Плата за негативное воздействие на систему водоотведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Плата за негативное воздействие на систему водоотведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)10. В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)10. В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644
(ред. от 28.11.2023)
"Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"119. Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:
(ред. от 28.11.2023)
"Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"119. Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:
Готовое решение: Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)плата уменьшается в пределах суммы, исчисленной по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по каждому классу опасности отходов), для которых планом или программой предусмотрено снижение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления. При корректировке платы за сбросы загрязняющих веществ организациями, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, есть особенности.
(КонсультантПлюс, 2025)плата уменьшается в пределах суммы, исчисленной по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по каждому классу опасности отходов), для которых планом или программой предусмотрено снижение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления. При корректировке платы за сбросы загрязняющих веществ организациями, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, есть особенности.
Готовое решение: Какие расходы отражаются по КВР 247 "Закупка энергетических ресурсов"
(КонсультантПлюс, 2025)счетов, выставленных в рамках договоров поставки энергетических ресурсов (электроэнергии, газа природного и сжиженного (кроме заправки автотранспорта, работающего на газомоторном топливе, и заправки на заправочных станциях бытовых газовых баллонов)), договоров теплоснабжения, теплоснабжения и поставки горячей воды, договоров горячего водоснабжения, договоров холодного водоснабжения, водоотведения (с учетом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод), ассенизации;
(КонсультантПлюс, 2025)счетов, выставленных в рамках договоров поставки энергетических ресурсов (электроэнергии, газа природного и сжиженного (кроме заправки автотранспорта, работающего на газомоторном топливе, и заправки на заправочных станциях бытовых газовых баллонов)), договоров теплоснабжения, теплоснабжения и поставки горячей воды, договоров горячего водоснабжения, договоров холодного водоснабжения, водоотведения (с учетом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод), ассенизации;
Статья: Изменения в Порядке формирования и применения кодов БК
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 8)- холодного водоснабжения, водоотведения (с учетом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, выставленной организацией, осуществляющей водоотведение);
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 8)- холодного водоснабжения, водоотведения (с учетом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, выставленной организацией, осуществляющей водоотведение);
Статья: Обзор изменений в применении КВР, КОСГУ в 2025 году
(Зарипова М.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 2)- холодного водоснабжения, водоотведения (с учетом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, выставленной организацией, осуществляющей водоотведение);
(Зарипова М.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 2)- холодного водоснабжения, водоотведения (с учетом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, выставленной организацией, осуществляющей водоотведение);
Статья: Практика разрешения споров, связанных с водоснабжением и водоотведением
(Холминов А.А., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Споры о взыскании платы за негативное воздействие на работу
(Холминов А.А., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Споры о взыскании платы за негативное воздействие на работу
Статья: Ущерб окружающей среде в интерпретации российских судов
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 10)Расчеты вреда по формулам методик применяются не только при взыскании компенсаций за загрязнение окружающей среды, но и в смежной области - расчетов с водоканалами. Так, в случае сброса в канализацию определенных загрязняющих веществ абоненты обязаны вносить плату за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения (ЦСВ). Плата эта также рассчитывается по формуле и никак не связана с реальной стоимостью восстановительных работ, которая, к слову, может быть взыскана организацией с абонента дополнительно. По поводу платы за негативное воздействие на ЦСВ высказался в 2023 году Конституционный Суд РФ в Определении от 27 июня 2023 года N 1585-О. КС РФ оправдывает расчет возмещения по формулам теми же мотивами, которые были использованы в свое время для оправдания существования методик расчета возмещения вреда окружающей среде: "Сброс абонентом сточных вод с превышением нормативов загрязняющих веществ не всегда приводит к немедленным видимым негативным последствиям (вреду), которые могут проявиться или не проявиться в зависимости от сочетания множества условий, что осложняет возможность точного определения размера реально понесенных расходов, связанных со сверхнормативным сбросом сточных вод, поэтому размер взимаемой платы может быть определен лишь по формулам, утвержденным нормативными правовыми актами. Таким образом, оспариваемое правовое регулирование, будучи направленным на соблюдение баланса интересов организаций, осуществляющих водоснабжение (водоотведение), и их абонентов, само по себе не может расцениваться как нарушающее в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявителя, в административном деле с участием которого Верховный Суд Российской Федерации отметил, что плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения имеет компенсационный характер, направлена на возмещение расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, а также имеет своей целью стимулирование абонента путем выполнения им условий заключенного договора воздерживаться от сброса сточных вод, способных оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения".
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 10)Расчеты вреда по формулам методик применяются не только при взыскании компенсаций за загрязнение окружающей среды, но и в смежной области - расчетов с водоканалами. Так, в случае сброса в канализацию определенных загрязняющих веществ абоненты обязаны вносить плату за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения (ЦСВ). Плата эта также рассчитывается по формуле и никак не связана с реальной стоимостью восстановительных работ, которая, к слову, может быть взыскана организацией с абонента дополнительно. По поводу платы за негативное воздействие на ЦСВ высказался в 2023 году Конституционный Суд РФ в Определении от 27 июня 2023 года N 1585-О. КС РФ оправдывает расчет возмещения по формулам теми же мотивами, которые были использованы в свое время для оправдания существования методик расчета возмещения вреда окружающей среде: "Сброс абонентом сточных вод с превышением нормативов загрязняющих веществ не всегда приводит к немедленным видимым негативным последствиям (вреду), которые могут проявиться или не проявиться в зависимости от сочетания множества условий, что осложняет возможность точного определения размера реально понесенных расходов, связанных со сверхнормативным сбросом сточных вод, поэтому размер взимаемой платы может быть определен лишь по формулам, утвержденным нормативными правовыми актами. Таким образом, оспариваемое правовое регулирование, будучи направленным на соблюдение баланса интересов организаций, осуществляющих водоснабжение (водоотведение), и их абонентов, само по себе не может расцениваться как нарушающее в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявителя, в административном деле с участием которого Верховный Суд Российской Федерации отметил, что плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения имеет компенсационный характер, направлена на возмещение расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, а также имеет своей целью стимулирование абонента путем выполнения им условий заключенного договора воздерживаться от сброса сточных вод, способных оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения".
Готовое решение: Корректировка платы за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Исключение существует для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения поселений или городских округов. Они из суммы платы за сбросы загрязняющих веществ вычитают затраты сразу по всем загрязняющим веществам. Кроме того, такие организации могут уменьшить плату за НВОС на сумму, на которую была снижена плата их абонентов за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (п. 12.1 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды, п. 44 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
(КонсультантПлюс, 2025)Исключение существует для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения поселений или городских округов. Они из суммы платы за сбросы загрязняющих веществ вычитают затраты сразу по всем загрязняющим веществам. Кроме того, такие организации могут уменьшить плату за НВОС на сумму, на которую была снижена плата их абонентов за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (п. 12.1 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды, п. 44 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
Вопрос: Каким образом осуществляется расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024