План противодействия коррупции органов местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу План противодействия коррупции органов местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые технологии противодействия коррупции
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Особое значение имеют технологии контроля за реализацией мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции, осуществляемые совокупно государственными органами, органами местного самоуправления во главе с организующим центром - Советом при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Особое значение имеют технологии контроля за реализацией мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции, осуществляемые совокупно государственными органами, органами местного самоуправления во главе с организующим центром - Советом при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
Статья: Административно-правовое противодействие коррупции в государственном управлении: понятие и содержание
(Поляков М.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)В настоящее время государственные антикоррупционные планы и программы доминируют среди административно-правовых форм противодействия коррупции в системе государственного управления. 31 июля 2008 г. был утвержден первый масштабный правовой антикоррупционный программный документ - Национальный план противодействия коррупции <11>. Указанный документ состоял из четырех разделов, каждый из которых можно считать преимущественно успешно реализованным на сегодняшний день. В частности, во втором разделе национального плана были закреплены меры по совершенствованию государственного управления, среди которых можно выделить создание в составе кадровых служб государственных органов подразделений по противодействию коррупционным правонарушениям; внедрение методик оценки эффективности выявления и профилактики коррупционных рисков; применение системы "одного окна" и электронного обмена информацией. Первый Национальный план стал своего рода фундаментом антикоррупционного планирования на всей территории Российской Федерации. Сегодня данная административно-правовая форма позволяет скоординировать работу всех органов государственной власти и местного самоуправления по противодействию коррупции. Положения общенационального плана служат основой для планов и программ не только в органах власти, но и на предприятиях и учреждениях независимо от их формы собственности. Значительное количество программных документов по противодействию коррупции утверждаются правовыми актами управления, принимаемыми соответствующими органами исполнительной власти. Особенно распространена данная форма противодействия коррупции на уровне субъектов Российской Федерации, а также на ведомственном уровне в самих органах исполнительной власти.
(Поляков М.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)В настоящее время государственные антикоррупционные планы и программы доминируют среди административно-правовых форм противодействия коррупции в системе государственного управления. 31 июля 2008 г. был утвержден первый масштабный правовой антикоррупционный программный документ - Национальный план противодействия коррупции <11>. Указанный документ состоял из четырех разделов, каждый из которых можно считать преимущественно успешно реализованным на сегодняшний день. В частности, во втором разделе национального плана были закреплены меры по совершенствованию государственного управления, среди которых можно выделить создание в составе кадровых служб государственных органов подразделений по противодействию коррупционным правонарушениям; внедрение методик оценки эффективности выявления и профилактики коррупционных рисков; применение системы "одного окна" и электронного обмена информацией. Первый Национальный план стал своего рода фундаментом антикоррупционного планирования на всей территории Российской Федерации. Сегодня данная административно-правовая форма позволяет скоординировать работу всех органов государственной власти и местного самоуправления по противодействию коррупции. Положения общенационального плана служат основой для планов и программ не только в органах власти, но и на предприятиях и учреждениях независимо от их формы собственности. Значительное количество программных документов по противодействию коррупции утверждаются правовыми актами управления, принимаемыми соответствующими органами исполнительной власти. Особенно распространена данная форма противодействия коррупции на уровне субъектов Российской Федерации, а также на ведомственном уровне в самих органах исполнительной власти.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478
(ред. от 26.06.2023)
"О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы"б) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и иным государственным органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
(ред. от 26.06.2023)
"О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы"б) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и иным государственным органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
"Конфликт интересов в юридических лицах: монография"
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 N 478 утвержден новый Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы <210>. Он распространяется не только на государственные органы и органы местного самоуправления, но и на организации, а также отдельно говорит о необходимости гармонизации гражданского законодательства и законодательства о противодействии коррупции (подпункт "г" пункта 1).
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 N 478 утвержден новый Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы <210>. Он распространяется не только на государственные органы и органы местного самоуправления, но и на организации, а также отдельно говорит о необходимости гармонизации гражданского законодательства и законодательства о противодействии коррупции (подпункт "г" пункта 1).
Статья: Антикоррупционное планирование в Республике Татарстан: понятие, правовые основы и повышение качества организации
(Хайрутдинова Л.Р.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)В-третьих, в содержание плана работы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции РТ необходимо включить рассмотрение вопросов по повышению качества текущего антикоррупционного планирования в органах государственной власти и органах местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан.
(Хайрутдинова Л.Р.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)В-третьих, в содержание плана работы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции РТ необходимо включить рассмотрение вопросов по повышению качества текущего антикоррупционного планирования в органах государственной власти и органах местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан.
Статья: Административно-правовой механизм предупреждения коррупционных рисков государственных служащих
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)<3> Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. N 484 "О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе" // СЗ РФ. 1997. N 20. Ст. 2239.
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)<3> Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. N 484 "О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе" // СЗ РФ. 1997. N 20. Ст. 2239.
Статья: Местные общественные палаты (советы) в России и региональные экономические, социальные и экологические советы во Франции как субъекты общественного контроля
(Кокотова М.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Предмет контроля во всех актах общественных палат (советов), выбранных для анализа, определяется как акты именно органов местного самоуправления. Однако фактически общественными палатами (советами) рассматриваются акты не только органов местного самоуправления, но и органов государственной власти. Так, Общественным советом Сургута были рассмотрены проект федерального закона N 489161-7 об изменении пенсионного законодательства <16>, проект решения губернатора о внесении изменений в план противодействия коррупции <17>; Общественной палатой Барнаула организована общественная экспертиза антикоррупционной деятельности Правительства Алтайского края <18>.
(Кокотова М.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Предмет контроля во всех актах общественных палат (советов), выбранных для анализа, определяется как акты именно органов местного самоуправления. Однако фактически общественными палатами (советами) рассматриваются акты не только органов местного самоуправления, но и органов государственной власти. Так, Общественным советом Сургута были рассмотрены проект федерального закона N 489161-7 об изменении пенсионного законодательства <16>, проект решения губернатора о внесении изменений в план противодействия коррупции <17>; Общественной палатой Барнаула организована общественная экспертиза антикоррупционной деятельности Правительства Алтайского края <18>.
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Аудит проведения государственной инвентаризации лесов в 2020 - 2023 годах и истекшем периоде 2024 года"
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 12)<21> В нарушение пункта 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), пунктов 2.8.5 и 2.8.8 Учетной политики ФГБУ "Рослесинфорг", утвержденной приказом Учреждения от 29 декабря 2018 г. N 1088-П (далее - Учетная политика).
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 12)<21> В нарушение пункта 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), пунктов 2.8.5 и 2.8.8 Учетной политики ФГБУ "Рослесинфорг", утвержденной приказом Учреждения от 29 декабря 2018 г. N 1088-П (далее - Учетная политика).
Статья: О проблеме эффективности муниципальной службы в единой системе публичной власти Российской Федерации
(Иванов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 2)Говоря о проблемах в организации муниципальной службы в России, Д.М. Карпов выделяет несколько групп проблем: 1) технического характера (необходимость цифровизации); 2) организационного плана (внедрение проектного управления); 3) противодействие коррупции (профессиональная этика, конфликты интересов); 4) кадровые (непривлекательность этого вида службы, низкий уровень мотивации и профессионализма) <6>.
(Иванов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 2)Говоря о проблемах в организации муниципальной службы в России, Д.М. Карпов выделяет несколько групп проблем: 1) технического характера (необходимость цифровизации); 2) организационного плана (внедрение проектного управления); 3) противодействие коррупции (профессиональная этика, конфликты интересов); 4) кадровые (непривлекательность этого вида службы, низкий уровень мотивации и профессионализма) <6>.
Статья: Антикоррупционные стандарты в отношении публичных должностных лиц: применение субъектами Российской Федерации опережающего правового регулирования
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)Законодательное распространение антикоррупционных ограничений на работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, предусмотрено абз. 2 пп. "б" п. 1 Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 29.06.2018 N 378 (далее - План на 2018 - 2020 годы). В рамках указанного поручения был разработан и Правительством РФ внесен проект Федерального закона N 601000-7 [13], но после его отзыва 08.07.2020 сроки реализации данной задачи не определены.
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)Законодательное распространение антикоррупционных ограничений на работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, предусмотрено абз. 2 пп. "б" п. 1 Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 29.06.2018 N 378 (далее - План на 2018 - 2020 годы). В рамках указанного поручения был разработан и Правительством РФ внесен проект Федерального закона N 601000-7 [13], но после его отзыва 08.07.2020 сроки реализации данной задачи не определены.
Статья: Организация антикоррупционной деятельности в муниципальных образованиях Красноярского края
(Шорохов В.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)В большей части муниципалитетов Красноярского края принимаются антикоррупционные плановые документы. Система включаемых в них мероприятий с каждым новым планом актуализируется и в целом направлена на достижение конкретных результатов в работе по противодействию коррупции. Вместе с тем стоит отметить, что в отдельных муниципальных образованиях к организации антикоррупционной деятельности на местном уровне относятся формально, используя в качестве основы планирования антикоррупционные планы предшествующих периодов. Так, например, в некоторых муниципальных планах различных периодов содержатся практически идентичные мероприятия, в отдельных случаях вместо фактического содержания того или иного антикоррупционного мероприятия отражаются полномочия и задачи должностных лиц или структурных подразделений исполнительно-распорядительного органа муниципального образования в области противодействия коррупции. Отчетные формы по исполнению мероприятий антикоррупционных планов, а также иная актуальная информация о деятельности органов местного самоуправления по данному направлению менее активно, чем сами планы, размещаются в публичном доступе, что, безусловно, негативно сказывается на информированности населения о деятельности муниципальных органов по противодействию коррупции и нивелирует само понятие "публичная власть".
(Шорохов В.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)В большей части муниципалитетов Красноярского края принимаются антикоррупционные плановые документы. Система включаемых в них мероприятий с каждым новым планом актуализируется и в целом направлена на достижение конкретных результатов в работе по противодействию коррупции. Вместе с тем стоит отметить, что в отдельных муниципальных образованиях к организации антикоррупционной деятельности на местном уровне относятся формально, используя в качестве основы планирования антикоррупционные планы предшествующих периодов. Так, например, в некоторых муниципальных планах различных периодов содержатся практически идентичные мероприятия, в отдельных случаях вместо фактического содержания того или иного антикоррупционного мероприятия отражаются полномочия и задачи должностных лиц или структурных подразделений исполнительно-распорядительного органа муниципального образования в области противодействия коррупции. Отчетные формы по исполнению мероприятий антикоррупционных планов, а также иная актуальная информация о деятельности органов местного самоуправления по данному направлению менее активно, чем сами планы, размещаются в публичном доступе, что, безусловно, негативно сказывается на информированности населения о деятельности муниципальных органов по противодействию коррупции и нивелирует само понятие "публичная власть".
Статья: Защита информации ограниченного доступа, получаемой по цифровым каналам передачи информации о совершаемых коррупционных правонарушениях
(Жарова А.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)В связи с необходимостью минимизации и предотвращения коррупционных правонарушений Указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы" <9> (далее - Указ Президента РФ N 478) определена задача "проведения анализа практики использования органами государственной власти (ОГВ) и органами местного самоуправления (ОМСУ) различных каналов получения информации (включая сеть Интернет) о совершаемых коррупционных правонарушениях". Вместе с тем создание условий передачи данных по каналам получения информации ставит задачу обеспечения защиты информации ограниченного доступа (далее - ИОД), полученной при осуществлении деятельности в области противодействия коррупции. Этот процесс предполагает в том числе взаимодействие физических лиц, передающих информацию <10>, и ОГВ или ОМСУ, что влечет обработку не только персональных данных, но и другой ИОД.
(Жарова А.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)В связи с необходимостью минимизации и предотвращения коррупционных правонарушений Указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы" <9> (далее - Указ Президента РФ N 478) определена задача "проведения анализа практики использования органами государственной власти (ОГВ) и органами местного самоуправления (ОМСУ) различных каналов получения информации (включая сеть Интернет) о совершаемых коррупционных правонарушениях". Вместе с тем создание условий передачи данных по каналам получения информации ставит задачу обеспечения защиты информации ограниченного доступа (далее - ИОД), полученной при осуществлении деятельности в области противодействия коррупции. Этот процесс предполагает в том числе взаимодействие физических лиц, передающих информацию <10>, и ОГВ или ОМСУ, что влечет обработку не только персональных данных, но и другой ИОД.
Статья: Правовое регулирование мер по предупреждению коррупции в России и за рубежом
(Черепанова Е.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)В Российской Федерации среди всех видов деятельности, направленных на противодействие коррупции, законодательством приоритетными признаются меры, направленные на предупреждение коррупции <1>. Согласно положениям, закрепленным в Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы <2>, действия, направленные на предупреждение коррупции, предполагают активное участие не только органов государственной власти и местного самоуправления, но и различных организаций. Эти меры включают в себя широкий спектр действий: от улучшения механизмов предотвращения и разрешения конфликтов интересов до проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов) и усиления образовательных программ, направленных на формирование антикоррупционных убеждений среди населения. Также подчеркивается значимость расширения участия общественности и институтов гражданского общества в процессе выполнения государственной антикоррупционной политики, что способствует более полному и эффективному противодействию коррупции.
(Черепанова Е.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)В Российской Федерации среди всех видов деятельности, направленных на противодействие коррупции, законодательством приоритетными признаются меры, направленные на предупреждение коррупции <1>. Согласно положениям, закрепленным в Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы <2>, действия, направленные на предупреждение коррупции, предполагают активное участие не только органов государственной власти и местного самоуправления, но и различных организаций. Эти меры включают в себя широкий спектр действий: от улучшения механизмов предотвращения и разрешения конфликтов интересов до проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов) и усиления образовательных программ, направленных на формирование антикоррупционных убеждений среди населения. Также подчеркивается значимость расширения участия общественности и институтов гражданского общества в процессе выполнения государственной антикоррупционной политики, что способствует более полному и эффективному противодействию коррупции.