества.
(Письмо Минфина России от 17.10.2023 N 03-07-11/98289)Пунктом 3 статьи 161 Кодекса установлены особенности уплаты налога на добавленную стоимость при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, а также при реализации (передаче) на территории Российской Федерации имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего казну. В указанных случаях налог на добавленную стоимость в бюджет уплачивают арендаторы и покупатели (получатели) указанного имущества.
Статья: Разъяснения Минфина по применению бюджетной классификации
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 3)Приказом N 80н для отражения доходов бюджетов бюджетной системы РФ от платы, поступившей в рамках договора за предоставление права на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта, установку и эксплуатацию рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотрен код бюджетной классификации 000 1 11 09080 00 0000 120 "Плата, поступившая в рамках договора за предоставление права на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта, установку и эксплуатацию рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена", детализированный по соответствующему элементу кода вида доходов бюджетов.
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 3)Приказом N 80н для отражения доходов бюджетов бюджетной системы РФ от платы, поступившей в рамках договора за предоставление права на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта, установку и эксплуатацию рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотрен код бюджетной классификации 000 1 11 09080 00 0000 120 "Плата, поступившая в рамках договора за предоставление права на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта, установку и эксплуатацию рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена", детализированный по соответствующему элементу кода вида доходов бюджетов.
Готовое решение: По каким статьям КОСГУ отражаются доходы
(КонсультантПлюс, 2025)по подстатье 129 КОСГУ отражайте иные доходы от собственности, не отнесенные на подстатьи 121 - 128, 12A, 12K, 12T. К ним относят, например, доходы от использования земельного участка без его предоставления и установления сервитута, в том числе поступление платы по договорам на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта и рекламных конструкций. Доходы от предоставления права заключить договор (контракт) о размещении и эксплуатации такого торгового объекта также относите на эту подстатью (Руководство по применению КОСГУ). Кроме того, относите на нее доходы от использования имущества, переданного в доверительное управление. Доходы от уступки права на использование мощности (Письмо Минфина России от 13.12.2024 N 02-06-09/126358).
(КонсультантПлюс, 2025)по подстатье 129 КОСГУ отражайте иные доходы от собственности, не отнесенные на подстатьи 121 - 128, 12A, 12K, 12T. К ним относят, например, доходы от использования земельного участка без его предоставления и установления сервитута, в том числе поступление платы по договорам на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта и рекламных конструкций. Доходы от предоставления права заключить договор (контракт) о размещении и эксплуатации такого торгового объекта также относите на эту подстатью (Руководство по применению КОСГУ). Кроме того, относите на нее доходы от использования имущества, переданного в доверительное управление. Доходы от уступки права на использование мощности (Письмо Минфина России от 13.12.2024 N 02-06-09/126358).
Готовое решение: Как провести аукцион по правилам Гражданского кодекса РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок определения начальной цены аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов законом не урегулирован. При ее определении могут применяться основополагающие принципы определения платы за пользование земельными участками, к которым относится в том числе и арендная плата (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 22.05.2019 N 81-АПА19-7).
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок определения начальной цены аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов законом не урегулирован. При ее определении могут применяться основополагающие принципы определения платы за пользование земельными участками, к которым относится в том числе и арендная плата (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 22.05.2019 N 81-АПА19-7).
Статья: Некоторые аспекты правового статуса органов местного самоуправления в конкурентной среде на товарных рынках Российской Федерации
(Ефимцева Т.В., Петров В.И.)
("Конкурентное право", 2021, N 1)Позиция Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов РФ) по указанному вопросу изложена в многочисленных письмах <2> и может быть сведена к следующему: согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача имущественных прав признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Пунктом 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ установлены перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Операции по предоставлению прав на заключение договоров на размещение временных сооружений, рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов в данные перечни не включены и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. При реализации прав на заключение договоров на размещение временных сооружений, рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов на имуществе, находящемся во владении, пользовании, распоряжении муниципального образования, особенностей уплаты налога на добавленную стоимость НК РФ не установлено. Учитывая изложенное, при осуществлении данных операций налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются органы местного самоуправления.
(Ефимцева Т.В., Петров В.И.)
("Конкурентное право", 2021, N 1)Позиция Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов РФ) по указанному вопросу изложена в многочисленных письмах <2> и может быть сведена к следующему: согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача имущественных прав признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Пунктом 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ установлены перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Операции по предоставлению прав на заключение договоров на размещение временных сооружений, рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов в данные перечни не включены и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. При реализации прав на заключение договоров на размещение временных сооружений, рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов на имуществе, находящемся во владении, пользовании, распоряжении муниципального образования, особенностей уплаты налога на добавленную стоимость НК РФ не установлено. Учитывая изложенное, при осуществлении данных операций налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются органы местного самоуправления.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)По тем же основаниям не признается налоговым агентом организация, приобретающая у муниципалитета права на заключение договоров на размещение и установку рекламных конструкций на объектах, находящихся в собственности или в распоряжении муниципального образования (Письма Минфина России от 07.09.2020 N 03-07-11/78398, от 01.11.2018 N 03-07-11/78754), а также прав на размещение нестационарных торговых объектов (Письмо Минфина России от 17.10.2023 N 03-07-11/98289).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)По тем же основаниям не признается налоговым агентом организация, приобретающая у муниципалитета права на заключение договоров на размещение и установку рекламных конструкций на объектах, находящихся в собственности или в распоряжении муниципального образования (Письма Минфина России от 07.09.2020 N 03-07-11/78398, от 01.11.2018 N 03-07-11/78754), а также прав на размещение нестационарных торговых объектов (Письмо Минфина России от 17.10.2023 N 03-07-11/98289).
Статья: Платность использования земель, находящихся в публичной собственности, без их предоставления юридическим или физическим лицам и установления сервитутов
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)Противоположные оценки, приведенные в юридической литературе, обусловлены различными подходами к рассматриваемому вопросу, выработанными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и высшими органами судебной власти. Так, Департамент недвижимости Минэкономразвития России в Информационном письме от 14 октября 2016 года N Д23и-4886 (далее - Информационное письмо) делает вывод о том, что использование земель или земельных участков в рассматриваемых целях осуществляется бесплатно. Такой вывод обоснован тем, что обязанность по внесению платежей возникает при использовании земельных участков на каком-либо праве, а использование земельных участков в целях размещения объектов, перечисленных в статье 39.33 ЗК РФ, не порождает вещные права, подлежащие государственной регистрации. Разрешение на использование земельных участков, схема размещения нестационарных торговых объектов, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не являются правоустанавливающими документами на земельный участок, разрешая лишь ограниченное пользование и владение им. Наличие у лица разрешения (договора, схемы) позволяет использовать земельный участок без принятия со стороны органов государственной власти или местного самоуправления решения о его предоставлении или заключения с указанными органами договоров. Также указанный вывод делается с точки зрения степени юридической защиты права на использование земельного участка в порядке, установленном главой V.6 ЗК РФ, которая является значительно более низкой по сравнению с вещными правами, арендой и правом безвозмездного пользования, так как действие разрешения прекращается со дня предоставления земельного участка.
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)Противоположные оценки, приведенные в юридической литературе, обусловлены различными подходами к рассматриваемому вопросу, выработанными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и высшими органами судебной власти. Так, Департамент недвижимости Минэкономразвития России в Информационном письме от 14 октября 2016 года N Д23и-4886 (далее - Информационное письмо) делает вывод о том, что использование земель или земельных участков в рассматриваемых целях осуществляется бесплатно. Такой вывод обоснован тем, что обязанность по внесению платежей возникает при использовании земельных участков на каком-либо праве, а использование земельных участков в целях размещения объектов, перечисленных в статье 39.33 ЗК РФ, не порождает вещные права, подлежащие государственной регистрации. Разрешение на использование земельных участков, схема размещения нестационарных торговых объектов, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не являются правоустанавливающими документами на земельный участок, разрешая лишь ограниченное пользование и владение им. Наличие у лица разрешения (договора, схемы) позволяет использовать земельный участок без принятия со стороны органов государственной власти или местного самоуправления решения о его предоставлении или заключения с указанными органами договоров. Также указанный вывод делается с точки зрения степени юридической защиты права на использование земельного участка в порядке, установленном главой V.6 ЗК РФ, которая является значительно более низкой по сравнению с вещными правами, арендой и правом безвозмездного пользования, так как действие разрешения прекращается со дня предоставления земельного участка.
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)земельного участка, который был предоставлен гражданину в аренду до 01.03.2015, однократно при соблюдении установленных требований (условий), в частности: участок был предоставлен гражданину не для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации зданий и (или) сооружений, являющихся объектами капитального строительства, цели использования земельного участка по новому договору аренды идентичны ранее заключенному договору, участок испрашивается не для целей размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций или иных объектов, которые могут быть размещены на земельном участке без его предоставления, установления сервитута, а также не для использования в целях, предусмотренных для установления публичного сервитута. Необходимо соблюдение и других установленных требований (условий).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)земельного участка, который был предоставлен гражданину в аренду до 01.03.2015, однократно при соблюдении установленных требований (условий), в частности: участок был предоставлен гражданину не для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации зданий и (или) сооружений, являющихся объектами капитального строительства, цели использования земельного участка по новому договору аренды идентичны ранее заключенному договору, участок испрашивается не для целей размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций или иных объектов, которые могут быть размещены на земельном участке без его предоставления, установления сервитута, а также не для использования в целях, предусмотренных для установления публичного сервитута. Необходимо соблюдение и других установленных требований (условий).
Статья: Правовая природа примирения как самостоятельного способа упрощения процессуальной формы в административном судопроизводстве
(Зарубина М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 11)Это вполне рациональное предложение в будущем после практической апробации создаст основу для дальнейшего развития института примирения по административным спорам, ведь самым ключевым препятствием является не закон, а деструктивное поведение должностных лиц, их боязнь сформулировать нужную уступку частному субъекту. Нельзя забывать, что антикоррупционная политика ставит на первое место конституционные ценности государства, социальные блага гражданского общества <11>. В качестве положительного примера из судебной практики в данном контексте приведем административное дело по требованию об оспаривании распоряжения администрации о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта. Административный истец по заключенному соглашению о примирении обязался в течение определенного срока привести спорный объект в соответствие с требованиями, оплатить задолженность за фактическое его размещение, а административный ответчик обязался предоставить возможность осуществления деятельности спорного объекта в качестве нестационарного торгового объекта и провести мероприятия по благоустройству территории <12>.
(Зарубина М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 11)Это вполне рациональное предложение в будущем после практической апробации создаст основу для дальнейшего развития института примирения по административным спорам, ведь самым ключевым препятствием является не закон, а деструктивное поведение должностных лиц, их боязнь сформулировать нужную уступку частному субъекту. Нельзя забывать, что антикоррупционная политика ставит на первое место конституционные ценности государства, социальные блага гражданского общества <11>. В качестве положительного примера из судебной практики в данном контексте приведем административное дело по требованию об оспаривании распоряжения администрации о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта. Административный истец по заключенному соглашению о примирении обязался в течение определенного срока привести спорный объект в соответствие с требованиями, оплатить задолженность за фактическое его размещение, а административный ответчик обязался предоставить возможность осуществления деятельности спорного объекта в качестве нестационарного торгового объекта и провести мероприятия по благоустройству территории <12>.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Обязан ли арендатор освободить земельный участок от временных и неузаконенных объектов при прекращении договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установлено судами и следует из материалов дела, между учреждением и предпринимателем 23.06.2021 заключен договор, предметом которого являлось предоставление ответчику права разместить нестационарный торговый объект (далее - НТО) в соответствии со схемой размещения НТО и уплатить плату за его размещение в порядке и сроки, установленные договором.
Обязан ли арендатор освободить земельный участок от временных и неузаконенных объектов при прекращении договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установлено судами и следует из материалов дела, между учреждением и предпринимателем 23.06.2021 заключен договор, предметом которого являлось предоставление ответчику права разместить нестационарный торговый объект (далее - НТО) в соответствии со схемой размещения НТО и уплатить плату за его размещение в порядке и сроки, установленные договором.