Планирование мероприятий внутреннего финансового аудита
Подборка наиболее важных документов по запросу Планирование мероприятий внутреннего финансового аудита (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сравнительный анализ положений нормативно-правовых и методических документов по организации внутреннего финансового аудита у органов исполнительной власти Москвы и утвержденных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" (далее - Стандарт N 160н) <7> определяет порядок планирования и проведения аудиторских мероприятий, в том числе планирование внутреннего финансового аудита (годовое планирование аудиторских мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий, планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия), проведение внутреннего финансового аудита, документирование аудиторских мероприятий, оценку бюджетных рисков и порядок привлечения должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) экспертов к проведению аудиторских мероприятий.
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" (далее - Стандарт N 160н) <7> определяет порядок планирования и проведения аудиторских мероприятий, в том числе планирование внутреннего финансового аудита (годовое планирование аудиторских мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий, планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия), проведение внутреннего финансового аудита, документирование аудиторских мероприятий, оценку бюджетных рисков и порядок привлечения должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) экспертов к проведению аудиторских мероприятий.
Статья: Определение этапов внешнего и внутреннего финансового контроля
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Федеральными стандартами внутреннего финансового аудита регламентирован порядок планирования внутреннего финансового аудита, включающий как годовое планирование мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий, так и планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия <5>. Проведение аудиторских мероприятий реализуется путем выполнения "группы профессиональных действий", включая действия по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов и рекомендаций. В рамках реализации внутреннего финансового аудита осуществляется формирование завершающих документов (заключений, содержащих информацию о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента), принятие решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, составление и представление годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита <6>.
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Федеральными стандартами внутреннего финансового аудита регламентирован порядок планирования внутреннего финансового аудита, включающий как годовое планирование мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий, так и планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия <5>. Проведение аудиторских мероприятий реализуется путем выполнения "группы профессиональных действий", включая действия по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов и рекомендаций. В рамках реализации внутреннего финансового аудита осуществляется формирование завершающих документов (заключений, содержащих информацию о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента), принятие решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, составление и представление годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита <6>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 320
(ред. от 17.09.2024)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"достижения "цифровой зрелости" государственного управления, включая автоматизацию проведения мониторинга качества финансового менеджмента, которая позволит своевременно управлять бюджетными рисками и применять результаты оценки качества финансового менеджмента в целях планирования мероприятий органов государственного финансового контроля и подразделений внутреннего финансового аудита, а также в целом для повышения качества государственного (муниципального) управления.
(ред. от 17.09.2024)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"достижения "цифровой зрелости" государственного управления, включая автоматизацию проведения мониторинга качества финансового менеджмента, которая позволит своевременно управлять бюджетными рисками и применять результаты оценки качества финансового менеджмента в целях планирования мероприятий органов государственного финансового контроля и подразделений внутреннего финансового аудита, а также в целом для повышения качества государственного (муниципального) управления.
Приказ Роскомнадзора от 23.12.2014 N 191
(с изм. от 31.12.2015)
"Об утверждении положения об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций"6.2. Планирование мероприятий внутреннего
(с изм. от 31.12.2015)
"Об утверждении положения об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций"6.2. Планирование мероприятий внутреннего
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)В целях унификации и единого подхода к осуществлению контрольных мероприятий Минфин России разработал ряд стандартов внутреннего финансового аудита, регламентирующих:
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)В целях унификации и единого подхода к осуществлению контрольных мероприятий Минфин России разработал ряд стандартов внутреннего финансового аудита, регламентирующих:
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)На уровне внутреннего финансового аудита пока осуществляется автоматизация бизнес-процесса, что подтверждается письмом Минфина России от 25.05.2023 N 02-10-13/48003, согласно которому идет процедура доработки подсистем (компонентов, модулей) государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в части создания полномочия "Просмотр сотрудниками главных администраторов бюджетных средств сведений по бюджетным средствам (Аудитор)" <1>. Введение в эксплуатацию данного модуля позволит внутренним аудиторам получить возможность к просмотру отдельных данных государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", а также аналогичным системам на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, в которых идет формирование документов сотрудниками главных администраторов (администраторов) бюджетных средств и их поступление указанным лицам. Предполагается, что предоставление указанного доступа к системам управления общественными финансами структурным подразделениям, ответственным за проведение аудиторских мероприятий, позволит повысить эффективность планирования и проведения аудиторских мероприятий. Соответственно, говорить о цифровизации процессов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита преждевременно, хотя не стоит исключать право каждого главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и администратора поступлений в бюджет внедрять самостоятельные разработки.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)На уровне внутреннего финансового аудита пока осуществляется автоматизация бизнес-процесса, что подтверждается письмом Минфина России от 25.05.2023 N 02-10-13/48003, согласно которому идет процедура доработки подсистем (компонентов, модулей) государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в части создания полномочия "Просмотр сотрудниками главных администраторов бюджетных средств сведений по бюджетным средствам (Аудитор)" <1>. Введение в эксплуатацию данного модуля позволит внутренним аудиторам получить возможность к просмотру отдельных данных государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", а также аналогичным системам на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, в которых идет формирование документов сотрудниками главных администраторов (администраторов) бюджетных средств и их поступление указанным лицам. Предполагается, что предоставление указанного доступа к системам управления общественными финансами структурным подразделениям, ответственным за проведение аудиторских мероприятий, позволит повысить эффективность планирования и проведения аудиторских мероприятий. Соответственно, говорить о цифровизации процессов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита преждевременно, хотя не стоит исключать право каждого главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и администратора поступлений в бюджет внедрять самостоятельные разработки.
Готовое решение: Какие методы применять при проведении внутреннего финансового аудита
(КонсультантПлюс, 2025)Выбор метода ВФА происходит на этапе планирования аудиторского мероприятия для исследования с учетом целей и задач ВФА, результатов оценки бюджетных рисков, степени обеспеченности ресурсами (временными, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, влияющими на качество проведения аудиторского мероприятия) (п. 17 Федерального стандарта "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита").
(КонсультантПлюс, 2025)Выбор метода ВФА происходит на этапе планирования аудиторского мероприятия для исследования с учетом целей и задач ВФА, результатов оценки бюджетных рисков, степени обеспеченности ресурсами (временными, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, влияющими на качество проведения аудиторского мероприятия) (п. 17 Федерального стандарта "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита").
Готовое решение: Как принять решение об осуществлении упрощенного внутреннего финансового аудита и в каком порядке он осуществляется
(КонсультантПлюс, 2025)Руководитель ГАБС (АБС), который принял решение об упрощенном осуществлении ВФА, освобожден от необходимости издавать ведомственный (внутренний) акт, определяющий особенности применения стандартов ВФА, включая планирование и проведение аудиторских мероприятий (п. 15 Федерального стандарта "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита").
(КонсультантПлюс, 2025)Руководитель ГАБС (АБС), который принял решение об упрощенном осуществлении ВФА, освобожден от необходимости издавать ведомственный (внутренний) акт, определяющий особенности применения стандартов ВФА, включая планирование и проведение аудиторских мероприятий (п. 15 Федерального стандарта "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита").
Статья: Планирование мероприятий внутреннего финансового аудита
(Гусев А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2020, N 10)"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2020, N 10
(Гусев А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2020, N 10)"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2020, N 10
Статья: Рекомендации Минфина по определению критериев признания (непризнания) заключений субъектами ВФА
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 10)Требования к принятию решений о признании (непризнании) заключений изложены в гл. II Рекомендаций. Отмечается, что признание (непризнание) заключений осуществляется в соответствии с положениями СВФА "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" <1> и иных федеральных стандартов ВФА, определяющих требования к организации ВФА, к планированию и проведению аудиторских мероприятий, а также к заключению.
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 10)Требования к принятию решений о признании (непризнании) заключений изложены в гл. II Рекомендаций. Отмечается, что признание (непризнание) заключений осуществляется в соответствии с положениями СВФА "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" <1> и иных федеральных стандартов ВФА, определяющих требования к организации ВФА, к планированию и проведению аудиторских мероприятий, а также к заключению.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)В качестве самостоятельного направления в системе определена интеграция и автоматизация процессов финансового контроля, что позволяет перейти к современным стандартам организации управления информацией и создает предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов. Для этих целей в единой системе "Электронный бюджет" сформирована централизованная подсистема финансового контроля. Данная подсистема предназначена для автоматизации функций органа внутреннего государственного и муниципального финансового контроля по контролю в финансово-бюджетной сфере, анализу осуществления внутреннего, ведомственного финансового контроля и аудита иными участниками бюджетного процесса, в том числе по контролю устранения нарушений, планирования и подготовки мероприятий по внутреннему контролю и мониторингу результатов устранения выявленных нарушений. Оператором подсистемы финансового контроля является Федеральное казначейство <1>. Кроме того, система обеспечивает возможность доступа органов внешнего финансового контроля для реализации их задач и функций, а также органов исполнительной власти, выполняющих функции и полномочия учредителя, для контроля подведомственных учреждений.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)В качестве самостоятельного направления в системе определена интеграция и автоматизация процессов финансового контроля, что позволяет перейти к современным стандартам организации управления информацией и создает предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов. Для этих целей в единой системе "Электронный бюджет" сформирована централизованная подсистема финансового контроля. Данная подсистема предназначена для автоматизации функций органа внутреннего государственного и муниципального финансового контроля по контролю в финансово-бюджетной сфере, анализу осуществления внутреннего, ведомственного финансового контроля и аудита иными участниками бюджетного процесса, в том числе по контролю устранения нарушений, планирования и подготовки мероприятий по внутреннему контролю и мониторингу результатов устранения выявленных нарушений. Оператором подсистемы финансового контроля является Федеральное казначейство <1>. Кроме того, система обеспечивает возможность доступа органов внешнего финансового контроля для реализации их задач и функций, а также органов исполнительной власти, выполняющих функции и полномочия учредителя, для контроля подведомственных учреждений.
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Планируемые контрольные мероприятия органов ВФА, направленные на подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, отражаются в плане проведения аудиторских мероприятий. Аудиторские мероприятия, отражаемые в плане, могут проводиться в следующих вариантах (п. 5, 6, 7 Стандарта "Подтверждение достоверности отчетности"):
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Планируемые контрольные мероприятия органов ВФА, направленные на подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, отражаются в плане проведения аудиторских мероприятий. Аудиторские мероприятия, отражаемые в плане, могут проводиться в следующих вариантах (п. 5, 6, 7 Стандарта "Подтверждение достоверности отчетности"):
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)<24> Принцип эффективности означает, что планирование и проведение аудиторских мероприятий должны быть основаны на необходимости достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита и обеспечения полноты заключения о результатах проведения аудиторского мероприятия путем использования заданного (наименьшего) объема затрачиваемых ресурсов.
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)<24> Принцип эффективности означает, что планирование и проведение аудиторских мероприятий должны быть основаны на необходимости достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита и обеспечения полноты заключения о результатах проведения аудиторского мероприятия путем использования заданного (наименьшего) объема затрачиваемых ресурсов.
Готовое решение: Каков порядок планирования внутреннего финансового аудита
(КонсультантПлюс, 2025)Изменения до их утверждения должен согласовать руководитель АБС, передавшего полномочия по осуществлению ВФА, в части аудиторских мероприятий, запланированных в этом АБС (гл. III Методических рекомендаций, доведенных Письмом Минфина России от 13.09.2023 N 02-10-08/1/88746).
(КонсультантПлюс, 2025)Изменения до их утверждения должен согласовать руководитель АБС, передавшего полномочия по осуществлению ВФА, в части аудиторских мероприятий, запланированных в этом АБС (гл. III Методических рекомендаций, доведенных Письмом Минфина России от 13.09.2023 N 02-10-08/1/88746).