Плата в счет возмещения вреда
Подборка наиболее важных документов по запросу Плата в счет возмещения вреда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О функционировании системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
("Официальный сайт Росавтодора", 2023)"Официальный сайт Росавтодора https://rosavtodor.gov.ru", 2023
("Официальный сайт Росавтодора", 2023)"Официальный сайт Росавтодора https://rosavtodor.gov.ru", 2023
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 12.21.3. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн
(ред. от 04.11.2025)Статья 12.21.3. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн
Постановление Правительства РФ от 01.12.2023 N 2060
"Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства"V. Порядок определения размера платы в счет возмещения вреда
"Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства"V. Порядок определения размера платы в счет возмещения вреда
Статья: О неналоговых платежах в Российской Федерации
(Сухарев А.Н., Смирнов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 2)Платежи, имеющие признаки сбора. Эти платежи непосредственно связаны с предоставлением услуг плательщикам таких платежей. В данную категорию попадает подавляющее число неналоговых платежей. В частности, к ним следует отнести плату за негативное воздействие на окружающую среду (выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, хранение, захоронение отходов производства и потребления, в том числе складирование побочных продуктов производства, признанных отходами), утилизационный сбор, плату в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, экологический сбор и др.
(Сухарев А.Н., Смирнов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 2)Платежи, имеющие признаки сбора. Эти платежи непосредственно связаны с предоставлением услуг плательщикам таких платежей. В данную категорию попадает подавляющее число неналоговых платежей. В частности, к ним следует отнести плату за негативное воздействие на окружающую среду (выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, хранение, захоронение отходов производства и потребления, в том числе складирование побочных продуктов производства, признанных отходами), утилизационный сбор, плату в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, экологический сбор и др.
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)На основании подп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в расходах при УСН можно учесть сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированными в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее - плата в систему "Платон").
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)На основании подп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в расходах при УСН можно учесть сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированными в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее - плата в систему "Платон").
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Есть и иные способы заключения соглашений, но на практике они встречаются гораздо реже, чем конкурс и частная инициатива, - например, заключение концессионного соглашения с концессионером, определенным решением Правительства РФ (п. 1 ст. 37 Закона N 115-ФЗ), примеры - Распоряжение Правительства РФ от 21.05.2022 N 1276-р "О Перечне организаций, определенных концессионерами, с которыми субъектами Российской Федерации могут быть заключены концессионные соглашения без проведения конкурса, на основании которых реализуются инвестиционные проекты по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.07.2021 N 1268", Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2021 N 1242-р "Об определении концессионера, с которым могут быть заключены концессионные соглашения без проведения конкурса, на основании которых реализуются проекты, предусматривающие создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором", Распоряжение Правительства РФ от 29.08.2014 N 1662-р (о заключении концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, используемых в целях обеспечения функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн), Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2017 N 1859-р (о заключении концессионного соглашения в отношении объекта здравоохранения - Центр микрохирургии глаза в Екатеринбурге), Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2018 N 1089-р (о заключении концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил РФ в Севастополе).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Есть и иные способы заключения соглашений, но на практике они встречаются гораздо реже, чем конкурс и частная инициатива, - например, заключение концессионного соглашения с концессионером, определенным решением Правительства РФ (п. 1 ст. 37 Закона N 115-ФЗ), примеры - Распоряжение Правительства РФ от 21.05.2022 N 1276-р "О Перечне организаций, определенных концессионерами, с которыми субъектами Российской Федерации могут быть заключены концессионные соглашения без проведения конкурса, на основании которых реализуются инвестиционные проекты по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.07.2021 N 1268", Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2021 N 1242-р "Об определении концессионера, с которым могут быть заключены концессионные соглашения без проведения конкурса, на основании которых реализуются проекты, предусматривающие создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором", Распоряжение Правительства РФ от 29.08.2014 N 1662-р (о заключении концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, используемых в целях обеспечения функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн), Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2017 N 1859-р (о заключении концессионного соглашения в отношении объекта здравоохранения - Центр микрохирургии глаза в Екатеринбурге), Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2018 N 1089-р (о заключении концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил РФ в Севастополе).
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Наконец, еще ряд авторов указывают на преимущества некоммерческого страхования ответственности врачей и медицинских организаций, создания с этой целью обществ взаимного страхования или дочерних страховых компаний (Captive Insurance Company). Подобный вариант финансовой защиты, альтернативный традиционному коммерческому страхованию, существенно снижает издержки субъекта медицинской деятельности: внесенный в текущем году страховой взнос при отсутствии претензий от пациентов и соответствующих выплат в счет возмещения вреда может быть полностью или частично зачтен в счет оплаты страхового взноса за следующий страховой период и т.д. В отличие от коммерческого страховщика дочерняя страховая компания / общество взаимного страхования не преследуют в качестве основной цели извлечение прибыли, т.е. сбор максимальной страховой премии со страхователей <1>.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Наконец, еще ряд авторов указывают на преимущества некоммерческого страхования ответственности врачей и медицинских организаций, создания с этой целью обществ взаимного страхования или дочерних страховых компаний (Captive Insurance Company). Подобный вариант финансовой защиты, альтернативный традиционному коммерческому страхованию, существенно снижает издержки субъекта медицинской деятельности: внесенный в текущем году страховой взнос при отсутствии претензий от пациентов и соответствующих выплат в счет возмещения вреда может быть полностью или частично зачтен в счет оплаты страхового взноса за следующий страховой период и т.д. В отличие от коммерческого страховщика дочерняя страховая компания / общество взаимного страхования не преследуют в качестве основной цели извлечение прибыли, т.е. сбор максимальной страховой премии со страхователей <1>.
Статья: Правовая природа финансов службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного
(Мардасова М.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)<18> Например, Конституционный Суд РФ, неоднократно рассматривая правовую природу различных неналоговых фискальных платежей, отмечал, они не подпадают под определения понятий "налога" и "сбора", содержащихся в ст. 8 НК РФ. Вместе с тем они не должны выводиться из сферы действия ст. 57 Конституции РФ. Это означает, что плательщики и ряд основных элементов обложения неналоговыми фискальными платежами, например такие как объект обложения и облагаемая база, должны быть установлены непосредственно в законе. Кроме того, отдельные элементы обложения могут определяться на подзаконном уровне (например, в актах Правительства РФ), когда такое право прямо предусмотрено в законодательстве. См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2016 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"; Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // СПС "Гарант".
(Мардасова М.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)<18> Например, Конституционный Суд РФ, неоднократно рассматривая правовую природу различных неналоговых фискальных платежей, отмечал, они не подпадают под определения понятий "налога" и "сбора", содержащихся в ст. 8 НК РФ. Вместе с тем они не должны выводиться из сферы действия ст. 57 Конституции РФ. Это означает, что плательщики и ряд основных элементов обложения неналоговыми фискальными платежами, например такие как объект обложения и облагаемая база, должны быть установлены непосредственно в законе. Кроме того, отдельные элементы обложения могут определяться на подзаконном уровне (например, в актах Правительства РФ), когда такое право прямо предусмотрено в законодательстве. См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2016 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"; Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // СПС "Гарант".
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)Таким образом, налоговая база по НДС при оказании услуг по предоставлению в аренду автотранспорта налогоплательщиком, уплачивающим плату в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, определяется как договорная цена этих услуг. При этом по отдельным составляющим договорной цены налог не исчисляется".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)Таким образом, налоговая база по НДС при оказании услуг по предоставлению в аренду автотранспорта налогоплательщиком, уплачивающим плату в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, определяется как договорная цена этих услуг. При этом по отдельным составляющим договорной цены налог не исчисляется".