Планируемые поправки в конституцию
Подборка наиболее важных документов по запросу Планируемые поправки в конституцию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ценностное толкование: роль Конституционного Суда Российской Федерации
(Пушкина А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)При этом развитие и внедрение ценностей в правовую систему не завершается на их закреплении в тексте Конституции. Следом за принятием новых норм конституционные идеи должны быть воплощены в жизнь и получить соответствующую реализацию в нормативных актах, а также в правоприменительной деятельности. Если первоначально во исполнение реализации поправок Конституции внесение изменений планировалось приблизительно в 100 законов <28>, то уже сейчас принято пять федеральных конституционных законов, 95 федеральных законов, которыми в том числе внесены изменения в 338 законодательных актов, в том числе 29 федеральных конституционных законов <29>.
(Пушкина А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)При этом развитие и внедрение ценностей в правовую систему не завершается на их закреплении в тексте Конституции. Следом за принятием новых норм конституционные идеи должны быть воплощены в жизнь и получить соответствующую реализацию в нормативных актах, а также в правоприменительной деятельности. Если первоначально во исполнение реализации поправок Конституции внесение изменений планировалось приблизительно в 100 законов <28>, то уже сейчас принято пять федеральных конституционных законов, 95 федеральных законов, которыми в том числе внесены изменения в 338 законодательных актов, в том числе 29 федеральных конституционных законов <29>.
Статья: Системы планирования и развития территорий на примере зарубежных стран
(Сутягин М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)На этом полномочия федеральных органов власти в сфере учета, классификации и планирования земель заканчиваются и в соответствии с Десятой поправкой к Конституции США "полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются, соответственно, за штатами либо за народом" <4>. Все основные полномочия по землеустройству и зонированию территорий, находящихся в собственности штатов, муниципалитетов и частной собственности, в основном находятся у муниципалитетов.
(Сутягин М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)На этом полномочия федеральных органов власти в сфере учета, классификации и планирования земель заканчиваются и в соответствии с Десятой поправкой к Конституции США "полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются, соответственно, за штатами либо за народом" <4>. Все основные полномочия по землеустройству и зонированию территорий, находящихся в собственности штатов, муниципалитетов и частной собственности, в основном находятся у муниципалитетов.
Нормативные акты
Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 N 1-З
"О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации"Такое регулирование соответствует общепризнанным демократическим стандартам народного волеизъявления и не может рассматриваться как противоречащее положениям глав 1 и 2 Конституции Российской Федерации, как и в целом статья 2 Закона о поправке, которая направлена на обеспечение подготовки и проведения общероссийского голосования, в том числе на решение организационных вопросов и на обеспечение удобства граждан при волеизъявлении.
"О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации"Такое регулирование соответствует общепризнанным демократическим стандартам народного волеизъявления и не может рассматриваться как противоречащее положениям глав 1 и 2 Конституции Российской Федерации, как и в целом статья 2 Закона о поправке, которая направлена на обеспечение подготовки и проведения общероссийского голосования, в том числе на решение организационных вопросов и на обеспечение удобства граждан при волеизъявлении.
Статья: Правовые проблемы массовых увольнений
(Шичанин А.В., Гривков О.Д., Шмырков С.В.)
("Право и экономика", 2021, N 2)Проблема массовых увольнений носит в России острый социальный характер. Стагнация в российской экономике и пандемия коронавируса ведут к резкому росту сокращений штата и иных форм увольнения работников по инициативе работодателей, которая часто выливается в неправомерные способы увольнения работников. Число россиян, которых может затронуть проблема увольнения по инициативе администрации, по некоторым оценкам может превысить 15 миллионов человек. Социальные последствия данной проблемы проявляются в том, что 43% жителей России независимо от уровня дохода живут от зарплаты до зарплаты, тратя все свои денежные поступления за месяц, а более 80% не контролируют свои расходы и не планируют их <1>. Из этого следует, что в условиях слабого уровня социального страхования, критически низкого уровня сбережений огромного числа россиян, непредсказуемости увольнений многие наши граждане могут лишиться средств к существованию. Как следствие, в дальнейшем будет множиться число конфликтов между работодателями и работниками, связанных с незаконными массовыми увольнениями. Данная проблема актуализируется в связи с внесенными в Конституцию Российской Федерации поправками, закрепляющими и конкретизирующими статус России как социального государства.
(Шичанин А.В., Гривков О.Д., Шмырков С.В.)
("Право и экономика", 2021, N 2)Проблема массовых увольнений носит в России острый социальный характер. Стагнация в российской экономике и пандемия коронавируса ведут к резкому росту сокращений штата и иных форм увольнения работников по инициативе работодателей, которая часто выливается в неправомерные способы увольнения работников. Число россиян, которых может затронуть проблема увольнения по инициативе администрации, по некоторым оценкам может превысить 15 миллионов человек. Социальные последствия данной проблемы проявляются в том, что 43% жителей России независимо от уровня дохода живут от зарплаты до зарплаты, тратя все свои денежные поступления за месяц, а более 80% не контролируют свои расходы и не планируют их <1>. Из этого следует, что в условиях слабого уровня социального страхования, критически низкого уровня сбережений огромного числа россиян, непредсказуемости увольнений многие наши граждане могут лишиться средств к существованию. Как следствие, в дальнейшем будет множиться число конфликтов между работодателями и работниками, связанных с незаконными массовыми увольнениями. Данная проблема актуализируется в связи с внесенными в Конституцию Российской Федерации поправками, закрепляющими и конкретизирующими статус России как социального государства.
Статья: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" как национальный проект развития местного самоуправления: история трансформации и прогнозы
(Диденко А.Н., Бабичев И.В.)
("Местное право", 2024, N 2)Положениями Федерального закона N 414-ФЗ также предусмотрено, что органы государственной власти субъекта РФ в пределах своих полномочий обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления, участвуют в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, которые установлены Федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления. Данные положения указанного Федерального закона корреспондируют с Законом о поправке к Конституции N 1-ФКЗ.
(Диденко А.Н., Бабичев И.В.)
("Местное право", 2024, N 2)Положениями Федерального закона N 414-ФЗ также предусмотрено, что органы государственной власти субъекта РФ в пределах своих полномочий обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления, участвуют в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, которые установлены Федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления. Данные положения указанного Федерального закона корреспондируют с Законом о поправке к Конституции N 1-ФКЗ.
Статья: Иерархия источников права России: анализ законодательства и доктрины через сравнительно-правовую призму болгарского права
(Васильев А.А., Гройсман С., Стоилов Я., Печатнова Ю.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Разумеется, цифровизация и глобализация как форма активного международного сотрудничества значительно повлияли на стройность системы источников права. Указанные современные тенденции нашли отражение в последней редакции законопроекта 2021 года. Кроме того, учтены поправки к Конституции РФ 2020 года <4>. Видится, что отсутствие закона о законах обладает некоей полезностью как для законодателя, так и для правоприменителя. С одной стороны, принятие закона о законах означает возложение юридической ответственности на законодателя за качество подготавливаемых законов. С другой стороны, несовершенство системы источников права и наличие ряда неразрешенных коллизий оставляет для правоприменителя простор для собственного усмотрения при разрешении тех или иных споров.
(Васильев А.А., Гройсман С., Стоилов Я., Печатнова Ю.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Разумеется, цифровизация и глобализация как форма активного международного сотрудничества значительно повлияли на стройность системы источников права. Указанные современные тенденции нашли отражение в последней редакции законопроекта 2021 года. Кроме того, учтены поправки к Конституции РФ 2020 года <4>. Видится, что отсутствие закона о законах обладает некоей полезностью как для законодателя, так и для правоприменителя. С одной стороны, принятие закона о законах означает возложение юридической ответственности на законодателя за качество подготавливаемых законов. С другой стороны, несовершенство системы источников права и наличие ряда неразрешенных коллизий оставляет для правоприменителя простор для собственного усмотрения при разрешении тех или иных споров.
Статья: Некоторые аспекты совершенствования административно-правового регулирования стратегического планирования в контексте конституционной реформы в Российской Федерации
(Чепурнова Н.М., Ищенко А.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Следует отметить, что возможности для разрешения данной проблемы появились после проведения в 2020 г. конституционной реформы и принятия Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации <10> (далее - Конституция РФ) от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", дополнившего ст. 83 Конституции РФ пунктом "е.5", согласно которому Президент Российской Федерации формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства <11>.
(Чепурнова Н.М., Ищенко А.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Следует отметить, что возможности для разрешения данной проблемы появились после проведения в 2020 г. конституционной реформы и принятия Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации <10> (далее - Конституция РФ) от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", дополнившего ст. 83 Конституции РФ пунктом "е.5", согласно которому Президент Российской Федерации формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства <11>.
Статья: Роль конституционной доктрины в формировании конституционно-правовой модели и конструкции механизма реализации публичной власти в России
(Безруков А.В.)
("Современное право", 2025, N 8)1. Авакьян С.А. Проект законов о поправках к Конституции Российской Федерации: грядет раунд четвертый? / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 1. С. 31 - 44.
(Безруков А.В.)
("Современное право", 2025, N 8)1. Авакьян С.А. Проект законов о поправках к Конституции Российской Федерации: грядет раунд четвертый? / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 1. С. 31 - 44.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> Кискин Е.В. Некоторые направления развития законодательства о местном самоуправлении в свете поправок к Конституции Российской Федерации // Федерализм. 2020. N 4. С. 120.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> Кискин Е.В. Некоторые направления развития законодательства о местном самоуправлении в свете поправок к Конституции Российской Федерации // Федерализм. 2020. N 4. С. 120.
Статья: Стратегическое планирование в области государственной молодежной политики
(Попкова Т.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)В 2020 г. в Конституцию Российской Федерации <3> (далее - Конституция РФ) была внесена поправка в ст. 72, согласно которой молодежная политика определяется как сфера совместного ведения федеральных и региональных органов власти. Помимо Конституции РФ, планирование и реализация молодежной политики осуществляются на основании Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" (далее - Закон о молодежной политике).
(Попкова Т.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)В 2020 г. в Конституцию Российской Федерации <3> (далее - Конституция РФ) была внесена поправка в ст. 72, согласно которой молодежная политика определяется как сфера совместного ведения федеральных и региональных органов власти. Помимо Конституции РФ, планирование и реализация молодежной политики осуществляются на основании Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" (далее - Закон о молодежной политике).
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Внимание к публичным реестрам значительно усилилось в связи с проводимыми мероприятиями по переходу на реестровую модель оказания государственных и муниципальных услуг. В настоящее время создано и ведется большое количество реестров (регистров), однако понятие "публичный реестр" (регистр) в действующем законодательстве не закреплено. Этот термин возник относительно недавно, он "удачно" вписывается в законодательство и практику, учитывая поправки к Конституции РФ и включение новой формулировки ч. 3 ст. 132, объединяющей государственную власть и местное самоуправление: "Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории". Представляется важным отметить, что поправки коснулись и ст. 71 Конституции РФ, согласно которой организация публичной власти отнесена к сфере ведения Российской Федерации. Таким образом, введение термина "публичная власть" позволяет объединить в одном понятии государственную власть и местное самоуправление <1>. До принятия поправок к Конституции РФ такая терминология не использовалась. В настоящее время, говоря о публичных реестрах, мы в соответствии с Конституцией РФ имеем в виду и государственные, и муниципальные реестры.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Внимание к публичным реестрам значительно усилилось в связи с проводимыми мероприятиями по переходу на реестровую модель оказания государственных и муниципальных услуг. В настоящее время создано и ведется большое количество реестров (регистров), однако понятие "публичный реестр" (регистр) в действующем законодательстве не закреплено. Этот термин возник относительно недавно, он "удачно" вписывается в законодательство и практику, учитывая поправки к Конституции РФ и включение новой формулировки ч. 3 ст. 132, объединяющей государственную власть и местное самоуправление: "Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории". Представляется важным отметить, что поправки коснулись и ст. 71 Конституции РФ, согласно которой организация публичной власти отнесена к сфере ведения Российской Федерации. Таким образом, введение термина "публичная власть" позволяет объединить в одном понятии государственную власть и местное самоуправление <1>. До принятия поправок к Конституции РФ такая терминология не использовалась. В настоящее время, говоря о публичных реестрах, мы в соответствии с Конституцией РФ имеем в виду и государственные, и муниципальные реестры.
Статья: Непосредственная демократия "ad hoc": к вопросу об экстраординарных формах прямого народовластия
(Убасев В.В.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Так, многократность применения как признак всякой правовой нормы становится на практике неактуальной в случаях, когда положения принятого закона или иного нормативного правового акта (НПА) изначально рассчитаны на единоразовое применение. Такие нормы и НПА, применяемые единожды, именуются термином "законодательство ad hoc" [3, с. 181 - 182]. Наиболее интересными, в контексте данного исследования, представляются нормы законов и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующие вопросы проведения прямых демократических процедур, в частности тех, посредством которых в недавнем прошлом была принята Конституция Российской Федерации (далее - Конституция), а также внесена поправка в Конституцию в 2020 году.
(Убасев В.В.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Так, многократность применения как признак всякой правовой нормы становится на практике неактуальной в случаях, когда положения принятого закона или иного нормативного правового акта (НПА) изначально рассчитаны на единоразовое применение. Такие нормы и НПА, применяемые единожды, именуются термином "законодательство ad hoc" [3, с. 181 - 182]. Наиболее интересными, в контексте данного исследования, представляются нормы законов и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующие вопросы проведения прямых демократических процедур, в частности тех, посредством которых в недавнем прошлом была принята Конституция Российской Федерации (далее - Конституция), а также внесена поправка в Конституцию в 2020 году.
Статья: Правовые стимулы инвестирования в устойчивое развитие
(Белицкая А.В.)
("Право и бизнес", 2023, N 1)<14> Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // СЗ РФ. 2020. N 11. Ст. 1416.
(Белицкая А.В.)
("Право и бизнес", 2023, N 1)<14> Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // СЗ РФ. 2020. N 11. Ст. 1416.